Логотип Логотип Логотип Логотип
Репортаж

Чтобы сыграть в хоккей на стадионе «Зенита», потребовалось 30 тонн льда для коктейлей. Репортаж из Питера

Что окружало огромные матчи СКА и сборной России.

ФХР и СКА колдовали со вместимостью. Зря

Хоккей на стадионе «Зенита» организовали максимально быстро. Во-первых, в плане документов: ФХР и СКА использовали первую же большую паузу первого футбольного сезона после чемпионата мира (до 14 июля 2018-го организовать на «Санкт-Петербурге» что-нибудь непрофильное было невозможно из-за ограничений ФИФА). Во-вторых, официальный анонс сделали всего за 5 недель до матча Россия – Финляндия, тогда как в НХЛ хозяева «Зимней классики» назначаются примерно за год.

Однако синхронизированная с мощностями «Зенита» продажа билетов и масштабная социальная программа позволили собрать на двух играх 139 151 зрителя.

Со вместимостью арены долго не было полного понимания. Организаторам хотелось бить не только местный хоккейный рекорд (55 000 зрителей в «Лужниках»-1957 на решающей игре чемпионата мира СССР – Швеция), но и вынесенный на арену футбольного «Шальке» матч ЧМ-2010 Германия – США (77 803 человека).

Так как чистый мировой рекорд в Санкт-Петербурге все-таки невозможен, пришлось использовать статистические уловки. Например, на игре сборной озвучили не только стандартную посещаемость матча (71 381), но и общее количество людей, побывавших на территории стадиона (81 000). Десятитысячную разницу объяснили тем, что часть болельщиков посетила только выступление группы «Мумий тролль», которое началось в чаше арены за пару часов до хоккея. Проверить эту цифру без официальных данных пропускной системы невозможно, в том числе потому, что за воротами (на уровне футбольного поля) оборудовали стоячие трибуны без четкого лимита вместимости.

На втором матче (СКА – ЦСКА) оба показателя чуть упали: 67 770 и 80 720, разницу в 13 000 (по логике организаторов) обеспечил интерес петербуржцев к Григорию Лепсу – его концерт начинался за полтора часа до СКА – ЦСКА.

Рекордомания ФХР и СКА (команда подготовки двух событий была единой, ею руководил вице-президент ФХР и СКА Роман Ротенберг) острее всего проявилась при подсчете итоговой посещаемости. Аудиторию 139 151 зритель объявили мировым рекордом. Формулировка «наибольшее в мире общее количество зрителей двух хоккейных матчей, проведенных в течение недели на одном стадионе» звучит все же слишком творчески. Очевидно, в заданных условиях никто и никогда не достигал результата выше.

Проблема в том, что эти условия и сформулировали только для того, чтобы можно было объявить о мощном рекорде.

Хоккейную площадку сделали за 6 дней – вот где настоящий рекорд

Стадион начали готовить к хоккею даже до того, как «Зенит» завершил последний домашний матч перед зимней паузой. Футбольное поле из чаши выкатили через несколько часов после поражения зенитовцев от «Рубина», к тому моменту техника и оборудование для создания ледовой площадки уже находились внутри и наготове.

– Мы занесли в чашу свои материалы, как только поле начало выкатываться – вообще не могли терять времени. Сначала положили слои тепло- и гидроизоляции (чтобы поддерживать постоянную температуру основания льда и гарантировать, что он не будет таять – Sport Connect), затем – резиновые айс-маты для производства льда, – рассказал в интервью Sport Connect Александр Грязнов, гендиректор компании «Формула льда». Он занимался площадками для всех главных российских матчей под открытым небом («Русские классики» Высшей лиги, Матч звезд КХЛ на Красной площади) и других открытых катков.

– Для создания площадки вы использовали 30 тонн кубиков льда – такого же, как кладут в коктейли. Почему именно его?

– Для ускорения процесса. Коктейльный лед позволил сэкономить примерно сутки. Когда мы залили его водой, сразу же получили слой в 3-4 сантиметра. Без него пришлось бы в течение 24 часов или даже больше заливать эту толщину вручную – слоями максимум по миллиметру. Не могу сказать, что использование коктейльного льда – распространенная практика, но, когда сроки сжаты, мы применяем именно такую технологию.

По площадке поездил комбайн – снял со льда напряжение, затем мы начали установку бортов и дальше слой за слоем растили лед – к началу первого матча дошли до толщины примерно в 7 сантиметров.

– «Снял со льда напряжение» – это как?

– Лед тоже живой. Со временем он перемораживается и входит в напряжение, ему нужно дать расслабиться, поколоть его. Во льду появляются трещины до двух миллиметров, мы снова заливаем поверхность горячей водой, она попадает в эти щели, плавит соседние слои – лед приходит в размякшее состояние, и уже в этот момент мы можем делать с площадкой что хотим. Поэтому – да, сняли напряжение. Все как у людей.

Так лед выглядел после заливки водой.

– За время между матчами вам нужно было сменить подледную рекламу.

– На первом матче слой с рекламой был на глубине примерно 1 сантиметр. После игры мы ледоуборочными комбайнами срезали все верхние слои вплоть до того, на котором лежала реклама, заменили ее и залили все заново – этот процесс занял больше двух суток. Хотя есть разница: когда площадку создавали с нуля, работали так, как будто в сутках 48 часов, а когда меняли рекламу – это уже более стандартный 12-14-часовой рабочий день.

– Вы заливали площадки в совершенно разных условиях. «Русские классики» – обычно природный холод, ежегодный каток для любителей на Красной площади – наверняка непростой монтаж. Лед на петербургском футбольном стадионе где в вашем рейтинге сложности?

– «Русские классики» ВХЛ – это борьба с природой, в Петербурге – в первую очередь борьба со временем. Здесь мы создали площадку за 6 дней – так быстро не работали еще никогда. Для ледовых театров делали лед за 4-5 дней, но это другой масштаб, к тому же там нет бортов, рекламы. Каток на Красной площади обычно строим примерно три недели: начинаем после ноябрьских праздников и открываем его в конце месяца. Там работа тоже идет круглосуточно, но время позволяет действовать спокойнее. Так что петербургская площадка – уникальный случай. К тому же дополнительная сложность: кажется, что основа под полем ровная, но на самом деле там есть рельсы, по которым газон выезжает, они выступают на сантиметр – это большая проблема. Можно было бы ограничиться и 5-сантиметровым льдом, но нам нужно было скрыть эту неровность. Если бы не она, получилось бы закончить лед еще на денек раньше.

СКА исправил часть ошибок – это приятно. Не сработали только топ-артисты

Событие выглядело очень масштабно. Единственный спорный развлекательный формат – концерты (еще раз: «Мумий Тролль» и Григорий Лепс – на разогреве у хоккеистов, 16 декабря за три часа до игры для пустой арены вдобавок пели «Самоцветы»). При идеальном раскладе эти выступления должны были плавно перетекать в стандартную программу хоккейного матча: разминка игроков, шоу, сама игра.

На самом деле выступления Ильи Лагутенко и Лепса привлекли в чашу не так много зрителей, они работали максимум для нескольких тысяч – в масштабах привычных концертных залов (например, предел для ГЦКЗ «Россия» – 7000) это нормально, но когда то же количество разбросано по 70-тысячному стадиону, выглядит странно. Арена заполнялась примерно в том же режиме, что и в Ледовом дворце: люди подтягивались на места ближе к раскатке и предматчевому шоу. Выступления звезд на этот процесс почти не повлияли.

Звук со сцены можно было комфортно слушать и в фойе. Развлекательная программа, которую ФХР и СКА организовали в подтрибунных помещениях, точно превзошла предыдущий незенитовский ивент – товарищеский матч футбольной сборной России с Францией в марте (РФС до чемпионата мира слабо занимался активностями в день матча). Но она с большим отрывом проиграла отработанному зенитовскому «Фан-Променаду». В первую очередь из-за меньшего количества и невысокой активности партнеров СКА. Значительная часть программы «Зенита» – это как раз тематические зоны и спонсорские активации.

СКА откорректировал часть деталей, вызывавших вопросы на игре сборной. Например, некоторые владельцы абонементов СКА (их клуб пригласил и на матч Кубка Первого канала) жаловались, что с нижних сидячих трибун не очень хорошо видно хоккей (они слишком пологие, следить за игрой мешали спины людей из предыдущего ряда). 22 декабря премиум-аудитории клуба выдали билеты на трибуны с максимально удобным обзором.

Еще тем, кто обычно ходит на хоккей в Ледовый дворец или смотрит игру по телевизору, не хватало привычного звука: скрежет льда, щелчки в момент бросков – во время второго матча аудиодорожку с микрофонов, установленных у площадки, вывели в основные колонки стадиона. В первые минуты ощущалось как наложение телевизионного интершума на реальную картинку, но через 10 минут диссонанс ушел.

Теперь сборной России нужно в «Лужники». Переговоры уже идут

1) Два матча одного формата за неделю сработали, хотя изначально казалось, что это спорная идея и вторая игра значительно проиграет первой. На самом деле продажи билетов на СКА – ЦСКА точно оказались выше ожиданий организаторов, по выручке вторая игра как минимум не проиграла первой.

2) Смотреть хоккей на петербургском футбольном стадионе оказалось удобно. Обзор с центральных стационарных трибун вряд ли хоть кого-то разочаровал, следить за шайбой оказалось ничуть не сложнее, чем в Ледовом. Специально для этих матчей на «Газпром Арене» смонтировали два дополнительных экрана по углам (они временные, на играх «Зенита» продолжат использовать два других – постоянных), чтобы каждый зритель мог без лишних поворотов головы поднять глаза с площадки на табло с трансляцией.

3) Видимая организация сработала качественно. Самая масштабная проблема, о которой говорили, связана с кейтерингом: в конце первого матча на арене закончились основные позиции из меню. Со входом на арену, процессами внутри и выходом сложностей не возникло. Так как поток зрителей был сильнее, чем после матчей «Зенита», после игры вход в метро сделали бесплатным и вернули шаттлы (их зрители недооценили. Вместо 10 минут пешком до автобусной станции и комфортной дороги до «Петроградской» или «Выборгской» многие в мороз простояли у входа в метро «Новокрестовская»: органы безопасности ограничивали вход змейкой и создавали внушительную очередь).

4) Шансы увидеть в России команду НХЛ точно выросли. Хоть менеджеры из Северной Америки, которых приглашали во время вынесенных матчей в Хельсинки, и не приехали, полные трибуны и в целом успешная организация точно будут сильным тезисом при переговорах. По словам Романа Ротенберга, «Газпром Арена» остается основным вариантом.

5) Вероятно, в следующем сезоне стадионный матч сборной России пройдет в «Лужниках». Ротенберг подтвердил, что переговоры с руководством московского стадиона уже идут. Скорее всего, речь снова об игре Кубка Первого канала: декабрь – самое надежное время с точки зрения погоды. Если все пойдет по плану, Россия может побить европейский хоккейный рекорд, потому что только основных 80-тысячных трибун «Лужников» хватит, чтобы превзойти цифры Германии-2010. Сейчас мы лишний раз убедились в тяге организаторов к рекордам – наверняка это поможет и шоу в «Лужниках».

Автор: Андрей Васильев