Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Букмекеры захватили спонсорский рынок в футболе

Главная тенденция последних месяцев.

В новом сезоне в российский футбол пришли букмекерские деньги. Последним из крупных клубов сдался «Зенит», который подписал партнерское соглашение с компанией 1xBet. Теперь с букмекерами сотрудничают более половины команд премьер-лиги, в том числе «Зенит», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» и «Краснодар».

Реклама букмекерских контор проникла в РФПЛ крайне стремительно. Трудно поверить, но еще в начале весны во всем чемпионате был только один клуб с беттинг-партнером: рынок открылся сделкой «Спартака» с Winline. По-настоящему индустрия зашевелилась, как только 1 апреля вступил в силу новый закон о целевых отчислениях и рекламе букмекеров, который наконец-то регламентировал все юридические тонкости.

Теперь букмекеры обязаны ежеквартально отдавать 5% дохода на развитие спорта тем федерациям, ставки на соревнованиях которых они принимают (при этом сумма не может быть ниже 15 миллионов рублей за квартал). Что не менее важно: букмекеры могут размещать рекламу во время трансляций матчей, на стадионах, форме команд и в СМИ. Именно этим объясняется повышенная активность начиная с апреля.

Сейчас контракты с букмекерами есть у 10 из 16 клубов РФПЛ (62,5%).

В конце прошлого сезона с букмекерами сотрудничали три клуба премьер-лиги: «Спартак», «Урал» и «Крылья Советов», которые в итоге вылетели в ФНЛ. Рост в этом сегменте рынка очевиден.

Интересно, как выбирается расположение логотипов букмекерских контор на игровой форме.

Самой активной букмекерской конторой в чемпионате России стала 1xBet: у нее три контракта, и все – с топ-клубами («Зенит», «Локомотив», «Краснодар»). На втором месте – «Леон», подписавший стандартное партнерское соглашение с «Уралом» и ставший титульным спонсором хабаровского СКА (единственный случай в лиге). Все остальные компании сосредоточились на сотрудничестве с одним клубом.

В списке примечательно отсутствие нескольких крупных букмекерских контор – «Лиги Ставок», «Фонбета» и «Олимпа». Все три компании сосредоточились на спонсировании турниров.

Так, «Лига Ставок» стала генеральным партнером РФПЛ. Сумма контракта оценивается примерно в 500 миллионов рублей за сезон – это даже больше, чем лига получает от титульного спонсора («Росгосстрах»). В пакет «Лиги Ставок» входят три минуты рекламного времени в телетрансляции каждого матча, появление на табло внутри стадионов и рекламных щитах по периметру поля. В первую очередь «Лигу Ставок» интересует именно эксклюзивная телереклама: ни одна другая компания не может разместить ролик во время российских матчей.

Интересно, что еще весной у РФПЛ были контракты с тремя беттинг-партнерами («Олимп», «Леон», «Лига Ставок»), и это решение публично критиковала компания «Фонбет». Она изначально предлагала РФПЛ долгосрочный эксклюзивный контракт. «Но лига хочет заработать „здесь и сейчас“, размещая брендинг сразу трех конкурентов из одной товарной категории в равных пропорциях. При всей привлекательности РФПЛ как лиги для спонсорства мы смотрим на рекламу с точки зрения эффективности и бизнеса. Напрашивается логичный вывод, что РФПЛ не готова к серьезной работе с букмекерами и подходит к вопросу несистемно и недальновидно», – говорил руководитель управления стратегического развития и маркетинга «Фонбета» Дмитрий Малков.

В итоге летом РФПЛ провела закрытый тендер и все-таки выбрала единственного партнера. «Фонбет» остается титульным спонсором ФНЛ и ПФЛ, а недавно стал эксклюзивным партнером КХЛ. Самая интересная деталь контракта – в течение ближайших 5 сезонов хоккейные клубы не смогут заключать рекламные соглашения с другими букмекерами (в РФПЛ такого жесткого пункта нет). Президент КХЛ Дмитрий Чернышенко уточнил лишь, что «компании могут активировать свои маркетинговые программы в сотрудничестве с «Фонбет». 

БК «Олимп», в свою очередь, стала титульным спонсором Кубка и Суперкубка России.

Больше всех активности букмекеров может быть рад РФС, который только за первый квартал сотрудничества получил от разных компаний около 100 миллионов рублей.

***

Далеко не всегда контракты с букмекерами ограничиваются появлением логотипа на футболке. «Локомотив» и «Тосно» заявили о появлении особых клубных ставок на линиях партнеров – 1xBet и «Балтбет» соответственно.

«Зенит» пошел еще дальше и в рамках 3-летнего контракта переименует один из секторов нового стадиона в честь 1xBet. Нечто подобное будет и у «Динамо» и БК «Марафон».

***

Сотрудничество клубов и лиг с букмекерами активно обсуждается не только в России. Лейбористская партия Великобритании уже собирается запретить всем игорным компаниям спонсировать футбольные клубы, так как считает это слишком большой угрозой для несовершеннолетних. Крупные логотипы букмекеров есть на футболках 9 из 20 клубов АПЛ, и, по мнению лейбористов, дети незаметно привыкают к игорным компаниям, что таит в себе серьезную угрозу.

«Когда-то табачным компаниям запретили размещать логотипы на спортивных соревнованиях из-за вреда курения. Мы понимаем, какой вред могут нанести игорные компании, и поэтому считаем неправильной такую масштабную рекламу», – отмечалось в заявлении лейбористов.

В России закон на стороне букмекеров и вступил в силу всего 5 месяцев назад. Все только начинается.

Автор: Павел Чернов