Логотип Логотип Логотип Логотип
Репортаж

На Матче звезд КХЛ протестировали новую систему трекинга – с чипами в свитерах и шайбах

Рассказываем о финской технологии, которая пришла в КХЛ.

В футболе координатные данные собирают давно, в хоккее процесс значительно осложняется количеством смен и частыми столкновениями, которые могут сбивать систему. На Матче звезд КХЛ-2019 в Казани поставщиком данных была финская компания Wisehockey.

Лига впервые использовала чипы, которые закрепляются на свитерах всех игроков и вмонтированы в каждую шайбу. Датчики, установленные по периметру «Татнефть Арены», собирали интересную информацию о скорости, преодоленной дистанции и силе бросков.

Разработками в этой области параллельно занимаются несколько компаний – например, российская Iceberg концентрируется на аналитике, полезной игрокам и тренерам, и планирует развивать медиа-направление. Wisehockey как раз сосредоточились на предоставлении данных в реальном времени – это ценно как для вовлечения аудитории на арене (нестандартная и информативная статистика на кубе – только плюс), так и для оживления контента в соцсетях и трансляциях.

Чемпионат Финляндии доволен инвестициями

В прошлом сезоне Wisehockey тестировали технологию на матчах «Таппары» (компания как раз базируется в Тампере, где выступает эта команда) – результатами вдохновились в том числе руководители финской лиги. Поэтому в новом сезоне компания сотрудничает с чемпионатом Финляндии в целом, данные собирают уже на четырех аренах: система осталась в Тампере (могут использовать «Таппара» и «Ильвес»), добавились Хельсинки (ХИФК), Оулу («Кярпят») и Турку (ТПС).

Вице-президент лиги по диджитал-развитию Антти-Юсси Аро подтвердил, что в следующем сезоне оборудование Wisehockey, скорее всего, появится на всех аренах. Аро не раскрыл, сколько лига потратила на тестирование в этом сезоне и сколько придется заплатить в будущем, но в осеннем интервью MTV Sport однозначно отметил, что это значительная инвестиция.

«Таппара», которая использует данные дольше всех, уже внедрила их в собственное мобильное приложение. Директор по маркетингу и продажам клуба Аки Хольма рассказал, что эта деталь помогла нарастить статистику: сейчас приложение скачали более 20 000 раз – при населении Тампере чуть больше 200 000 человек. Хольма подчеркивает, что эффективнее всего размещать не просто топ-3 или топ-5 игроков по тому или иному показателю, а смотреть на детали и подсвечивать нестандартные параметры.

В ХИФКе, например, считают, что Wisehockey иногда помогает оценивать сильные и слабые стороны игроков. Спортивный директор клуба Тобиас Салмелайнен уточняет, что только за счет данных и аналитики никакой титул не выиграть, но грамотное использование новой информации повышает шансы. Wisehockey позволяет максимально точно отслеживать продолжительность смен игроков и фиксировать, какие броски были заблокированы (метка шайбы пересеклась с меткой полевого игрока) или отбиты вратарем.

Статистика смен защитника «Барыса» Даррена Дица в финале звездного мини-турнира

Финны делают акцент на открытом коде – они хотят, чтобы данные можно было быстро встроить куда угодно

Wisehockey стремились сделать продукт максимально удобным для быстрой установки. Основная часть подготовки – установка чипов в свитера игроков и шайбу – никак не привязана к арене и может быть сделана в любой момент.

На площадке достаточно установить 20 локаторов – обычно их размещают надо льдом под крышей, чтобы сигналу с площадки ничего не мешало. Компания уточняет, что для запуска достаточно нескольких рабочих дней и тысячи метров кабеля, при этом, как правило, даже не нужно нанимать дополнительного электрика. Система практически автономна, единственное – нужно синхронизировать ее с секундомером арены, чтобы искусственный интеллект правильно понимал, в какой момент матча произошло то или иное событие и когда возникают паузы.

Один из основных принципов Wisehockey – открытый код и возможность без особых усилий встроить данные сразу в несколько продуктов: приложение, официальный сайт, медиакуб и так далее. Например, разработчики предусмотрели доброжелательность сервиса к Android- и iOS.

Продукт Wisehockey – запатентованная разработка на основе нескольких технических решений, которые уже известны рынку. В основе – система одного из лидеров в работе с битовыми операциями Bitwise (по сути, Wisehockey – тематический проект этой компании) и метод трекинга от Quuppa – сервиса, который умеет определять объекты в пространстве, тегать каждый и в дальнейшем фиксировать все перемещения. Для передачи данных от меток в свитерах и шайбе к локаторам используется отдельный Bluetooth-канал.

«Наш продукт базируется на разработках последних пятнадцати лет в смежных областях, причем в основном мы используем именно финский опыт, – подчеркнул в разговоре со Sport Connect Миска Куусисто, глава отдела продаж Bitwise. – Сила нашего решения как раз в том, что при установке мы не тратим лишнее время на отладку и калибровку».

Wisehockey может работать весь сезон без дополнительных затрат

Представитель Wisehockey не стал уточнять, как именно складывались переговоры с КХЛ, но подчеркнул, что после полноценного релиза в Финляндии технологией заинтересовались и в других странах – Wisehockey получила много запросов о сотрудничестве. КХЛ выбрали как первого международного партнера как раз потому, что лига охватывает несколько рынков.

«Мы уже согласовали несколько новых проектов на окончание этого сезона и 2019/20 – пока не могу говорить об этих контрактах в деталях, но речь про разные страны и лиги, – рассказал Миска Куусисто. – Мы готовы снабдить Wisehockey любую арену мира, у нас нет никаких ограничений по уровню лиги или удаленности страны».

КХЛ уточняла, что использование технологии на Матче звезд не просто дополнительное развлечение, а тест. Лига может внедрить Wisehockey повсеместно, однако пока информации об окончательном решении нет.


Чип в шайбе

Во время мастер-шоу и самого звездного мини-турнира между командами дивизионов КХЛ система собрала и проанализировала почти 8 миллионов единиц данных, за одну стандартную игру Wisehockey обычно обрабатывает порядка 5 миллионов. Клубам или аренам не нужно выделять дополнительных специалистов для контроля – она автоматически начинает работу и сбор данных при запуске судейского секундомера.

Еще одно преимущество разработки, которое после Матча звезд подчеркивала и КХЛ, и представитель компании в разговоре со Sport Connect, – надежность и долговечность. Энергопотребление встроенных чипов настолько невелико, а сами они настолько прочны, что не требуют замены в течение сезона. Возможны сложности с шайбой (из-за частых сильных ударов), но если что-то со сбором данных не так, система автоматически даст сигнал судейскому столику – в игру введут новую шайбу.

«Пока мы делаем акцент на вовлечение болельщиков, но открытость и простота использования Wisehockey совсем не вынуждают нас выбирать, на кого мы ориентируемся в первую очередь: на тренеров, игроков, фанатов, телеаудиторию, букмекеров и так далее, – уточняет Миска Куусисто. – Вскоре мы планируем представить еще несколько дополнительных сервисов – например, онлайн-подсчет показателей xG будет доступен буквально в течение нескольких недель».

Такой проект разрабатывают и в НХЛ

Все идет к тому, что в начале следующего сезона аналогичный проект появится в Северной Америке.

В январе 2019-го НХЛ объявила, что ее партнером стал JogMo, производитель RFID-систем трекинга. Известно, что технологию впервые протестировали 9 января в Лас-Вегасе во время матча «Вегас» – «Рейнджерс», а затем повторили испытание через пару дней на игре «Вегаса» с «Сан-Хосе».

У JogMo было несколько конкурентов. Вице-президент НХЛ по развитию бизнеса и инновациям Дэвид Лехански рассказал, что победитель тендера лучше всех справился с задачей внедрить чип в шайбу так, чтобы не пострадали ни игровые характеристики, ни точность данных.

Лехански не уточнил даты полноценного запуска проекта, поэтому пока у КХЛ есть все шансы опередить НХЛ.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Репортаж