Логотип Логотип Логотип Логотип
Репортаж

Гиганты британского ТВ-рынка – о 54 секундах на хайлайт, пользе смешанной реальности и приложениях

В Лондоне прошел Sport Tech Innovation Forum, где менеджеры крупнейших британских бродкастеров (BT Sport, Sky Sports, Eurosport и ITV) обсудили настоящее и будущее спортивного ТВ и объяснили, почему виртуальная реальность все еще не захватила спорт. Мы записали главные тезисы.

BT Sport уходит в мобайл

Джейми Хиндхоу, главный операционный директор BT Sport

• Шесть лет назад у BT Sport не было прав на показ английской премьер-лиги, а студия, в которой мы сейчас находимся (главный офис BT Sport в лондонском Олимпийском парке – Sport Connect), была заброшенным складом. Тогда мы выходили на рынок против очень – ОЧЕНЬ – сильного конкурента [Sky Sports], к которому мы испытываем колоссальное уважение, и к аудитории, которая привыкла смотреть спорт определенным образом.

Сейчас мы показываем наш шестой сезон премьер-лиги. За шесть лет мы поняли: мы не обязаны повторять за нашими конкурентами все. При этом существуют вещи, которые конкуренты не делают, – и мы снова не обязаны занимать эту нишу и заниматься ими. Это очень важно: вы должны следить за тем, что происходит вокруг, но понимать, чего хочет именно ваша аудитория.

• В 2015-м мы запустили первую в Европе трансляцию в 4K, в 2017-м впервые в мире передавали матч с объемным звуком на 360 градусов (360 surround sound). Весной 2017-го показывали финал Лиги чемпионов в формате 360 на YouTube и в нашем приложении – это было самое большое событие, которое когда-либо транслировалось впрямую в таком качестве.

Все это мы делали не потому, что хотели быть первыми в мире, а потому, что следовали своей миссии: перенести аудиторию максимально близко к событиям. The Heart of Sport – это наш главный девиз.

• Формат HDR дает совсем другое ощущение даже на маленьких экранах мобильных телефонов: только он передает цвета в качестве, идентичном реальному. HDR позволяет вам впервые увидеть красные футболки «МЮ» именно в том легендарном оттенке. Летом мы показывали чемпионат мира по хоккею на траве: при качестве 4K трава на экране выходит другого цвета, потому что палитра цветов у 4K чуть уже. Это мелочи, но именно они определяют разницу.

• Спорт – это социальное событие. Сегодня ты вряд ли будешь не отрываясь смотреть в экран 90 минут. Матч хочется обсудить с друзьями. Медиакорпорации стараются стать такой площадкой для коммуникации, но тяжело переключить аудиторию на что-то новое в стране, где главные программы, используемые по ходу матча, – это традиционные Twitter и WhatsApp.

Майк Норриш, Диджитал-директор BT Sport

• Все больше и больше зрителей потребляют контент через мобильные приложения – только так они чувствуют, что ничего не упускают. Мы активно развиваем свое приложение: live-трансляции, обзоры матчей и остальной контент доступен в BT Sport App бесплатно для всех подписчиков ТВ-версии или за 9 фунтов в месяц.

Сейчас мы активно ищем баланс между качеством картинки и мобильностью. HDR, лучший звук, максимум статистики на экране – все это работает для большого экрана, но перенести то же качество на мобильные устройства – главный вызов на ближайшие годы.

• Мобильное приложение моментально дает огромный объем информации о зрителях. Такая аналитика не всегда доступна на ТВ: что люди смотрят, когда, как долго, все демографические данные.

• Мои коллеги много говорят о скорости публикации контента, но для нас важнее его эмоциональная составляющая. BT Sport учится рассказывать по-настоящему эмоциональные истории. Мы хотим заставить зрителя что-то почувствовать.

На это направлен наш проект No Filter, который зародился в боксе, но теперь распространился на другие виды и лучше всего работает с футбольной Лигой чемпионов. Это не хайлайты в прямом и привычном смысле, а видео, рассказывающее эмоциональную историю. Мы объединяем техническую сторону (качественный показ моментов) с эмоциональной историей, добавляем закадровый текст комментатора и ролики болельщиков из социальных сетей. Получается пятиминутное видео с опасными моментами, фанатами у стадиона и на трибунах, интервью тренеров и игроков. Как можно больше углов зрения, как можно больше разных планов, как следствие – больше слоев истории.

Мы делаем видео качественно и быстро: ролики о вечернем матче выгружаются в сеть в 7 утра. Приятнее всего получать комментарии от коллег, которые удивляются, как мы монтируем такие сюжеты всего за пару часов.

• BT Sport показывал финал Лиги чемпионов в Кардиффе в формате 360: мы запустили трансляцию на YouTube и в наших приложениях, раздали зрителям 100 000 шлемов виртуальной реальности. Родители рассказывали, как дети бегали в этих шлемах по квартире и пытались пинать виртуальный мяч. У технологии VR есть потенциал, и он огромен.

• Большой вопрос для всех бродкастеров сегодня – баланс между традициями и инновациями. Технологии развиваются так стремительно, что самый большой и опасный соблазн – закопаться в них с головой, прикручивать к продукту все новые и новые фишки. Но эти инновации не всегда могут быть полезными и служить нашей цели – создавать лучшую историю и приближать зрителей к событию.

Eurosport использует смешанную реальность

Гордон Кастл, старший вице-президент по технологиям Eurosport

• На Олимпиаде-2018 Eurosport фокусировался на трех вещах: адаптации контента, его визуализации и предоставлении максимума информации.

Для адаптации мы использовали комментаторов по всей Европе и выдавали звуковую дорожку на 22 языках, привлекали гостей по всему миру и спортсменов из разных стран. В итоге аудитория в каждой стране получала свой контент.

Наш главный инструмент визуализации – это Eurosport Cube, позволяющий работать со смешанной реальностью.

Раньше всю графику выводили через зеленый экран. Хромакей – это отличная штука, но с ним нужно уметь работать. Телеведущие четко знают, где именно появится турнирная таблица или видео, но спортсменам сложно работать с воображаемыми данными. Куб решил эту проблему: данные, видео и графика появляются прямо перед ними, спикеры оказываются как бы внутри картинки – и спортсмены напрямую взаимодействуют с информацией.

Дополнительная статистика – еще одна важная составляющая нашего контента. Для велоспорта и прочих циклических видов спорта мы используем second-screen app, куда выводится вся возможная информация: биометрические показатели атлетов в режиме реального времени, скорость, карта трека. Технология позволяет не только изучать данные в приложении, но и выводить их на ваш ТВ-экран по ходу трансляции, объединяя мобильный и телевизионный контент.

• Мы использовали Куб для многих видов спорта. Самое сложное – выбрать, что именно показать. Часть графики можно подготовить заранее и использовать как визуальную часть рассказа. Но гораздо сложнее реагировать на происходящее в реальном времени. Нужно максимально быстро выбрать, какую историю ты хочешь представить зрителю, на чем концентрируешься – и только потом подбирать данные и визуальные образы, которые подкрепят рассказ. Это правило работает всегда. На первом месте – история, а статистика, графика и технологии в целом вторичны.

• В плане технологий главное – выбрать, что именно будет работать на твоей площадке, и понять, как это соотносится с тем, что у тебя уже есть.

Объясню на примере 3D, который оказался технологией не для всех видов спорта. 3D отлично работает с футболом: ты оказываешься на трибуне, видишь все вокруг, можешь перемещаться между разными частями большого поля. Он хорошо зарекомендовал себя в боксе, где переносит зрителя прямо на ринг. Но для видов типа баскетбола, где все быстро и немного суетливо, да еще и площадка маленькая, это работает в разы хуже. Зритель просто путается и не ощущает всего преимущества технологии.

ITV несет спорт массовому зрителю и не доверяет искусственному интеллекту

Джейн Сайкс, руководитель отдела диджитала ITV

• ITV – это телевизионный масс-маркет, который, в отличие от коллег с BT Sport и Sky Sports, специализируется не только на спорте. Это сильно влияет на наш подход к инновациям. К ним готовы не все.

• Три-четыре года назад мы постоянно задавали себе вопрос: люди так привыкли смотреть спорт по ТВ, будет ли такой же контент работать в социальных сетях? Сейчас это не проблема. Мы не только можем дублировать контент в мобайле, но должны быть шире, использовать разные способы, предоставлять как можно больше контента – и люди будут его с удовольствием потреблять.

• Развитие технологий значительно ускорило переход картинки с ТВ-экрана в веб. Еще несколько лет назад у нас на всю спортивную редакцию был единственный компьютер, на котором можно было вырезать кусочек из live-трансляции; занимало это по 5-10 минут на 60-секундный момент с голом. Теперь мы можем быть где угодно: на стадионе, в студии или даже дома – и в течение 60 секунд получить нужное нам видео.

Это вопрос не только доступа аудитории к контенту, не только прибыли, но и репутации. Если ITV транслирует матч, то и наши соцсети должны реагировать на происходящее быстрее, чем все остальные. Весь контент, который окружает игру, должен идти от нас.

Дополнительно мы серьезно вложились не только в технологии, но и в обучение. Команда должна уметь работать с новым оборудованием – и работать быстро, ведь даже 5 секунд промедления при публикации опасного момента в Twitter могут оказаться критичными.

• По ходу ЧМ-2018 у нас было соревнование с BBC, который показывает футбол очень давно, но максимально традиционно. Нам было важно выглядеть более мобильными, более технологичными, более инновационными. Прогресс может быть не сильно заметен в повседневной работе, но важен, когда дело доходит до турниров, где в течение месяца зрители каждый день напрямую сравнивают тебя с прямым конкурентом.

• AI (искусственный интеллект) – максимально интересная технология, но пока спорт ей не очень подчиняется. Мы пробовали работать с AI по ходу чемпионата мира в России. На больших турнирах по условиям ТВ-контрактов мы можем выдавать в социальные сети лишь определенное количество контента – суммарно около 2 минут с каждого матча. Режиссер трансляции знает футбол, понимает команды и выберет эпизоды точнее и эмоциональнее. Он почувствует: кажется, игра идет к голу, в ближайшие 15 минут одна из команд точно забьет, поэтому мы не будем публиковать этот удар по воротам сейчас, а подождем более опасного эпизода. AI быстро учится, но пока не чувствует нерв игры и не может точно выбрать, какой из моментов выглядит потенциально опаснее, какую ситуацию стоит включить в подборку.

Sky Sports развлекает спортсменов и верит в VR

Стив Смит, директор по контенту, производству и операционной деятельности Sky Sports

• Недавно в нашем департаменте произошло большое слияние. Мы объединили усилия креативной команды, диджитал-отдела, продакт-менеджеров и маркетологов. Все важные совещания проходят только при участии всех трех направлений. Люди, которые создают контент, позволяют ему существовать на разных платформах и занимаются распространением, должны работать вместе, обсуждать созданное.

• Главный вопрос на сегодня: как нам сделать ТВ-среду комфортной для спортсменов? У нас потрясающие эксперты и комментаторы, но зритель хочет видеть и слышать участников соревнований. Как заставить игроков говорить больше, чем на стандартной пресс-конференции? Расслабить, не давать заскучать, подкидывать интересную статистику, развлекать – тогда и спортсмены будут самостоятельно развлекать зрителей.  

• Мы не должны забывать о демографии. На разных платформах (ТВ, веб и на мобильных устройствах) нас смотрят разные поколения, которые потребляют контент по-разному. Что работает для мобильного приложения, не всегда будет понятно традиционной и более взрослой аудитории, которая следит за матчем по ТВ. Сейчас мы стараемся по максимуму объединить ТВ и мобайл, не создавая эффекта повтора. Одно не должно стать заменой другому, но они должны работать эффективнее вместе.

• Наша норма: видеоклипы с матчей АПЛ должны появляться на платформах Sky Sports в Великобритании и по всему миру через 54 секунды после того, как событие произошло в реальности.

• С VR нужно быть очень осторожными. Наш опыт показывает, что эта технология пока в большей степени эксперимент и развлечение, а не полноценный вариант для просмотра 90-минутной игры. Люди пробуют такой формат несколько минут, а затем переключаются на стандартную трансляцию.

Когда к очкам виртуальной реальности будет готова вся аудитория и масс-маркет, это может стать прорывной технологией для спорта. Скорее всего, VR будет все активнее использоваться не только зрителями, но и спортсменами в тренировочном процессе. Но пока понятно не все. Это точно технология будущего, а не настоящего.

• Глобальным бродкастерам при подходе к инновациям всегда надо помнить: мы работаем не только на домашнюю аудиторию, но и на весь мир. В Англии есть большой соблазн отказаться от очков VR: любой болельщик потенциально может отправиться на «Олд Траффорд», «Энфилд» или «Уэмбли» и испытать все вживую. Но для большинства зрителей британский футбол так и останется далеким и исключительно телевизионным опытом. Если с помощью очков виртуальной реальности мы можем сделать этот опыт более реальным, значит, такая технология полезна и рано или поздно будет востребована.

• Мы проводили еще один эксперимент: позволяли зрителю самому быть режиссером трансляции. Это новый тренд, object-based broadcasting, позволяющий болельщику самостоятельно выбирать угол обзора, повторы, крупные планы, настраивая показ под себя. Потенциально это должно быть интересно для компаний, работающих на разных рынках.

Создавать собственный продукт интересно, но нельзя забывать, что для наших зрителей любая трансляция – это развлечение. Мы можем позволить им регулировать параметры под себя, но не должны превращать просмотр матча на домашнем диване в полноценную работу режиссера. Кастомизация работает при выборе громкости интершума, но не в создании полноценной картинки.

Автор: Дария Конурбаева.