Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Дерзкий ломаный шрифт и медали на основе розыгрыша мяча – все о притягательном редизайне волейбола

Новый турнир запоминается внешним видом.

Волейбольная Лига наций-2019 заинтересовала нас не только победой мужской сборной России (два титула из двух возможных за 2 года). Ежегодный коммерческий турнир привлекает внимание еще и ребрендингом.

Международная федерация волейбола (FIVB) объединила мужской и женский турниры под одним брендом и по такому случаю захотела уникальный дизайн, свободный от старых волейбольных привычек.

Sport Connect с помощью заместителя директора департамента коммерции и продаж FIVB Елизаветы Брахт-Тищенко (о своем пути к этой работе после профессиональной карьеры она подробно рассказывала здесь) разобрался, почему Лига наций теперь выглядит так необычно.

Шрифт из розыгрышей, квадраты и углы вместо кругов и мячей

За основу графики, которая на первый взгляд кажется непривычно ломаной, взяли волейбольные элементы. Агентству-партнеру четко сформулировали суть концепции: made of volleyball – причем организация принципиально отказалась задействовать мяч и все связанное с ним, потому что этот элемент и так используется слишком часто. Вместо круглой формы сосредоточились на углах (их создает полет мяча во время розыгрышей) и квадратах (площадка состоит из двух размером 9х9 метров, сетка – это тоже квадратики 10х10 сантиметров и так далее).

Новый шрифт называет Rally (волейбольный розыгрыш по-английски), в основе начертания букв – траектории полета мяча во время игры.

Разработкой занималось американское агентство Landor, в спорте оно известно, например, благодаря переосмыслению бренда теннисного Australian Open. Чтобы собрать все возможные варианты начертаний, Landor организовал съемку с профессиональными волейболистами.

Зафиксировать движения и преобразовать их в типографику Landor помогала английская студия моушн-дизайна ManvsMachine (они входят в единую структуру).

FIVB внедряет новый шрифт осторожно, потому что понимает: разом прочитать можно только несколько слов, написанных Rally. Для длинных предложений и презентаций используется другое написание, гораздо более близкое к классическому. Телеграфика, названия городов на паркете, обозначения ключевых игровых элементов и фамилии на табло – главные зоны использования Rally.
 

FIVB принципиально отказалась от слова «мир» в названии: оно тоже используется слишком часто. Остановились на простой и понятной «Лиге наций»: организаторы ориентировались на широко распространенные короткие NBA, NHL и другие топ-турниры. Бонус – слово Nation практически одинаково звучит во многих языках.

Так совпало, что турнир с аналогичным названием параллельно разработали в УЕФА. По словам Елизаветы Тищенко, для обеих организаций это стало сюрпризом, представители УЕФА и FIVB много общались, чтобы определиться с комфортными правилами использования названия и избежать смешения брендов. В итоге волейболисты могут использовать название турнира только с упоминанием вида спорта – отсюда в том числе упоминание волейбола в аббревиатуре VNL на первом месте.

Прямоугольные медали, гравировка на которых зависит от финального розыгрыша

В желании отказаться от круглых форм FIVB пошла до конца и даже медали сделала прямоугольными – опять же по форме площадки. Важная особенность: золотые медали кастомизируются, на них выгравирована траектория полета мяча в победном розыгрыше. Похожим образом действует теннисный турнир в Гамбурге, но в логике немцев есть изъян: трофей выполнен в виде траектории решающего розыгрыша прошлогоднего финала, а не только что завершившегося (фактически чемпион получает рисунок чужого победного момента).

Представители FIVB сразу после матча вручают исходные прямоугольные медали, затем собирают их у игроков и делают гравировку. «После финала Лиги наций-2019 в Чикаго, где сборная России стала двукратным чемпионом, я сама собирала у волейболистов медали, чтобы на них затем сделали гравировку, – рассказывает Sport Connect Елизавета Тищенко. – Несколько человек из офиса FIVB прошли обучение для работы на машине для гравировки, ее привезли в Чикаго. Гравировка одной медали занимает 5 минут – соответственно, на 20 медалей уходит пара часов. Следующим утром ребята получили медали уже с гравировкой».

Фокус на траекториях полета мяча создает пространство еще и для уникального мерча: футболка, напоминающая о победном розыгрыше, точно интереснее стандартного набора с флагами и счетом.

Такой мерч, в свою очередь, позволяет волейболу сделать качественный шаг вперед в плане наследия. FIVB понимает, что даже самый преданный болельщик наверняка не вспомнит сценарий решающих розыгрышей финала Олимпиады – в том же футболе внимание к ключевым действиям несравнимо выше. Постоянный отыгрыш траекторий – достойная попытка сломать традицию.

С производством мерча FIVB помогает американская компания Legends. В онлайн-магазине федерации доступны несколько линеек сувениров, одна из самых популярных – Match Point, которая подсвечивает яркие и знаменитые волейбольные элементы. Например, за 32 евро можно заказать футболки с надписями Monster Block или Super Spike. Как и в случае с названием Лига наций, хорошо работает языковое пересечение: блок и спайк – единые термины, а слова Monster и Super вообще не требуют перевода.

В других турнирах (например, в отборе на Олимпиаду-2020) FIVB тоже задействует свежие ходы, но не так активно: например, Monster Block и другие реакции на удачные действия есть в полном объеме, а шрифт Rally используют минимально.

Автор: Андрей Васильев.