Логотип Логотип Логотип Логотип
Репортаж

Купить билет на «Боруссию» почти нереально. Но для туристов есть особая программа

Репортаж из Дортмунда, который грамотно работает с иностранцами.

Если у вас нет сезонного абонемента на матчи дортмундской «Боруссии», то в билетном разделе официального сайта вы наверняка наткнетесь на надпись Ausverkauft (нем. «Распродано»). Совсем не важно, когда состоится матч: на этих выходных, через пару недель или в следующем году – 81-тысячный стадион «Сигнал Идуна Парк» заполняется всегда. Большинство мест закреплено за владельцами абонементов, а маленькие доли, которые поступают в свободную продажу, раскупают быстрее, чем новый айфон или кроссовки Канье Уэста.

Например, с 12 декабря можно приобрести билеты на первый матч бундеслиги после рождественского перерыва (против «Вольфсбурга», 14 января). И почти за месяц до игры карта свободных мест выглядела так:

Формально северная трибуна (Nord) считается гостевой, но по факту приезжим болельщикам отдают лишь несколько секторов. Цветом выделены места, билеты на которые можно было купить 19 декабря.

Менеджмент Дортмунда давно заметил эту проблему (если так вообще можно охарактеризовать подобную ситуацию) и запустил партнерскую программу для туристов. Ведь успехи начала 2010-х, когда «Боруссия» всерьез собиралась прогнать «Баварию» с трона бундеслиги, явно увеличили количество желающих попасть на один из самых шумных стадионов Европы.

На официальном сайте работает раздел Reise (нем. «путешествия») , который позволяет приобрести полноценный туристический пакет (так вышло, что я получил его в подарок).

У «Боруссии» есть официальный партнер-туроператор, который предлагает поездки как в Дортмунд на матчи клуба, так и вполне классические отпускные туры в отели по системе All Inclusive, гольф-туры и даже круизы на лайнере. Но основной продукт – это, конечно, футбольный туризм.

Продавцы исходят из базовых представлений о том, кто может быть потенциальным покупателем такого тура. Во-первых, его уровень доходов – чуть выше среднего. Во-вторых, вероятнее всего, он иностранец.

Эта стратегия объясняется очень просто: практически в каждом более-менее крупном немецком городе есть своя команда, за которую болеет 90% местного населения. Значит, шансов, что болельщик из условного Бремена купит пакет, который намного дороже стандартного билета на матч, крайне мало. Мой билет на матч «Боруссии» стоит 39 евро, но стоимость всего пакета стартует примерно от 200 (в зависимости от игры).

В пакет входит проживание в одном из отелей-участников программы (2 ночи). Категорию отелей (2-3 звезды или 3-4) можно выбрать в зависимости от комплектации тура. Я жил в отеле Königshof, он находится в двух минутах ходьбы от вокзала – и это очень удобно, если у вас есть багаж. Отель небольшой, оформлен со вкусом. На ресепшн встречает консьерж с вот такой коробкой.

 

Содержимое коробки должно немедленно заставить вас влюбиться в «Боруссию» и пользоваться всеми ее услугами. А в идеале – поселиться около стадиона.

Поход на футбол начинается с того, что вы надеваете клубный шарф. Еще в стоимость входит ваучер в клубный магазин на 19,09 евро (так обыгрывается год основания «Боруссии» – 1909), стикер с клубной эмблемой, а также пластиковая карта, которой болельщики расплачиваются во всех торговых точках на стадионе. Банковские карты – и тем более – наличные не принимают нигде.

На карту заранее внесены 10 евро, этого хватает на 2 хот-дога (к слову, отличного качества) и пару стаканов пива. Пополнить карту можно либо дистанционно, либо непосредственно на арене: везде стоят волонтеры с терминалами.

Также обладатель туристического пакета может свободно пройти в клубный музей и использовать билет на матч для поездки на общественном транспорте.

Болельщика стараются развлечь не только в matchday. Например, за несколько дней до вылета в Германию мне пришло письмо от «Боруссии»: приглашали накануне матча (15 декабря) приехать в клубный магазин и увидеть таинственный сюрприз. Им оказался визит бывшего защитника Дортмунда Патрика Овомойелы (играл за команду в 2008-2013 годы, а теперь работает послом «Боруссии») в Fanwelt (нем. «фанатский мир») – большое двухэтажное здание, по сути, отдельный мир «Боруссии».

Овомойела появился в обнимку с Кубком Германии, который «Боруссия» выиграла в конце сезона-2016/17. Каждый гость мог сфотографироваться с игроком и трофеем, а еще получал открытку с автографом.

В клубе понимают, что для людей, купивших туристические пакеты, такие впечатления уникальны, поэтому каждый визит стараются сделать максимально комфортным и приятным. В тот день магазин работал дольше обычного, чтобы все желающие могли погулять по нему и уйти с шарфом, футболкой, брелоком или другой мелкой вещью на память.

В спокойной обстановке человек совершает покупки охотнее, чем в суете перед игрой, а сам магазин за пару часов до стартового свистка напоминает московское метро в час пик. Чтобы создать легкую атмосферу расслабленности (и способствовать росту покупок), руководство магазина оборудовало детскую зону – в расчете на то, что родители проведут там больше времени, если дети не будут постоянно их отвлекать.

Музей «Боруссии» Borusseum находится на стыке северной и восточной трибун стадиона. Билет для взрослого стоит 6 евро, за дополнительные 2 евро можно взять аудиогид (доступны несколько языков).

Среди более-менее классического набора: кубки, футболки игроков, фотографии, видеоролики и так далее – выделяется стойка с экраном и надписью Derby. Здесь можно посмотреть обзоры лучших матчей против «Шальке» – непримиримого соперника дортмундцев.

Также привлекает внимание плакат со списком проявлений расизма, антисемитизма и других форм дискриминации на футбольных матчах в Германии. Немцы понимают, что футбол – идеальная среда для концентрации ультраправых настроений и всячески стараются их пресечь. 

Матч против «Хоффенхайма» был последним домашним для «Боруссии» в 2017 году. Перед началом игры на поле вышли дети; они спели несколько рождественских песен, которые с радостью подхватывала «желтая стена» – фанатская трибуна «Боруссии».

Места, которые достаются вам вместе с пакетом, нельзя назвать роскошными: верхний ярус трибун, к тому же под углом. Тем не менее стадион «Сигнал Идуна Парк» спроектирован так, что даже с самых верхних рядов отлично видно происходящее на поле. И неправильно будет думать, будто единственная часть продукта «Боруссии» – сам футбольный матч. Команда может быть в игровом кризисе, у нее может быть полный лазарет, а в гостях может оказаться «Бавария» – это не так важно. Уровень сервиса и внимания к каждому   из 81 000 болельщиков, которые создают такую атмосферу, впечатляет. Даже если матч получается незрелищным, вернуться все равно хочется.

В Дортмунде живут чуть более 500 тысяч человек. Молодежи здесь делать особенно нечего, поэтому она уезжает учиться и работать в более респектабельные и живые города – Дюссельдорф, Берлин или Франкфурт. Поэтому в борьбе за аудиторию у «Боруссии» не так много серьезных конкурентов. Но есть ощущение, что «Боруссия» была бы первой, даже если бы они существовали.

Автор: Виталий Зубцов