Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Мария Шарапова сама продвигает автобиографию – и это здорово

Мощный медиа-тур Марии.

В этом году Мария Шарапова поставила перед собой две генеральные задачи: вернуться на вершину теннисного рейтинга после дисквалификации и вывести в топ продаж автобиографию, написанную во время отстранения.

Уникальный случай: Шарапова, у которой контракты с Porsche и Evian и огромное количество промо-активностей с партнерами, впервые за карьеру целенаправленно занималась самопродвижением. Чтобы максимально широко разрекламировать книгу, Мария на несколько недель включила турбо-режим в медиа-пространстве: любое упоминание и любое появление на публике всегда было сопряжено с рассказом о первом литературном опыте.

Автобиография «Неудержимая. Моя жизнь» (Unstopable. My life so far) – второй личный проект Шараповой после бренда сладостей Sugarpova. Разница в продвижении значительная: шоколад и мармелад от Марии – премиум-продукт (например, 100-граммовая плитка молочного шоколада с клубничным вкусом стоит около 250 рублей). Книга нацелена на более широкую аудиторию и в России, например, продается по цене двух таких шоколадок.

В США автобиография была презентована 12 сентября, предзаказ книги на русском стал доступен в начале месяца (доставка началась во второй половине сентября). После первой недели продаж книга Шараповой вошла в топ-10 самых продаваемых в США в категории «нон-фикшн». По стартовому рывку Марию обошли только две книги о политике и президентских выборах: «Что случилось» Хилари Клинтон и «Невероятно» журналистки Кэти Тур, которая несколько месяцев сопровождала Дональда Трампа.

«Эта книга – не о теннисе», – часто говорит Мария в ответ на просьбу охарактеризовать автобиографию. И добавляет, что главное там – не игра, а история маленькой девочки из глубинки, которая уехала с отцом в США без детального плана, какого-либо знания английского языка и всего с 700 долларами в кошельке. Этим тезисом – «интересно будет не только любителям тенниса» – Шарапова тоже сознательно расширяет аудиторию. Мария не углубляется в детали игры – наоборот, всегда подсвечивает самые рейтинговые и драматичные моменты, в которых есть не только спорт.

Если рассматривать каждый промо-шаг в отдельности, то можно подумать, что Шарапова не сделала ничего сверхъестественного. Но общий объем действий вокруг одной спортсменки поражает.

Телевидение и видеоформаты

12 и 13 сентября – в день презентации и на следующий – Шарапова практически захватила американское телевидение. Мария была в шоу «Доброе утро, Америка» на ABC, дала интервью бизнес-каналу из системы NBC, пришла в вечернем платье на шоу к популярному комику Тревору Ноа и даже появилась в программе у Кэти Курик – одной из топовых американских телеведущих.

«Представляете, как часто я в последние дни произношу название своей книги? К счастью, сегодня последний такой день», – сказала Мария 16 сентября в студии Tennis Channel, а потом полчаса подряд в прямом эфире подписывала книги. Это видео транслировалось на YouTube, по ходу зрители могли задавать Шараповой вопросы и заказывать экземпляры с автографами.

Подкасты

Рост популярности подкастов в США настолько значителен, что Шарапова предпочла их традиционным радиостанциям.

Она пришла к Тиму Феррису, который в 2016 году стал лидером iTunes в категории «бизнес»: у его выпусков более 200 миллионов скачиваний. Феррис силен длинными интервью, до этого к нему приходил, например, Арнольд Шварценнегер, а через один выпуск после Шараповой Феррис пообщался с режиссером Дарреном Аронофски.

Еще Мария почти час общалась с Льюисом Хоузом – это бывший игрок в аренабол (мини-разновидность американского футбола), который после спортивной карьеры успешно занялся коучингом, стал бизнес-мотиватором и написал несколько книг на эту тему. В подкасте «Школа величия» он раскрывал Шарапову именно как личность, способную вдохновить других.

Социальные сети и общение с болельщиками

В Facebook и твиттере (суммарный охват – более 22 миллионов человек; 15 миллионов подписчиков в фейсбуке, 7 миллионов – в твиттере) Шарапова постоянно репостила анонсы программ со своим участием, афиши ивентов и рецензии на «Неудержимую».

Самую сильную с точки зрения вовлечения акцию Мария устроила в твиттере за пару дней до презентации книги: она объявила, что ответит на вопросы подписчиков по хэштегу #AskMS. В итоге Шарапова выбрала больше тридцати вопросов и среди прочего рассказала, что не смотрит «Игру престолов», любит такос, силовую йогу и вегетарианские бургеры.

Подпустить людей к себе и на время стереть большую дистанцию – норма для обычных писателей, а для глобальной звезды уровня Шараповой это все-таки редкость.

Еще Мария выходила к людям на форуме «Школа величия» – его организовал ведущий одноименного подкаста, в который приходила Шарапова.

Отрывки из книг

Классический ход, который подчеркивает масштаб личности: отрывки из «Неудержимой» публиковали в первую очередь не спортивные издания, а общетематические. Например, подробности эпизода с Сереной Уильямс после финала Уимблдона-2004 впервые вышли в британской версии газеты Metro, а одна из самых жестких цитат об эмоциях во время допингового отстранения – в Daily Mail. Спортивные СМИ цитировали Марию из этих источников.

Возможно, это не совпадение и тоже ход для привлечения внимания: и в Metro, и в Daily Mail в заголовках отрывков оказались нецензурные слова. «I will never lose to that little b**** again» («Я больше никогда не проиграю этой маленькой сучке» – слова Серены Уильямс – прим. Sport Connect) и «It was like a worm in my brain, just the worst kind of mindf**k» («В моей голове как будто поселился червь, и он поимел мой мозг» – прим. Sport Connect).

***

Подвести итог продвижения книги Шараповой можно будет в следующем году, когда спрос стабилизируется после стартового всплеска. Однако уже сейчас очевидно, что главный человек-бренд мирового тенниса воспользовался всеми способами продать свой образ.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Мнения