Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Клуб рассказывает о себе через комиксы. Игроки – маги и кромсатели

Перед стартом баскетбольного сезона «Локомотив-Кубань» презентовал новый клубный стиль, построенный вокруг супергеройского комикса: у каждого игрока есть уникальная способность для борьбы со злом, то есть с соперниками. В этой стилистике выполнены абонементы и афиши, в течение сезона выйдут два классических бумажных комикса.

Креативный продюсер проекта и директор «Локо» по маркетингу Денис Лагутин рассказал Sport Connect о первом подобном проекте в российском спорте.

***

Я люблю комиксы с детства. Мама читала мне еще советские, про космос, позже я дошел до «Хранителей», «Мауса» и другой классики. Слежу за Вселенными Marvel и DC – через мультфильмы, видеоигры, экранизации, сами комиксы. Меня можно назвать поклонником жанра: Гвен Стейси от Мэри Джейн Паркер я отличу, но вот кто был Человеком-пауком в других мирах Мультивселенной Marvel, без Википедии не скажу. Так что знаний у меня побольше, чем у среднего человека, но я точно не гик.

Трудно назвать конкретный момент, когда появилась идея совместить супергероев и баскетбол. Просто было понимание, что концепция на следующий сезон должна давать ответы, как и что делать, а не ставить новые вопросы. Все появилось на стыке этой задачи и восприятия баскетбола как драматического произведения, а спортсменов – как героев. Теперь мы активно используем этот концепт во всех коммуникациях клуба: на афишах и абонементах, в программках, на картинках, которые готовим для соцсетей. Это вопрос последовательности: нельзя начать играть в комиксы, а в какой-то момент сказать, что надоело, и отказаться.

Любая история строится на конфликте, поэтому к супергероям быстро добавились злодеи – ими стали образы команд-соперников. Дальше решили, что если делаем что-то супергеройско-комиксовое, то и от самих комиксов нам не отвертеться. Сначала планировали в каждой предматчевой программке рисовать мини-комикс по мотивам прошедшей игры, но в итоге пришли к тому, что надо делать полноценные выпуски. Их выход запланирован на вторую половину сезона, то есть 2018 год.

Где-то в этом буйстве креатива родилось и название – «Основной состав». Оно и спортивное, и с двусмысленной отсылкой к нашему железнодорожному бэкграунду.

Сейчас над «Основным составом» постоянно работает команда из трех человек – это художник Стас «Saint Yak» Якимов, колорист Александр Малышев и я. Еще есть люди, отвечающие за видеокомиксы и перенос концепции на рекламные носители. В дальнейшем в работу полноценно включится леттерер – это специалист, добавляющий и расставляющий в комиксах текст.

Стас Якимов живет в Москве, он достаточно известный в комиксовом сообществе художник. У него есть собственная серия комиксов, но основные проекты нацелены на Запад (например, он делал инди-комикс The Boxmasters для актера Билли Боб Торнтона). Стас невероятно работоспособен, с кем-то другим мы бы не уложились во все запланированные сроки.

Мы познакомились в Санкт-Петербурге на «Большом Фестивале Комиксов». Получив одобрение идеи от руководства, я искал художников: встретился с большим количеством специалистов на фестивале, одновременно находил ребят из Канады, США, Сербии, Румынии на профильном сайте ArtStation. После переговоров поняли: если будем делить задачи между несколькими художниками, единой визуальной концепции не выйдет. В итоге выбрали именно Стаса, и я ни разу об этом не пожалел.

Супергеройское альтер-эго каждого игрока – проекция его баскетбольных навыков. Марди Коллинз на площадке владеет всеми приемами понемногу – это чистая магия, так что его герой – маг.

Владимир Ивлев машет руками под кольцом, как мельница, и никого туда не пускает – его персонажу добавили лезвия, биомеханические щупальца и окрестили Чоппером, то есть Кромсателем.

Крис Бэбб – наш суперснайпер, его, конечно, сделали стрелком по имени Bulletstorm. Райан Брокхофф забивает безумные баззеры со своей половины (в прошлом сезоне – дважды), поэтому он получил волшебные руки, которые без промаха отправляют в цель любой предмет. И так по каждому баскетболисту.

Мы не скрываем, что у каждого персонажа есть прообраз из классических вселенных комиксов и видеоигр. Но каждый все равно индивидуален, и мы за счет деталей будем раскрывать эту индивидуальность в комиксах.

Когда все было готово, я показал результат игрокам – они приняли проект очень тепло, кто-то даже поставил персонажей себе на аватарки в социальных сетях.

Что касается суперзлодеев, то сразу было два требования: они не должны оскорблять или высмеивать наших соперников, а еще должны быть реально крутыми, чтобы конфликт был интересным. Все понимают, что уровень клубов в Единой лиге ВТБ достаточно разный, за первой пятеркой есть слабые соперники, в матчах с которыми интриги не бывает. Поэтому задача – дать оппонентам некую дополнительную ценность за счет образов злодеев.

Мы не хотели делать парад демонизированных маскотов. Нужно было сделать злодеев ассоциативно близкими нашим противникам – по цветовой гамме или по деталям биографии. Суперзлодеи получаются довольно дерзкие, их представление мы связываем с матчами против конкретных команд.

Если хотя бы на 65-70% все пройдет так, как мы задумываем, то концепцию будет логично продлить на второй сезон. Ведь история «Основного состава» основывается на реальных событиях, а тут будет достаточно обновлений: ротация игроков, возможный выход в Евролигу и появление новых соперников. Если мы сохраним концепт, скучать точно не придется.

В этом сезоне мы планируем сделать два выпуска комиксов в классическом формате. Один выйдет в феврале и расскажет о первой половине чемпионата (с короткими историями о каждой игре и общим сюжетом), второй – в конце сезона, там уже будет развязка. Планируем сотрудничать с магазинами комиксов, причем не только в Краснодарском крае, но и в других регионах.

Каждый выпуск – 24 страницы, мы не переоцениваем свои силы в производстве контента и продакшне. Примерный тираж первого выпуска – 3 тысячи экземпляров. Цену пока не определили – только прикидываем, сколько нам будет стоить их производство.

Пока мы не готовы раскрывать бюджет проекта, как минимум до того момента, когда можно будет говорить о какой-то монетизации. Но в общем и целом – там не семизначные суммы. Когда у меня только-только появилась идея, я обратился в издательство Bubble Comics – они вместо уточнения деталей сразу прислали смету. Там выпуск одного номера комиксов под ключ стоит почти 2 миллиона рублей – у нас весь проект в разы дешевле. При этом я ни в коем случае не осуждаю «бабблов», они хорошо делают свое дело. Просто у нас разные цели и разные пути.

Чтобы болельщики привыкали к нашей концепции, мы сделали специальный сайт основнойсостав.рф, где публикуем видео, картинки, биографии героев и злодеев. Только-только закончили тест «Кто ты из «Основного состава».

Комикс рассчитан на внимание более широкой аудитории, не только болельщиков клуба. Выросли люди, которым не надо объяснять, что такое комиксы, жанр набирает бешеную популярность. И мы хотим максимально привлечь людей, которые раньше не интересовались баскетболом, но, увидев такой концепт, решили сходить на матч – там у нас уже отработанные механизмы, направленные на удержание болельщика.

Еще мы хотим сыграть на ностальгии. В начале девяностых были невероятно популярны робозвери. Завод «Технолог», который их производил, находится в Геленджике и удивительным образом до сих пор функционирует. Мы связались с руководителем и договорились о том, что завод будет делать для нас фигурки персонажей комиксов. У моего поколения тридцатилетних как раз подрастают дети – уверен, они с удовольствием приобретут что-то, что всколыхнет славные воспоминания о собственном детстве. Хотелось бы все успеть к Новому году, но может быть всякое.

Время – главный суперзлодей, с которым мы ведем непрекращающуюся битву.

Автор: Денис Лагутин, «Локомотив-Кубань».