Логотип Логотип Логотип Логотип
Репортаж

Хоккейный «Спартак» бьет рекорды посещаемости. Как это работает?

Зимой болельщиков стало на 34% больше.

«Я в сарае пару раз был – впечатления совсем не те, конечно», – домашний матч «Спартака» еще даже не начался, а зрители уже были довольны. «Сарай» в данной ситуации – это старый дворец в Сокольниках. 61-летнее здание давно требовало ремонта, и летом прошлого года его наконец-то стали освежать. Стоимость реконструкции, по сообщениям московской мэрии, составит примерно 1 миллиард рублей, завершить ее планируют в течение 2018 года.

Из-за ремонта хоккейный «Спартак» переехал на самую современную арену Москвы – «Парк Легенд». Многие болельщики поначалу относились к такому переезду недоверчиво (здесь же играет и «Динамо»), но удобства нового дворца оказались важнее, объяснил в интервью Sport Connect генеральный директор «Спартака» Андрей Веревко. «Теперь «Спартак», в отличие от двух предыдущих сезонов, играет на одной арене – причем самой современной в Москве, где есть все условия для комфортного отдыха. Мы благодарны КХЛ за то, что Лига развела в календаре домашние матчи «Спартака» и «Динамо». С учетом различных факторов это было очень непросто, но в итоге мы получили возможность играть на арене мирового уровня». Три главных плюса «Парка легенд» по мнению Веревко – современная инфраструктура; высокая транспортная доступность; расположение в районе Москвы с низким уровнем концентрации спортивных объектов.

Посещаемость домашних матчей «Спартака» резко увеличилась не сразу после переезда, а только в декабре. На дерби с ЦСКА пришли 9 017 зрителей, а два дня спустя на «Слован» – уже 10 599 человек, и для красно-белых это был новый рекорд. Люди шли не на волне успеха (в дерби «Спартак» вчистую проиграл 0:4), а благодаря отдельно прорекламированной акции «Ретро-матч» – тогда всю арену оформили в стилистике 80-х.

Рекорд обновился уже на следующем матче против «Салавата Юлаева» – на нем собрались 11 300 зрителей.

В итоге зимой средняя посещаемость матчей «Спартака» выросла аж на 34%: в первой части сезона КХЛ было 6 152 человек, сейчас – 8 233

«С 15 ноября работаем с компанией, которая занимается рекламой мероприятий в интернете (контекст и таргет). Данный инструмент привлек большое число новых болельщиков и помог вернуть на трибуны тех, кто последний раз ходил на хоккей еще в Сокольники. Вложенные инвестиции окупились в десятикратном размере, – сказал Sport Connect генеральный директор «Спартака» Андрей Веревко. – Также на росте посещаемости сказалось, что команда после домашнего матча со СКА 9 октября одержала в Москве 10 побед подряд, поднявшись на 6-е место в турнирной таблице конференции. Игра «Спартака» в этом сезоне радует глаз, и это мнение не только мое, но и многих специалистов и болельщиков. Что еще? Перерыв в футбольном сезоне – часть болельщиков, которым нужен адреналин на спортивном событии, переключились на хоккей. Плюс нам «помогли» большие новогодние праздники, во время которых у людей появилась отличная возможность выбраться с семьей на хоккей. В итоге мы столкнулись с тем, что телефон нашей горячей линии разрывался от звонков людей, интересовавшихся возможностью раздобыть хоть какие-нибудь билеты. Это были приятные хлопоты. Но хочу еще раз подчеркнуть: только комплексный подход с использованием всех современных инструментов в работе со зрителями может принести положительный результат».

Билеты: скидки, купоны, бесплатно

Одна из главных причин взлета популярности «Спартака» – билетная программа.

У одной из касс ледового дворца мужчина лет 45 ссыпал монеты в лоток: «Мне за 75 рублей билет дайте, пожалуйста». По словам Веревко, это еще не минимальная цена. «Самый дешевый билет на матч 4-й категории стоит всего 100 рублей. Это места за воротами на втором ярусе. Социальная скидка для несовершеннолетних, студентов, пенсионеров и маломобильных групп граждан составляет 50%, и в итоге попасть на хоккей можно всего за 50 рублей. Но это далеко не самые популярные билеты. К сожалению, экономическая ситуация не позволяет нашим болельщикам платить за билеты те деньги, которые платит, к примеру, болельщик в Северной Америке или Европе. Когда-то мы придем к тому, что цена билета на хоккей сравняется с ценой билета на концерт или хороший спектакль. Но не сейчас. У нас огромная арена, много ценовых категорий, поэтому каждому болельщику легко подобрать место по своему вкусу и кошельку», – говорит Веревко.

Попасть на «Спартак» можно и бесплатно – для этого существуют специальные программы. Клуб поддерживает различные социальные проекты и распространяет билеты в детских домах, интернатах, в школе следж-хоккея и среди многодетных семей. Веревко уверяет, что доля бесплатных билетов не превышает 10-15%.

«Бесплатные билеты достаются аудитории, которая их, скорее всего, сейчас бы не купила, а клуб получает дополнительных юных зрителей на трибунах, которые в дальнейшем, имея регулярный доход, могут стать покупателями билетов или атрибутики. А уже сейчас будут, надеюсь, теребить своих родителей, чтобы те еще не раз сводили их на хоккей. Арена в «Парке Легенд» вмещает 10 500 зрителей (без VIP-лож), и объективно нам пока сложно добиться, чтобы трибуны на каждой игре были заполнены процентов на 90. Тут много факторов: и не слишком удачное выступление команды в предыдущих сезонах, и общая экономическая ситуация в стране, не позволяющая людям постоянно выбираться на хоккей, когда матчи идут через день, и конкуренция со стороны других форм досуга в Москве», – добавил Веревко.

Еще у «Спартака» есть корпоративная программа: любая московская компания может посетить один матч за год по пригласительным билетам (акция не распространяется на топовые матчи). «Это своеобразная афиша. Сотрудники в большом количестве впервые приходят на матч, понимают, нравится им атмосфера или нет, и в дальнейшем сами решают, интересен ли им в принципе поход на хоккей. Для участников корпоративной программы есть скидки на покупку билетов», – отмечает Веревко.

Третий вариант купить билеты со скидкой – это сайты-купонаторы. В этом сезоне «Спартак» отдал сервису Frendi «самые неликвидные билеты, но с большим дисконтом». На два тестовых матча продали по 200 таких билетов, в дальнейшем стороны ожидают роста в несколько раз.

Уют на стадионе

Несмотря на волны новой хоккейной аудитории, никаких очередей в «Парке Легенд» нет – максимально быстрый проход через рамки металлоискателей и понятная навигация передвижения. Заблудиться невозможно хотя бы потому, что закольцованные коридоры открыты для всех; если на футболе все еще есть риск упереться в хмурого полицейского, то здесь – никаких ограничений.

Вокруг постоянно что-то происходит и всегда можно что-то съесть – основных точек с едой и закусками 4, в каждой по 10 касс. И это без учета отдельных лотков с мороженым, напитками и закусками. Своя точка есть и у одного из партнеров клуба True Burgers: специальный красно-белый бургер продается за 350 рублей.

Для любителей безлимитной еды и напитков есть отдельный Hot Ice Bar, вход в который стоит 1500 рублей. Но остаться там на всю игру не получится – хоккей из бара не видно, он рассчитан исключительно на перерывы.

Развлечения «Спартака» в целом стандартны, но главное – они равномерно распределены по всему ледовому дворцу. На фоне традиционных зон для фото, кикера и настольного хоккея выделяются два робота, предоставленные выставкой «Робостанция»: машины распевают спартаковские кричалки и умеют реагировать на человеческую речь, чем особенно впечатляют детей.

Для тех, кому хоккей пока не особо интересен в силу возраста, на арене есть детская комната: если перед игрой там было пусто, то во втором перерыве аниматоры активно развлекали детей.

«В маркетинге почти все уже придумано: сделай хорошую парковку, избавь людей от очередей на входе и выходе, дай им возможность вкусно перекусить и развлекай их по полной программе. Это базовые вещи, которые мы используем в работе с болельщиками. Также клуб разрабатывает CRM и программу лояльности, чтобы коммуникация с болельщиками была более персонифицированной», – рассказал Веревко в интервью Sport Connect.

***

«Спартак» признает, что впереди еще много работы во взаимодействии с болельщиками. Пока мало развлечений на трибунах. Есть отличная задумка с появлением игроков будто из арки Колизея, стандартные включения Kiss Cam и розыгрыши подарков от партнеров, но большинство болельщиков все равно стремится в подтрибунные помещения.

Второй вопрос – что будет с посещаемостью «Спартака», если клуб все-таки не выйдет в плей-офф КХЛ. «Мы все искренне верим, что наши хоккеисты порадуют многочисленных поклонников и пробьются в восьмерку. Иначе зачем мы все работаем, если будем в этом сомневаться? – говорит Веревко. – Игра команды позволяет смотреть на финиш регулярного чемпионата с оптимизмом. Во-вторых, можно вспомнить, что в прошлом сезоне клуб прекратил борьбу за плей-офф задолго до конца чемпионата, но, несмотря на это, посещаемость в текущем сезоне выросла. Поэтому мы ожидаем роста посещаемости вне зависимости от результатов. Наша стратегическая задача – сделать так, чтобы люди приходили на хоккей, не обращая внимания на место команды в таблице».

Фото: официальный сайт «Спартака».

рубрика
Репортаж