Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

История успеха футбольной школы из Сургута: от старта за 20 000 рублей до 7 залов и прибыли

Рассказ основателя школы «Искра» Олега Пискунова: как бросить карьеру игрока, стать тренером и тут же превратиться в социального предпринимателя. 

Я с детства занимался футзалом, играл в зональных турнирах, но всегда хотел попробовать себя в большом футболе. Когда мне исполнилось 21, поехал на просмотр в несколько команд второй лиги Украины: «Кристалл» из Херсона, Новая Каховка, потом пробовался здесь, в Тобольске. Где-то не получилось, где-то предлагали не очень хорошие условия, и, понимая, что пора развиваться в другом направлении, я решил стать тренером. Вернулся в Сургут и где-то до Нового года ходил к своему тренеру в родной СДЮСШОР «Нефтяник»: следил за ним, помогал, потом работал самостоятельно. При наборе новых групп родители часто приводили детей 5-6 лет, а мы им отказывали, потому что могли заниматься начиная только с 7 лет. Таких родителей было много, я понял, что есть спрос, и решил открыть секцию для дошкольников. 

Сначала записался на образовательный курс по предпринимательству, где рассказывали, как открыть ИП, какие нужны документы, что делать в первую очередь. Параллельно искал залы для тренировок. Понятно, открытие футбольной секции для маленьких ребят – не новая и не прорывная идея, но в Ханты-Мансийском автономном округе такого еще не было, франшизы детских футбольных школ пришли чуть позже. Через полгода после образовательной программы я открыл свое дело. Стартовым капиталом были 20 тысяч рублей, которые оставались у меня после свадьбы. 

Эти деньги пошли на рекламную кампанию: мы вместе с несколькими единомышленниками – в основном это ребята, с которыми я в детстве занимался мини-футболом, – распечатали листовки и сами их разносили. 3 октября 2015 года прошла первая тренировка на базе педагогического университета: в группу 3-5 лет пришло 24 ребенка, в группу 6-8 лет – около 40. В тот момент у нас даже не было своего инвентаря – все временно брали в моем родном СДЮСШОР «Нефтяник». Свой инвентарь купили уже с первых денег, которые заплатили родители. 

С тех пор мы каждый год ставим перед собой новую задачу. В первый год открыли еще три зала, где занимались уже 120 детей, и увеличили тренерский штаб с 4 до 10 человек (сейчас тренеров почти 20, залов – 7, а занимающихся – около 300 – Sport Connect).

Через год поняли, что не хватает соревновательности, и стали проводить внутренний турнир среди 4 отделений школы. На третий год мы собрали сборные лучших игроков по разным годам рождения для участия во всероссийских соревнованиях – ездили в Тобольск, Тюмень, Казань. Сейчас главная цель – повысить качество работы, чтобы у тренеров была единая методология. Например, мы внедрили комплекс упражнений с гимнастическими палками и теннисным мячами для развития мобильности и когнитивных качеств – это нужно в футболе, чтобы контролировать мяч и одновременно искать глазами партнеров. Такие бельгийские методики «Андерлехта» я подсмотрел на одном из семинаров в Москве. 

Сейчас вводим образовательный проект: весной объединились с другими частными школами и провели семинар с приглашенным тренером. Есть идея запустить внутренний чемпионат Сургутского района между частными школами, который будет проходить с октября по апрель. 

Сначала я был и тренером, и руководителем школы, но уже год не провожу тренировки. Чтобы школа росла, на каком-то этапе надо стать предпринимателем и много времени уделять административным и стратегическим вопросам. Например, сейчас в первую очередь важна подготовка персонала и контроль за качеством работы – чтобы эти направления не проседали, нужна свежая голова. А если сам проводишь тренировки, то тратишь много времени и сил – и энергии и концентрации на самое главное уже не хватает.

Поэтому я отошел от тренировок и занимаюсь корпоративной культурой. Мы создаем открытые уроки для родителей, каждый месяц проводим тренерские советы, где обсуждаем наш подход, хотя бы раз в неделю я сам приезжаю на тренировки во все залы, чтобы следить за соблюдением наших рекомендаций. В перспективе этим должен заниматься координатор тренеров, но прежде его нужно взрастить и обучить. 

По итогам 2018 года мы вышли на прибыль – 4 миллиона рублей. Но мы реинвестируем в компанию, пробуем открывать отделения в других населенных пунктах Сургутского района. Большая часть денег пойдет на инвентарь и более агрессивную рекламу: наружную в торговых центрах, где большая проходимость людей из нашей целевой аудитории, и инстаграм-аккаунты местных блогеров-мам. Такие форматы мы еще не пробовали, прежде лучше всего работала, как ни удивительно, реклама в лифтах: мы уже несколько лет сотрудничаем с компанией, у которой есть такие рекламные площади. Используем и таргетированную рекламу – ей занимаются специалисты на аутсорсе.

Залы все разные. В случае университета никаких льготных условий у нас нет – платим полную арендную ставку. Если зал располагается в общеобразовательной школе, то через некоммерческую организацию заключаем договор на более комфортных условиях: платим в основном за коммунальные услуги.

Стратегически нам бы хотелось уйти от аренды. Мы сильно зависим от муниципальных площадей, откуда нас в любой момент могут подвинуть. Например, недавно у нас выпал один зал: в школу набрали больше первых классов, аренду отменили, а у нас там 38 детей. И сейчас мы оперативно должны решить, куда их распределить. Ведь им удобно заниматься в этом районе, ехать в другую часть города никто не хочет. Идеальный вариант – построить свой объект, но все это – в долгосрочной перспективе. 

Конечно, у нас были ошибки. Открывая отделение в поселке городского типа Белый Яр, мы еще были неопытными. Заключили договор аренды со школой – зал был в одном состоянии. Как только мы пришли – нам не дали футбольные ворота, не позволили нанимать детей до 7 лет. В итоге мы ни дня там не позанимались, но заплатили за аренду за 4 месяца вперед – 45 000 рублей.

Собственно, когда мы стали расширяться, узнали, что заключить договор с общеобразовательной школой не так-то просто. Нужно открывать некоммерческую организацию, а для этого нужно зарекомендовать себя, отработать год и провести какие-то мероприятия. Это была большая преграда для расширения. Если меня кто-то спросит, что нужно для плавного развития, я сразу скажу: открывайте спортивный клуб или центр физического развития – в общем, некоммерческую организацию. 

У франшиз есть маркетинг и хорошие инструменты для развития, особенно на старте. Но со сложными моментами так или иначе сталкивается любой предприниматель, занимающийся детским и массовым спортом – не так важно, сами по себе вы или по франшизе. Если у вас есть мечта, думаю, лучше начинать самостоятельно и ни от кого не зависеть. 

За несколько лет рынок поменялся радикально. Если в 2015-м родители совсем не представляли, как выглядит футбол для дошкольников, то сейчас они могут везде сходить на бесплатное пробное занятие и выбрать самый удобный вариант. На мой взгляд, люди идут к людям, то есть важен личный бренд, сильный лидер, который покажет, что работает ответственно и упорно. Если это есть, то и в 2019 году можно открыть школу со стартовым капиталом 20 тысяч рублей и все равно набрать свою аудиторию. Спрос на футбол очень высок.