Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Лес на поле в Австрии – лучший социальный проект 2019 года в спорте. Мы поговорили с создателем

На арену Евро-2008 пришли уже 120 тысяч человек.

Самые яркие кадры осени, сделанные на футбольном стадионе, вообще не связаны со спортом: прямо на поле арены в австрийском Клагенфурте разместили лес. Это арт-инсталляция швейцарца Клауса Литтманна – он вдохновился картиной «Бесконечная привлекательность природы» австрийского художника Макса Пейнтнера, написанной карандашом в начале 1970-х.

Литтманн проникся идеей Пейнтнера, который уже тогда хотел подчеркнуть: неконтролируемые климатические изменения и вырубка леса вскоре могут привести к тому, что люди будут смотреть на деревья как на нечто экзотическое – как на зверей в зоопарке, привезенных из другой местности.

Проект For Forest реализовали на «Вертерзе штадионе» в Клагенфурте – это арена, на которой проходили матчи Евро-2008 (например, именно там хорваты обыграли немцев, забивали Срна и Олич). Сейчас там, на 32-тысячном стадионе, выступает клагенфуртская «Аустрия» – скромный клуб, который в сезоне-2018/19 впервые за 12-летнюю историю добрался до второй австрийской бундеслиги. Из-за инсталляции For Forest «Аустрия» осенью играет на стадионе Karawanken-Blick – он расположен рядом с большим, но вмещает всего 2000 зрителей, и это вполне адекватно реальному интересу (средняя посещаемость прошлого сезона – 1089 человек, нынешнего – 1650).

Для посетителей выставку открыли 8 сентября, она работает до 27 октября. Sport Connect связался с Клаусом Литтманном и выяснил у него, почему проект реализовали именно на этом футбольном стадионе, как именно он разместил на поле 300 деревьев и где нашел деньги, чтобы создать инсталляцию на арене Евро-2008.

Почему выставку устроили именно на стадионе в Клагенфурте?

Клаус Литтманн был удивлен, что с ним связались из медиа, которое специализируется на спорте, а не на искусстве. Он моментально вспомнил, что первая выставка в его карьере была связана с футболом, Литтманн провел ее в 1982-м. Через несколько лет он привез эту же выставку в Вену и именно на ней познакомился с Максом Пейнтнером, а также впервые увидел карандашный рисунок с деревьями на футбольном поле.

Сейчас Клаус признается, что ему было непринципиально, на каком именно стадионе реализовывать проект, и говорит, что искал возможность воплотить идею Пейнтнера в течение всех тридцати с лишним лет после знакомства с ним и его работой.

«Честно говоря, когда впервые возник вариант с размещением в Клагенфурте, я даже не очень четко представлял себе, где этот город находится. Но потом я посмотрел фотографии, впечатлился, поехал в Клагенфурт сам, чтобы оценить стадион своими глазами – тогда и начался долгий путь, – вспоминает Литтманн в интервью Sport Connect. – Процесс подготовки стартовал три с половиной года назад, за это время я чуть ли не 50 раз съездил в Клагенфурт. Поначалу это были поездки на встречи с представителями местной власти, однажды я услышал от нового мэра города, что проект выглядит впечатляюще, что они готовы содействовать, но только при условии, что все финансовые вопросы я беру на себя, а город просто предоставляет арену. В местном парламенте идею тоже поддержали, против проголосовал только один человек».

Автор признается, что ключевую роль сыграло совпадение двух обстоятельств: во-первых, того, что местная команда играет на не самом высоком уровне и не собирает большой аудитории – поэтому получилось безболезненно перенести игры «Аустрии» на маленький стадион, а во-вторых, осенью 2019-го на «Вертерзе» не было запланировано никаких других мероприятий.

«Этот стадион – один из самых современных в Австрии, я увидел в этом дополнительное преимущество для проекта, – уточняет Литтманн в разговоре со Sport Connect. – Получилось создать контраст: с одной стороны все, сделанное человеком из стали, стекла и бетона, с другой – живой лес, настоящая природа. Среди 300 деревьев, которые мы высадили, 16 разных видов. В том числе, например, хорошо знакомая всем в России береза, а также липа, лиственница, клен и так далее».

Как деревья разместили на футбольном поле?

Непосредственно инсталляцию Литтманн готовил в течение года. За размещение самих деревьев на поле отвечала швейцарская компания Enea, она специализируется на ландшафтной архитектуре. Прежде чем высаживать деревья, на стадионе демонтировали газон, а всю площадь инсталляции заложили специальными панелями, которые защищают грунт и позволяют сохранить его для дальнейшей работы агрономов с газоном.

Естественно, корни высаженных деревьев не уходят глубоко в землю, их при размещении крепили к заранее предусмотренным балкам. Затем в пространстве между деревьями создали ровный деревянный пол. По словам Литтманна, сложнее всего при разработке конструкционного решения было не повредить ирригационные системы стадиона. В итоге на демонтаж выставки планируют потратить около суток. «Мы уйдем с арены 28 октября, оставим после себя просто свободное место. Насколько я знаю, у стадиона есть планы затем провести там же хоккейный матч, создать ледовую площадку на месте футбольного поля – они смогут сразу же приступить к этой работе», – поясняет создатель выставки.

Литтманн и его коллеги не раскрывают итоговой стоимости проекта и отказываются детально обсуждать финансирование проекта. Известно, что художнику удалось собрать деньги без подключения каких бы то ни было бюджетов, сформированных на налоги граждан, и средств общественных организаций.

«Я бы не сказал, что с этой точки зрения история уникальна, я реализовываю все свои проекты именно таким образом: стараюсь найти заинтересованных людей, целые семьи, которые уже добились многого и теперь готовы делать что-либо во благо общества, – раскрывает Литтманн суть подготовительной работы. – При подготовке For Forest я нашел таких людей в Швейцарии, их впечатлила идея, и они внесли существенный вклад».

Кроме глобальной финансовой помощи проект на стадии строительства принимал пожертвования и взносы конкретно на покупку деревьев: можно было внести 5000 евро за одно дерево и в знак благодарности получить вручную раскрашенный Литтманном рисунок Пейнтнера (плюс упоминания – по желанию жертвователя).

Вдобавок проект принимал в дар рабочую силу: например, большие компании могли направить своих сотрудников на определенный период в помощь на конкретном участке подготовительных работ. Например, проекту помогали местные строительные компании Riedergarten и Straba, обслуживающий сервис Attensam, девелопер недвижимости Soravia и другие.

Как в проекте участвуют оперный театр и другие виды искусства?

Клаус Литтманн четко формулирует главную цель выставки: он хочет изменить восприятие и отношение людей к экологическим проблемам, связанным с вырубкой лесов. Деревья, использованные для инсталляции, по окончании проекта высадят неподалеку от стадиона и сохранят рядом с ними напоминания о For Forest.

Швейцарец предпочитает не ставить своей проект в один ряд с другими инсталляциями на основе элементов природы. В разговоре со Sport Connect он несколько раз подчеркнул, что For Forest благодаря неординарным условиям размещения объединяет эстетический, философский, мистический и другие аспекты вдобавок к акценту на экологических сложностях. Он считает свою акцию в том числе политической, поскольку видит именно в этом направлении пути решения климатических проблем.

Инсталляция на стадионе – главная, но не единственная составляющая For Forest. В Клагенфурте в течение полутора месяцев проходят и другие мероприятия, объединенные по теме: в городе работает более десяти традиционных выставок, к проекту подключились местные драматический и оперный театр, параллельно устраивают тематические киносеансы и конференции.

Вход на «Вертерзе штадион» ради максимального охвата сделали бесплатным, за первый месяц проекта инсталляцию вживую увидели 122 555 человек. Если сравнить этот показатель со средней аудиторией клагенфуртской «Аустрией» (команда столько соберет в лучшем случае за 75 матчей – понадобится пять сезонов), отпадают все сомнения: стадион Евро-2008 не зря отдали отдали под арт-проект.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Мнения