Логотип Логотип Логотип Логотип
Мнения

Лучший социальный проект сезона: сбор пластика в Единой лиге ВТБ

Российский баскетбол показывает, что забота об экологии может быть не скучной.

В спорте все больше думают о вреде пластика. Футбольный «Тоттенхэм» намерен полностью отказаться от одноразовой пластиковой посуды. Организаторы Лондонского марафона после забега собирают весь пластиковый мусор и отдают на переработку. Бейсбольный «Чикаго Уайт Сокс» убирает из напитков на стадионе пластиковые соломинки.

В России об окружающей среде первой задумалась Единая лига ВТБ. С начала сезона-2017/18 полноценно работает проект «Баскетботл». Он объясняет болельщикам, почему надо отделять пластиковый мусор от остального, и призывает всех оставлять бутылки в отдельных корзинах – чтобы в дальнейшем их переработали. Менеджер по спецпроектам Единой лиги ВТБ Дмитрий Матеранский по просьбе Sport Connect рассказал, как и зачем продвигать такие социальные проекты.

***

Программа «Баскетботл» стартовала в рамках «Года экологии в России»: лига понимала, что это повод для создания глобального проекта для всех наших клубов. Все баскетболисты пьют воду на играх и тренировках, обычно они делают это из пластиковых бутылок, потому что это самый доступный и удобный вид упаковки. Мы придумали этот проект, чтобы рассказать всем, что пустые пластиковые бутылки – это сырье, а не мусор. Конечно, дополнительной энергии придало, что почетный президент лиги Сергей Иванов – спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Его консультации помогли нам понять, чтобы мы делаем все правильно.  

Придумав проект «Баскетботл», мы предложили постоянным партнерам лиги поддержать его. Быстрее всех откликнулись из компании «Сибур» – это крупнейший производитель пластиковых полимеров. В силу своей деятельности они отлично понимают важность экологической ответственности. «Сибур» помог разработать и установить на площадках специальные корзины для сбора пластикового мусора, чтобы отделить его от остальных отходов. Чтобы все было организовано правильно, нас консультировали коллеги из Минприроды РФ.

Проект стартовал в мае прошлого года при участии шести российских команд, вышедших тогда в плей-офф. Тогда это были тесты раздельного сбора мусора на аренах.

Полноценно «Баскетботл» запустился на всех площадках лиги в начале этого сезона. Тогда же появилась поддержка со стороны компании «ЭкоТехнологии»: они помогли нам организовать вывоз пластикового мусора с арен и переработку. До начала этого партнерства мы, к сожалению, иногда сталкивались с проблемами: компании, работающие со вторсырьем в регионах, предпочитают промышленные объемы пластикового мусора, а у нас изначально было по 5-6 мешков. Отправлять машину за ними иногда бывает просто невыгодно. «ЭкоТехнологии» перерабатывают пластик на своих заводах и покупают сырье по всей стране. Они и помогли нам организовать логистику, привлекая своих региональных партнеров, порой уговаривая их, убеждая, что нужно помочь. Сейчас такой проблемы уже нет. Когда за один раз можно вывезти по 20-30 – а в некоторых случаях и по 90 – больших мешков с пластиковыми бутылками, это уже интересно всем.

Сейчас объемы подросли. На сайте проекта размещена таблица клубов по объему сданного пластикового мусора. Лидирует там довольно неожиданно пермская «Парма» – в этом сезоне они отправили на переработку уже 301 мешок. Как я понимаю, там клуб вовлек в идею чуть ли не всех болельщиков и жителей города. Это именно то, для чего мы и создавали проект.

Радует, что со временем к проекту присоединились организации, не имеющие непосредственного отношения к Единой лиге ВТБ – например, спортшкола в подмосковном Дзержинском. Мы к ним приезжали, рассказали о важности раздельного сбора мусора – и теперь они тоже сдают свои 2-3 мешка.

Мы активно привлекаем болельщиков к участию, напоминаем, что место пластиковой бутылки – в корзине для пластика. В качестве стимула использовали конкурс, победитель которого получал айфон за самый зрелищный бросок бутылки в корзину. Думаем над тем, чтобы повторить это, сделав историю еще более популярной.

Продолжением «Баскетботла» стал мяч для Матча Звезд, при производстве которого использовалась нить из переработанного полиэтилена. Эти мячи выпустил наш технический партнер Wilson. Они по заказу лиги изучили, как можно использовать вторичный пластик в производстве мячей. Технология с нитью, конечно, не была разработана и придумана специально для нас – в экологическом направлении сейчас работают многие глобальные компании. Но мы одни из первых, кто заказал такие мячи для профессиональных баскетболистов.