Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Рекордный телеконтракт АПЛ меняет европейский рынок. Отчет Deloitte

Главные выводы из нового исследования самых богатых клубов.

1. «Манчестер Юнайтед» – чемпион. С самым маленьким отрывом в истории

«МЮ» уже несколько лет подряд увеличивает доходы, даже несмотря на ухудшение спортивных результатов – сила имени и грамотное использование глобальной аудитории сглаживают даже печальное проседание в АПЛ. В прошлом сезоне у мадридского «Реала» была прекрасная возможность захватить лидерство: во-первых, фунт значительно ослабел на фоне Брексита, во-вторых, «МЮ» не играл в Лиге чемпионов и бился во второстепенной Лиге Европы. Но даже в таких условиях «Юнайтед» выстоял и увеличил доходы на 13%. Конечно, рост заметен только в фунтах – доходы в евро упали практически на 13 миллионов.

В первую очередь успех «МЮ» связан с продажей телевизионных прав. Летом 2016-го вступил в силу рекордный контракт АПЛ (более 5 миллиардов фунтов за три сезона), благодаря которому манкунианцы получили на 53,7 млн фунтов больше, чем годом ранее.

Во-вторых, «Юнайтед» по-прежнему остается одним из мощнейших игроков на рынке коммерческих соглашений – они приносят клубу 48% доходов.

В-третьих, «МЮ» все-таки выиграл Лигу Европы и получил самые большие призовые в истории турнира – около 44,5 миллиона евро, это примерно в четыре раза больше бонусов «Атлетико» в сезоне-2010/11.

В итоге «Манчестер Юнайтед» обогнал «Реал» всего лишь на 1,7 миллиона евро – такого скромного отрыва не было еще ни разу в истории рейтинга Deloite. Как отмечают составители Money League, решающим моментом борьбы стал именно финал Лиги Европы – победа принесла «МЮ» дополнительные 3 миллиона евро, которые и вывели клуб на первое место.

В следующем году доходы «Юнайтед» должны только вырасти, в первую очередь благодаря возвращению в Лигу чемпионов и более кассовым матчам на «Олд Траффорд».

2. АПЛ не остановится

«В этом году у Money League чисто английский оттенок», – отметил старший менеджер Deloitte Sports Business Group Тим Бридж. Лучше всего дух времени передает простой факт: среди топ-20 европейских клубов с самыми высокими доходами ровно половина – английские.

Английское нашествие объясняется рекордным телевизионным контрактом премьер-лиги на 2016-2019 годы. Это легко подтверждает рейтинг клубов из топ-20, доходы которых сильнее всего зависят от продажи медиаправ.

1. «Лестер» – 82% доходов поступили от ТВ
2. «Саутгемптон» – 79%
3. «Эвертон» – 76%
4. «Наполи» – 73%
5. «Вест Хэм» – 65%

Из топ-5 – четыре клуба АПЛ.

Аналитики Deloitte логично предположили, что дальнейшая судьба рейтинга зависит от контракта АПЛ на следующий трехлетний цикл. Предварительные подсчеты от Ampere Analysis показывают, что теория о «телевизионном пузыре АПЛ», который якобы скоро лопнет, нежизнепособна: на самом деле домашний телеконтракт должен вырасти на 10-15 процентов и достигнуть отметки 5,6-5,9 миллиарда фунтов за три сезона.

Так что правление АПЛ продолжается. Или только начинается.

3. Телерынок меняет старые представления об оптимальной структуре доходов

Старые модели распределения доходов постепенно отмирают: когда-то существовавшее равноправие (плюс-минус 30 процентов у каждой из трех статьей) постепенно сменяется доминированием телевидения. За год ТВ отняло целых 5% у коммерческих соглашений.

Еще одно важное наблюдение: всего три клуба из рейтинга получили по статье Matchday более 20% доходов. Это «Барселона» (21%), «Шальке» (23%) и «Арсенал» (24%).

Если выйти за рамки отчета Deloitte, то стоит признать «Арсенал» королем работы на стадионе. Согласно данным УЕФА, именно у лондонского клуба самый большой средний чек в Европе – 97,8 евро. На втором месте – «Челси» (90,7 евро), на третьем – «Реал» (73,8 евро).

5. «Лестер» лишится высокого места уже в следующем году

Мы аплодируем «Лестеру» за два успешных сезона, но, кажется, в ближайшем будущем это не повторится.

В этом году он забрался на 14-ю строчку рейтинга благодаря высоким отчислениям от ТВ, в том числе в Лиге чемпионов, где он единственным из всех английских клубов прошел в 1/4 финала.

Без повторения таких успехов доходы будут падать, потому что Matchday и коммерческие сделки приносят ему лишь 18% доходов.

5. «Бавария» и «ПСЖ» связаны национальным телерынком

«Бавария» и «ПСЖ» – единственные топ-клубы, которым продажа медиаправ приносит настолько мало, всего 25% доходов.

«Бавария» – четвертая в общем рейтинге, рекордсмен по коммерческим сделкам и пятая по Matchday – занимает в общем телевизионном рейтинге лишь 16-е место. «ПСЖ», который везде идет вплотную с мюнхенцами, и вовсе 18-й.

Главные клубы Германии и Франции получают от телевидения на уровне середняков английской премьер-лиги – и это с учетом того, что они выходят в плей-офф Лиги чемпионов. Например, во Франции телеправа давно проданы до 2020 года включительно – и клубы не получат больше 727 миллионов евро в год. «ПСЖ» на правах чемпиона может забрать примерно 20% этой суммы, то есть всего 145 миллионов евро, что по нынешним меркам не такие уж большие деньги.

Никто не говорит о несправедливости: АПЛ как отдельный продукт гораздо дороже бундеслиги и лиги 1, остановить рост телевизионных контрактов простым распоряжением УЕФА невозможно. Но именно такое неравенство доходов может стать еще одним доводом в пользу глобальной европейской лиги, которую давно хочет организовать американский миллиардер Стивен Росс. 

Если вы удивились высокому месту «Ювентуса» в ТВ-рейтинге, то вам сюда. Коротко: «Юве» получил более 100 миллионов евро в Лиге чемпионов, это связано с особенностями регламента и национального телерынка. 

6. Новые рынки

По прогнозам Deloitte, уже скоро в рейтинг может попасть клуб из МЛС. В качестве примера указана наша любимая «Атланта», которая играет на роскошном стадионе Mercedes-Benz Stadium и благодаря этому получает ровно 50% доходов по статье Matchday. Эта цифра говорит не столько о космической выручке на матчах, сколько о созревании рынка.

Составители рейтинга уверены, что скоро соккерные телеконтракты в США подорожают – и тогда та же «Атланта» без проблем вступит в Money League. 

Если говорить о России, то «Зенит» занимает 23-е место (доход в сезоне-2016/17 – 180,4 миллиона евро). Deloitte отмечает, что в связи с переездом на новый стадион питерцы скоро могут вернуться в топ-20.

Автор: Павел Чернов