Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Теперь трансляциями ФНЛ занимается InStat. Что все это значит?

До нынешнего сезона клубы ФНЛ сами занимались производством трансляций домашних матчей. Во второй половине июля лига объявила о появлении единого бродкастера – им неожиданно стала компания InStat. Ее основатель Александр Иванский уверяет, что на сотрудничестве с ФНЛ компания не остановится. «Мы участвуем в тендерах ФИФА и УЕФА на такой же вид деятельности: сбор статистики, съемку и продакшн матчей. Не самого топового уровня, конечно. Но речь про соревнования уровня молодежной Лиги чемпионов и многочисленных турниров среди женских команд», – отмечает Иванский.

Директор по развитию InStat Иван Катанаев рассказал Sport Connect, почему сервису продвинутой футбольной статистики стало интересно снимать футбол для зрителей.

***

Бизнес InStat – это изначально работа с клубами. Мы собираем статистику, анализируем ее, помогаем клубам и сборным. Считаем, что в определенной степени успехи клуба зависят и от того, может ли он позволить себе наши услуги. Соответственно, мы напрямую заинтересованы в том, чтобы у всех были деньги для пользования нашими сервисами.

С ФНЛ мы работаем очень давно, лига и ее президент Игорь Ефремов были одними из первых в России, кто по-настоящему в нас поверил. Это сегодня все работают с InStat, включая новых чемпионов мира – сборную Франции. А тогда компания была в самом начале пути, и с тех пор отношения с Ефремовым у InStat теплые и доверительные.

Если вы следите за ФНЛ, то могли видеть, что качество съемок в прошлых сезонах плавало от очень-очень ужасного до удовлетворительного. Спасти могли только региональные каналы, которые транслировали матчи местных команд в приличном качестве. Но подобное было максимум в 4-5 городах из 20, которые были представлены в лиге. В остальных случаях картинку давал клуб. Как правило, это делалось по остаточному принципу: в ФНЛ у команд много других головных болей. За трансляцию обычно отвечали клубный оператор и пресс-атташе: первый снимал игру с одной камеры, а второй выступал комментатором.

В последние 5 лет у ФНЛ был контракт с «Телеспортом», который занимался реализацией всех коммерческих прав. Лига не привлекала спонсоров, не продавала права на трансляции – все это было на «Телеспорте». Этим летом действие договора закончилось, лига наконец смогла реализовывать коммерческие права и привлекать новых партнеров сама. Но для начала требовалось создать качественный продукт. И трансляции – первый шаг к этому.

InStat и так снимал матчи ФНЛ все эти годы – просто это была техническая съемка одной камерой для сбора статистики. У нас в каждом городе лиги было оборудование и персонал. Так что организация трансляций – это для нас естественное развитие. Имевшаяся база позволила нам оценить организацию трансляций значительно ниже, чем эта услуга стоит на рынке. К наработкам прошлых лет мы добавили новое оборудование, наняли дополнительно людей. В России не так много компаний, способных предоставить качественный видеопродакшн, а тем более охватить сразу 20 городов – от Калининграда до Владивостока.

Переговоры с лигой начались весной, но это было лишь обсуждение. На тот момент еще не возникло четкого понимания, каким будет будущее коммерческих прав ФНЛ. Обсуждалось продление контракта с «Телеспортом», было общение с «Матч ТВ», сотрудничеством с ФНЛ интересовались букмекеры.

Мы предложили ФНЛ создать единые стандарты по съемке, по картинке, по графике. Решили стандартизировать каждую трансляцию – начиная с приезда команд на стадион и съемки раздевалок, заканчивая интервью после игры. Какие-то моменты мы обсуждаем и доделываем до сих пор, но главное – лига была очень заинтересована.

Наш видеопродакшн значительно дешевле всего, что можно найти на рынке. Сотрудничество выгодно нам, лиге и клубам. Отпала необходимость организовывать съемки самостоятельно. Хотя некоторые пресс-атташе согласились и дальше комментировать матчи за дополнительные деньги, им это нравится. В других городах мы искали новых комментаторов.

До последнего было непонятно, кто станет генеральным спонсором лиги в новом сезоне, поэтому много работы выполнялось в сжатые сроки. Все решилось буквально за 2-3 недели до начала чемпионата, поэтому работа у нас еще продолжается. Понятно, что для нас это пилотный продукт и на кону – репутация компании.

Сейчас мы снимаем матчи минимум с 4 камер, в Хабаровске и Волгограде снимали с 8 – благодаря местным телевизионщикам. Разработали пакет графики, брендированный логотипами спонсора. Сделали стандарты по картинке и съемкам. Прописали очень подробные инструкции для каждого участника процесса. Не везде они пока соблюдаются, мы это видим и понимаем. Разбираем по полочкам каждый матч в туре, проводим глубокую работу над ошибками. Виной – катастрофическая нехватка времени. Думаю, еще 2-3 тура, и картинка у ФНЛ везде будет качественной, а графика не уступит РПЛ – особенно по статистике, ведь все цифры, что есть у премьер-лиги, даем мы. Аналогичный объем информации планируем показывать на матчах ФНЛ.

У нас сейчас в каждом городе на матче работают 4 оператора, режиссер трансляции с помощником и дополнительный оператор технической съемки для сбора статистики. Все – наши сотрудники, мы стараемся по минимуму отдавать задачи на аутсорсинг. Нам нужны люди с желанием работать. Например, мы не успевали сделать графику к матчу первого тура в Саранске. Но местный сотрудник нашей компании решил, что у его родной команды все должно быть лучше, чем у других, и всю ночь перед игрой не спал и сделал все то, что мы не успели. В итоге трансляции из Саранска у нас одни из лучших в ФНЛ. Именно таких мотивированных ребят мы стараемся искать по всей России, потому что сами болеем своим делом.

Контракт с ФНЛ заключен на 3 года. Мы не можем разглашать финансовые условия соглашения, но в первый год сотрудничества рассчитываем хотя бы выйти в ноль. Дальше рассчитываем на получение небольшой прибыли, поскольку оборудование уже будет закуплено, графика разработана.

Для нас эта история больше имидж, чем бизнес. Зарабатываем мы сейчас продажей статистики и аналитики. Видеопродакшном мы только начинаем заниматься, но уверены в собственном успехе и развитии в этом направлении.

Сейчас идут переговоры о показе игр на сайте «Матч ТВ» или другом спортивном сайте. Если получится перенести трансляции на платформу с посещаемостью в сотни раз больше, чем у сайта ФНЛ, то и показатели трансляций будут другими. А значит, лиге уже будет о чем предметно разговаривать с потенциальными партнерами.

рубрика
Мнения