Логотип Логотип Логотип Логотип
Репортаж

Хоккей перенесут с минус 30 под крышу – и другие важные истории об Универсиаде в Красноярске

За год до зимней Универсиады Sport Connect провел выездной семинар в Красноярске – вместе с местными менеджерами и гостевыми спикерами мы обсудили подготовку к спортивным мегасобытиям и превращение стадионов в главные места силы города.

В первой части – главные тезисы о Красноярске и Универсиаде.

Хоккей с мячом переезжает под крышу

Особая эстетика русского хоккея – с морозами под минус 30 и занесенными снегом креслами – медленно уходит в прошлое. Специально к Универсиаде в Красноярске строят крытый стадион «Енисей». Болельщикам больше не придется мерзнуть и надевать термобелье – под крышей обещают стабильные +18 градусов.

Главная особенность арены – крышу поддерживают не металлические, а деревянные конструкции (9 арок из сосны, каждая – по 94 килограмма). Благодаря дереву снижается общая масса здания, но это все равно не главная причина, почему в проекте возникли сосновые арки. Как сказал заместитель генерального директора строительной компании «СДС-Строй» Алексей Кокорников, главное – это эстетика. Конструкции из сосны не закроют другими элементами кровли, поэтому они будут заметны всегда.

«Еще дерево привлекает нас огнестойкостью, – добавил Кокорников. – Мы подсчитывали, что металлические конструкции обрушаются через 60 минут после начала пожара, а деревянные – через 1 час 20 минут».

 

Вместимость нового стадиона – 5000 человек. «Енисей» это нисколько не смущает: сейчас на матчи в среднем ходят по 2 тысячи болельщиков.

Стадион строится прямо на месте старого, близко к домам корневой и самой лояльной аудитории. Сейчас, когда «Енисей» вынужденно играет в центре Красноярска, болельщики жалуются на неудобства: «Наш стадион исторически соседствует с заводом Красмаш, где производится ракета Булава. Сейчас болельщики звонят: смена заканчивается в 18:00, игра уже в 19:00, надо успеть добраться через пробки, а парковаться негде. Нам надо просто вернуться на свой стадион – и болельщики придут», – рассказал руководитель пресс-службы «Енисея» Юрий Дудник.

Под двумя центральными трибунами будут сплошные галереи, где «Енисей» планирует развлекать зрителей по примеру КХЛ. За воротами появится двухэтажная коммерческая зона, закрытая от мяча бронированным стеклом – там будут находиться рестораны с панорамным видом на площадку.

На обновленном «Енисее» реально проводить турниры по другим видам спорта (волейбол, баскетбол) и концерты, но, скорее всего, этого не случится. Лед на «Енисее» планируется держать 11 месяцев в году – весь сезон и летом, для тренировочных сборов. «Сейчас команда постоянно ездит в Швецию, а теперь можно будет летом тренироваться самим и привозить сильнейшие команды на товарищеские турниры», – сказал Кокорников.

«Мы можем провести концерт, но сколько детишек тогда пропустят тренировки из-за убранного льда? Может, иногда лучше возложить часть коммерческой нагрузки на бюджет – пусть дети потренируются, а не Маша Распутина споет на концерте, – заключил руководитель пресс-службы «Енисея» Юрий Дудник. – В Швеции открыли уже вроде бы 25-й крытый каток, а мы только начинаем это движение. Вот вы куда ребенка отдадите скорее – где минус 30 градусов или где хотя бы 0?».

Важная особенность красноярского стадиона – он построен по заказу самого «Енисея». Часто цепочка взаимодействий искажается из-за масштаба соревнований: город строит арену, которая удовлетворяет всем требованиям международной организации, и при этом практически не общается с клубом, который впоследствии будет этой ареной управлять. В Красноярске клуб и академия общаются со строителями с первых дней. «Наши хоккеисты сами приходили, показывали, как и что должно быть расположено, – рассказал Юрий Дудник. – Очень надеемся, что получится объект для хоккеистов и детей, а не для чиновников и каких-то непонятных законов».

Трассы, где теперь будут тренироваться сборные России по сноуборду и фристайлу

В Красноярске уже построен универсальный комплекс «Сопка»: во время Универсиады там разыграют 21 комплект медалей в сноуборде и фристайле, но вообще тренироваться там могут более 2700 человек в сутки.

В «Сопке» есть площадка для баскетбола, волейбола или мини-футбола, зал для единоборств, отсек настольного тенниса и огромный тренировочный зал для акробатики, художественной гимнастики и даже фристайла. Например, в день визита Sport Connect один из залов подготовили к соревнованиям по кикбоксингу, а незадолго до этого там проходил баскетбольный матч.

В просторном тренировочном зале, где одновременно могут заниматься гимнастки, акробаты и фристайлисты, установлена гигантская рампа: лыжные акробаты могут съезжать по ней, взлетать, выполнять сложные прыжки и приземляться в бассейн с поролоном.

На «Сопке» 6 трасс для сноуборда и фристайла, но только 2 из них будут доступны для обычных посетителей. Остальные рассчитаны на молодых профессионалов, серьезные краевые соревнования и тренировки основной сборной России.  

Яркая особенность комплекса – подземный паркинг на 190 автомобилей. Посетители могут приехать на своей машине, оставить ее на парковке и подняться на нужную спортивную зону.

Эксплуатация комплекса будет стоить около 89 миллионов рублей в год (на строительство из краевого бюджета потрачено 2,7 миллиарда). Утром и днем «Сопка» всегда будет работать по госзаданию (тренировки школ и спортсменов), а после 18:30 может проводить платные тренировки для всех жителей Красноярска, чтобы зарабатывать что-то самостоятельно. По словам управляющего Александр Марченко, удаленность «Сопки» от центра никого не смутит: «У многих в Красноярске есть свои машины. Да и все понимают, что хватит уже в городе сидеть».  

Социальная польза Универсиады – новые дороги, аэропорт, больницы

Заместитель генерального директора Универсиады-2019 Денис Бранчуков рассказал, как соревнования повлияют на жизнь города.

О выборе проектов стадионов: «У нас не будет 25-тысячников, которые мы точно не заполним. Все стадионы компактные, мы сможем их содержать, они не лягут тяжким бременем на бюджет края. Есть возможность оказывать платные услуги, потому что все объекты многофункциональные, можно развивать массовые виды спорта».

Правда, четких планов по коммерциализации у администрации все-таки нет. «Мы думали о коммерческом потенциале, но надо понимать, что при строительстве объектов из госбюжета в первую очередь решаются государственные задачи. У нас есть цель достичь окупаемости. На «Арене-Север» будет много коммерческих мероприятий, любой человек может покататься на коньках, там могут проходить концерты и ледовые шоу. Одно из условий самоокупаемости – это многофункциональность. Цифр у меня с собой нет».

О билетной программе: «Билеты точно не будут бесплатными. Тот же опыт Казани показал, что нужно устанавливать хоть маленькую (пусть 50, пусть 100 рублей), но цену. Люди приходят, потому что заплатили. А по бесплатным билетам многие просто не приходят. У нас все будет демократично: самый дорогой билет будет стоить до 500 рублей».

О социальной пользе: «Такой объем работ без Универсиады можно сделать только за 20-30 лет. Благодаря Универсиаде на нас обратили внимание федеральные органы и другие учреждения, существенно модернизирована инфраструктура. Например, построен новый аэропорт, появилась автомобильная дорога по улице Волочаевская – настоящий комплексный объект, потому что сразу разгрузится центр Красноярска, а дороги – это вообще магнит для строительства новых домов и магазинов. Универсиада – мультипликатор, влекущий за собой развитие территории. У нас появятся 150 новых автобусов, 2 новых блока крупнейших региональных больниц».

Как заинтересовать аудиторию, которая даже не представляет, что такое Сибирь

О коммуникационной стратегии Универсиады рассказал директор по развитию бизнеса и международным коммуникациям агентства АГТ Владимир Серов. Продвижение будет построено вокруг кампании Follow Up Siberia, которая должна развенчать самые страшные мифы, которые окутывают образ России за границей – от океанов водки до грозных медведей.

Суть проекта проста: людям нужно найти Сибирь в своем городе (так, как они ее представляют), сделать фотографию и отправить ее организаторам. Победители попадут в информационный тур по Сибири: их вместе с журналистами и блогерами, которые работают в том числе на иностранный сегмент YouTube, повезут в Норильск, Дудинку и Красноярск.

Истории победителей подсветят в отдельной рубрике на Euronews. «Канал покажет, как люди из разных стран приезжают в Россию и открывают ее по-новому», – сказал Серов. Кроме того, 20 лучших фотографий во время футбольного чемпионата мира выставят на Тверском бульваре в Москве.

Организаторы ожидают, что в конкурсе будут участвовать 1,3 миллиона человек. Охват должна обеспечить активная промо-кампания: реклама на бортах кораблей и самолетов, на 54 000 экранов в ключевых аэропортах США, Канады, Великобритании и других стран. Будут активации в крупнейших учебных заведениях Сибири и аэропортах Шереметьево, Домодедово, Пулково (Санкт-Петербург) и Емельяново (Красноярск).

Горнолыжный спорт в фанпарке, куда весь год приезжают люди

Все горнолыжные медали Универсиады будут разыграны на территории фанпарка «Бобровый лог», который считается главным спортивно-развлекательным комплексом Красноярска. При оформлении заявки на Игры-2019 он был единственным готовым объектом, на реконструкцию понадобилось только 1,5 миллиарда рублей – это строительство спортивно-тренерского блока (раздевалки, комментаторские кабины и так далее), расширение трасс, интегрированная система безопасности и организация телетрансляций.

Главная проблема – организовать строительство так, чтобы жители Красноярска всегда могли приехать в «Бобровый лог» и отдохнуть. Зимой – покататься на горных лыжах или коньках, летом – поплавать и позагорать у бассейна, прокатиться на родельбане (очередь в выходные стоит от 30 минут до 2 часов), арендовать беседку и устроить пикник, полетать на тросе, прогуляться по заповеднику «Столбы» и так далее. «Мы распределяли работы в зависимости от сезонности», – рассказала генеральный директор фанпарка Елена Гаврилова.

Строительство (2,5 миллиарда рублей в 2006 году) и реконструкцию «Бобрового лога» оплатил «Норильский никель». На операционную деятельность и замену устаревшего оборудования парк зарабатывает сам. Причем доходы летом и зимой практически одинаковы – именно поэтому «Бобровому логу» важно принимать жителей Красноярска постоянно.

«Мы не будем повышать тарифы на сезон-2018/19, – отметила Гаврилова. – Хотя тарифы на электроэнергию растут неудержимо, а для производства искусственного снега ее нужно очень много – чтобы поднять воду наверх, чтобы она вышла наружу, кристаллизовалась и стала снежинками. Натурального снега у нас 5-10% в зависимости от сезона, остальное – искусственный».

«Бобровый лог» хотел бы расширяться, но это невозможно из-за особенностей географического положения: наверху – заповедник, внизу – река. Поэтому «Норильский никель» планирует уже летом открыть новую парковую зону неподалеку, на острове в пойме реки Базаиха. Там будут велосипедные дорожки, пешеходные маршруты, прокат различного спортивного инвентаря, детские площадки и лыжные трассы.

Для поддержания интереса к спорту после Универсиады – абсолютно логичный шаг.

рубрика
Репортаж