Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

YouTube-шоу с силовыми баттлами зарабатывало по 3 миллиона за сезон, но быстро закрылось. Как так?

17-летний автор проекта Тимур Кузьмин объясняет.

Два с половиной года назад на YouTube запустился Vortex Sport Battle – шоу-формат силовых баттлов на границе спорта и развлечений. Канал позиционировался как уникальное место, где можно сравнить силу представителей разных видов спорта. Идея взлетела, проект быстро научился зарабатывать, окупился и стал прибыльным.

Vortex Sport Battle запустил молодой предприниматель Тимур Кузьмин. Он известен тем, что еще в 14 лет своей идеей для стартапа заработал больше 300 тысяч долларов: учился в американской школе, жил в Майами с сестрой, которая занималась кофемашинами, и придумал, как встроить в кофемашину лотерею – чтобы покупателям выпадал бонус в подарок к кофе. Сестра продала идею за 730 тысяч, половина досталась Тимуру.

Отец Тимура – тоже предприниматель, но денег ни у него, ни у сестры на свои проекты Тимур не брал. Стартовым капиталом для первого большого собственного проекта стали те 300 тысяч и доход от акселератора промобюджетов, который Кузьмин создал для компании сестры.

Vortex Sport Battle молодой бизнесмен запускал в 15 лет (Тимур родился в июле 2002-го), формат – адаптация рэп-баттлов, доработать идею помог тренер Кузьмина по единоборствам Артур Корчемный, чемпион мира по боевому самбо. Благодаря его связям в проекте появились и первые герои, Корчемный стал соорганизатором и бизнес-партнером Тимура, выпуски снимали в Санкт-Петербурге.

За первый год проект прилично вырос: накопилось более 200 тысяч подписчиков, видео собирали сотни тысяч просмотров, три баттла пробили миллион, а у самого популярного сейчас 2,6 млн просмотров.

Кузьмин активно рассказывал в медиа о результатах: и о просмотрах, и о привлеченных партнерских бюджетах. Например, в колонке для VC.ru он называл цифры: на запуск и первый сезон потратили 2,7 миллиона рублей, каждый следующий сезон обходился примерно в полтора миллиона.

Выручка появилась со второго (в первом запартнерились с производителем оборудования YouSteel – получили 50-процентную скидку и сэкономили миллион): 1,2 миллиона, в третьем к этой сумме добавили еще 400 тысяч. Рекордным стал пятый сезон, когда проект привлек 4,3 миллиона, рывок до этой суммы удался благодаря сотрудничеству с букмекерами. После вычета полутора миллионов на организацию получается 2,8 миллиона прибыли.

Однако осенью 2019-го Vortex Sport Battle пришлось свернуть, а идею – оптимизировать. Траектория YouTube-проекта показывает, насколько непостоянным может быть успех (в первую очередь финансовый) в такой подвижной индустрии.

Для Sport Connect Тимур Кузьмин анализирует, за счет чего Vortex Sport Battle так резко взлетел и почему так быстро притормозил.

На старте у канала не было определенной бизнес-модели: мне хотелось сделать спортивный проект исключительно ради того, чтобы доказать отцу и тренеру, что я могу стать «спортивным лидером и без изнуряющих тренировок». У меня были собственные деньги, их я и вложил – теперь могу сказать, что я остался при своих. Не прогорел, но и не заработал.

Многое в начале пришлось корректировать: и бизнес-детали, и формат баттлов, и принцип подбора участников. Сначала мы планировали зарубы между чемпионами в различных видах спорта, но быстро выяснилось, что просто чемпионы мало интересны зрителям – нужны медийные герои. Поэтому мы приглашали спортивных блогеров – за счет этого ощутимо выросли просмотры и количество подписчиков.

Однако даже на пике мы не диктовали рекламодателям свои условия. Да, выбирали из разных предложений, чтобы не превращать ивент в пестрое поле из спонсорских логотипов, во время переговоров загибали пальцы рекламодателям, которые хотели слишком многого, но это просто процесс, когда ты соотносишь желания заказчика с их бюджетом. Например, большинство рекламодателей хотят, чтобы спортсмены в ходе выступления обращали внимание на конкретные товары – но это стоит дополнительных денег, и не все рекламодатели готовы за это платить.

Перспективные рекламодатели редко сами стучатся в такие проекты, как наш (если хотите нефтяных спонсоров или энергетические компании – точно нужно проявлять инициативу). Входящие заявки приходят, как правило, от небольших компаний со скромными бюджетами или от букмекеров.

Первые пять сезонов выручка росла на 30-40% от сезона к сезону, а в шестом и седьмом кривая экономики пошла вниз. Я объясняю это ощутимым ухудшением бизнес-показателей у всех потенциальных рекламодателей. В итоге шестой сезон прошел в ноль, а седьмой вообще потребовал инвестиций, так как все основные спонсоры по разным причинам отказались от участия.

В конце 2018 года мы очень надеялись на корпоративных заказчиков, вели многочисленные переговоры, но к середине 2019-го поняли, что перспективы реальных заказов от корпоративных рекламодателей весьма туманны. Множество предложений от подрядчиков территориальных администраций различного уровня, как правило, приходят в формате «Сделайте нам спортивный праздник бесплатно, а за это мы включим вас в бюджет спортивных мероприятий на следующий год». Как правило, это развод: на следующий период в подрядчиках другие юрлица (правда, с теми же людьми – просто компании формально другие), то есть все обещания окажутся недействительными.

Мы сотрудничали и с телеканалами (Vortex Sport Battle показывал, например, Russian Extreme – Sport Connect), но взаимодействие строится так: Vortex Sport предоставляет контент, канал его бесплатно транслирует. Все рекламные ролики удаляются, остается только реклама на площадке баттла: никаких черных кубиков на месте логотипов и запикиваний фраз, похожих на рекламу. В таком формате сотрудничество с каналами – неплохой пиар, но заработка в этом направлении нет.

В итоге восьмой сезон Vortex Sport Battle мы отменили, чтобы перейти в формат малобюджетных ивентов. Мы открыли собственный зал и отсняли там эпизоды нового проекта «Силачи в клетке» – считаю этот формат удачным для экономного режима.

Зал появился в Петергофе. Я склонялся к тому, что его нужно открывать ближе к центру Петербурга, но в тот момент я почти все время проводил на учебе в Канаде, поэтому согласился с решением своего партнера Артура Корчемного. Сейчас в зале проходят и обычные коммерческие тренировки, и съемки ивентов для YouTube-канала Vortex Sport.

Чтобы развивать проект дальше именно как бизнес, сейчас я вижу только один путь – стать партнером крупной компании, которая заинтересована в спортивном маркетинге. Это может быть крупная заправочная сеть или мощный сетевой ритейлер – сейчас мы активно ведем переговоры именно с такими компаниями.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Мнения