Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Футбольный стадион даже зимой может зарабатывать каждый день. Доказано в Варшаве

Идеальный план для «Лужников» и «Газпром Арены».

Футбольную арену точно можно наполнять событиями круглый год, даже когда нет футбола – доказано Национальным стадионом Варшавы. Stadion Narodowy построили к Евро-2012 на месте обветшалого (на трибунах росла трава, а вокруг расставляли рыночные палатки) – там провели матч открытия, еще две игры группового этапа (сборная России сыграла вничью с хозяевами и трагично проиграла Греции), четвертьфинал и полуфинал.

В конце 2013-го, через полтора года после Евро, запустился проект Zimowy Narodowy: теперь арена на три зимних месяца превращается в парк зимнего отдыха (точные даты и продолжительность работы корректируют в зависимости от других ивентов). За несколько лет Национальный стадион стал одной из главных зимних точек притяжения – как для местных жителей, так и для туристов. Как рассказали Sport Connect в компании, которая управляет проектом, за зиму-2018/19 Zimowy Narodowy посетили более 550 тысяч человек (при населении Варшавы 1,7 миллиона), сумма за шесть лет – 2,7 миллиона посетителей.

Преимущество Национального стадиона – расположение в центре города. Зимой там заливают лед (есть несколько катков и площадка для керлинга), сооружают горку (старт – на первом ярусе трибуны), размещают карусели, фудкорт и отдельные кафе, подтрибунную парковку отдают скейтерам – получается единый комплекс, организованный по принципу аквапарка.

Помогают две особенности стадиона. Во-первых, раздвижная крыша: когда ее закрывают, внутри можно поддерживать комфортную температуру. Во-вторых, чаще всего пространство между трибунами – это просто бетонное основание, а не футбольное поле. У Национального стадиона нет клуба-хозяина, арена считается домом сборной, но и она часто ездит по другим городам.

В Польше аккуратное планирование: места проведения матчей известны заранее (например, последнюю на сегодня игру в Варшаве сборная провела 12 июня –накануне чемпионата мира, дальше были Катовице, Гданьск и Вроцлав). На протяжении девяти месяцев газон просто не требовался.

Стадион оставался в минусе первые три года, но затем добился прибыли: например, в 2013-м был дефицит в 3 миллиона евро, в 2014-м – 250 000 евро, в 2015-м (это год финала Лиги Европы) уже получилось немного заработать. Источников дохода много: кроме нечастого спорта (62 000 на матче ЧМ-2014 по волейболу!) есть традиционные концерты (Coldplay, Depeche Mode, Бейонсе и Джей-Зи, Rolling Stones, Эд Ширан и Рианна уже собирали больше 50 000, летом 2019-го выступят Bon Jovi и Pink), доступна аренда под день рождения или свадьбу, внутри – 3D-океанариум. Зимний парк – самый масштабный из непрофильных на первый взгляд проектов.

По исходным данным варшавский Национальный стадион напоминает две главные российские арены. «Лужники» похожи статусом, расположением и профильной загрузкой (около нуля), «Газпром Арена» – крышей, возможностью проводить нефутбольные события на основании поля (газон выкатывается) и отчасти – локацией, потому что Крестовский остров считается одним из главных мест отдыха петербуржцев (тем более зимой не работает парк аттракционов «Диво Остров», как раз в этот период там не хватает развлечений). А еще бросается в глаза, насколько схожи старые стадионы в Варшаве и Санкт-Петербурге.

Представитель Testa Communications, польской компании-оператора проекта, Катаржина Тыска в деталях рассказала Sport Connect о работе Zimowy Narodowy.

Zimowy Narodowy – городок площадью 5000 квадратных метров, это самое большое зимнее развлекательное пространство в Польше. В этот раз мы соорудили три катка, самую высокую в стране горку, подземный скейт-парк, добавили к этому детские аттракционы (на льду есть отдельная детская зона – так комфортнее и им, и взрослым).

В первую очередь мы всегда размышляем: что может мотивировать людей прийти на стадион даже в мороз и почему они хотели бы туда возвращаться? Мы ориентируемся одновременно на взрослых и на детей – хотим видеть арену центром семейного отдыха.

Мы понимаем, что за 100 с лишним дней работы зимнего парка нам нужно сгенерировать много инфоповодов для медиа, чтобы постоянно быть на слуху. Для этого мы проводим и специальные мероприятия для журналистов, и просто события, способные спровоцировать резонанс: например, костюмированные танцевальные вечера, уроки хоккея, дни бабушек и дедушек, тренировки на льду и в скейт-парке. Кроме того, мы привлекаем СМИ, чтобы они записывали свои телепрограммы с видом на стадион, проводили здесь интервью, организовывали у нас нестандартные мероприятия.

Проекту Zimowy Narodowy уже шесть лет, каждый сезон мы добавляем что-то новое: в 2013-м начинали с одного катка – теперь только ледовых площадок три, а вокруг много других развлекательных зон. В только что завершившемся сезоне мы впервые добавили Zimowy Café в партнерстве с производителем кофе Segafredo, открыли MultiSport Lab Zone – семейное пространство, где можно пройти фитнес-тесты, потренироваться на уникальном VR-тренажере, получить консультации тренеров, диетологов и физиотерапевтов. По выходным там же проводили лекции и семинары. На льду мы тоже регулярно проводили занятия: например, утренние сеансы обучения для детей и фитнес на коньках.

Посещаемость Zimowy Narodowy растет каждый год, за прошедшую зиму у нас побывали более 550 тысяч человек. Шесть тысяч детей научились кататься на коньках благодаря программе «Детское утро с PGE Energia Ciepła» (это партнерство с владельцем нейминговых прав стадиона, он официально называется PGE Narodowy – Sport Connect).

Мы, агентство Testa Communications, сами придумали проект и ведем его от начала до конца. Мы арендуем поле стадиона на несколько месяцев и полностью отвечаем за наполнение Zimowy Narodowy. У нас большой опыт в спорте и околоспортивных мероприятиях: например, мы организовывали прощальный вечер знаменитого польского прыгуна с трамплина Адама Малыша в Закопане, когда лучшие прыгуны мира выступали в его честь. В 2015-м в рамках Zimowy Narodowy мы проводили ледовое шоу Kings On Ice с участием Евгения Плющенко и Стефана Ламбьеля, на следующий год такое же шоу, посвященное Фредерику Шопену, посетили 10 тысяч зрителей, тогда выступала еще и Аделина Сотникова.

Точные даты открытия и закрытия каждый год немного меняются, потому что на стадионе много других событий – многое зависит от футбольного расписания и концертов. Как только появляется возможность, начинаем монтаж зимнего парка – на это уходит от двух до трех недель. В 2019-м мы закончили работу 3 марта.

Конечно, самый популярный объект Zimowy Narodowy – большой каток, следом идет ледяная горка, ее старт находится в верхней части первого яруса трибун (высота – 11 метров). Кроме того, популярен керлинг: мы видим, что играть часто приходят коллеги после работы или просто группы друзей; многие компании арендуют площадку и проводят там корпоративы – это особенно актуально накануне Рождества и Нового года.

Автор: Андрей Васильев