Логотип Логотип Логотип Логотип
Интервью

«В приложении можно заказать еду на свое место и такси». Каким будет новый стадион «Динамо»

Интервью члена совета директоров «Арена Парк Менеджмент» Кирилла Макарищева

На форуме Sport Connect Кирилл Макарищев уже рассказал о масштабе проекта «ВТБ Арена парк»: две арены под одной крышей (футбольная и универсальная), торговый центр площадью 20 тысяч квадратных метров, бизнес-центр, апартаменты, отель Hyatt. В интервью для нашего онлайн-формата он рассказал новые детали.

– Стадион «Динамо» откроется на один матч осенью, а потом снова закроется на доработку. Это нормально?

– Это абсолютно нормальная практика, причем как в России, так и за рубежом. Стадионы «Спартака» и ЦСКА тоже проходили через тестирования, когда приходило большое число болельщиков. Скорее всего, мы проведем не одно мероприятие. Просто первое тестовое мероприятие будет приурочено именно ко дню рождения Льва Ивановича Яшина. Это как дань уважения, мы к этому моменту серьезно готовимся. Подробности пока не раскрою, дабы сохранить интригу, но мы планируем медийное событие. Что касается полного открытия, то все идет по плану – это весна следующего года.

– Не считаете, что старый стадион «Динамо» закрыли слишком рано, что он мог еще несколько лет спокойно принимать матчи?

– На тот момент конструкции были признаны ветхими и аварийными, так что арену закрыли прежде всего с точки зрения безопасности. Стадион существует с 1923 года, пережил ряд реконструкций, а время неумолимо не только к людям, но и к объектам. Поверьте, никто не хотел причинить неудобства болельщикам и преждевременно отправить их в Химки. Это исключительно вопрос безопасности. Кстати, на последней игре был аншлаг. Но на этой точке надо было сказать «стоп» и двигаться дальше. Время того объекта тогда подошло к концу.

– Сколько для футбольного «Динамо» будет стоить аренда стадиона?

– У нас с футбольным клубом будет немного другая форма сотрудничества. «В лоб» никто платить не будет. Смотрите: есть активы всего объекта, есть активы футбольного клуба. Они складываются вместе, оцениваются, нарезаются на спонсорские пакеты. После этого мы совместно будем вести реализацию этих пакетов, пропорционально распределяя доходы.

– Если бы «Динамо» вдруг не вышло в премьер-лигу, это как-то повлияло бы на ваше сотрудничество?

– У нас стратегическое партнерство, и мы с большой надеждой смотрели на то, какие результаты клуб показывал в ФНЛ. Верили, надеялись, держали кулаки. Хотя не видели причин, при которых «Динамо» не выполнило бы задачу возвращения в премьер-лигу уже в этом сезоне.

– Вы называете свой спорткомплекс стадионом будущего. Что в нем революционного?

– Давайте начнем с того, что все технологии могут работать, когда на объекте есть полное покрытие вай-фаем и сотовой связью. У нас запроектирована активная система распределения сигнала, которая позволит равномерно по секторам распределять нагрузку по всему стадиону, арене и подтрибунным помещениям.

С компанией Tele2 мы заключили стратегическое соглашение, согласно которому они обеспечат наш комплекс устойчивой связью и устойчивым мобильным интернетом в каждой точке присутствия болельщиков. В отличие от многих других арен, мы задумались об этом заранее, так что все болельщики будут иметь стабильный сигнал сети с первого дня. Каждый зритель сможет и комфортно поделиться радостью в соцсетях и принять звонок – вдруг у человека какая-то экстренная ситуация.

– С интернетом понятно. Вы также говорили, что на стадионе будет работать доставка еды. Как она будет осуществляться?

– У нас есть несколько сценариев, которые мы рассчитываем отработать. Первый – это купить еду дистанционно и прийти ее забрать через так называемый fast track. Примерно то же самое, что и в «Макдональдсе», когда вы делаете заказ, оплачиваете карточкой,  получаете номер и спокойно забираете заказ к определенному времени и месту. Второй сценарий – заказать еду прямо на посадочное место. Технология тоже отработанная, здесь ничего сложного и нового нет.

Мы предложим такую фишку: так называемое геопозициионирование. Вы делаете заказ через мобильное приложение и указываете точное место, куда его надо принести. Во избежание ошибок система автоматически сверит данные с вашим билетом. Фактически это такая система автопроверки, чтобы человеку действительно принесли заказ в нужное место.

– Что будет еще?

– В том же приложении, через которое зрители смогут заказывать еду, обязательно будет раздел статистики и информации о том, что происходит на поле и вне его пределов.

В том же приложении вы сможете, например, заказать такси: «Яндекс Такси», Uber, Gett – что угодно. Купить билеты через свой аккаунт в социальной сети, выбрать место и предварительно посмотреть вид с этого места на само поле. А если купили билет и по каким-то причинам не можете попасть на игру, то вы гарантированно сможете его продать на так называемой вторичной бирже продажи билетов и вернуть средства. Это фактически работает как онлайн-аукцион. Мы планируем также ввести со временем и динамическое ценообразование на билеты, когда на цену будут влиять факторы рейтинга игры, погоды за окном, трафика на улице – вплоть до колебания курса валют.

– Сколько стоит это приложение и его обслуживание?

– Оцениваем разработку и внедрение в нескольких десятков миллионов рублей. Это будет фактически отечественная разработка. Мы выбрали локального партнера для отработки технического задания и детально расписали бизнес-процессы, следующий шаг – уже разработка и внедрение.

– Если взять весь проект «ВТБ Арена парк», включая квартиры и все-все-все, за какой срок можно окупить вложения?

– Окупаемость проекта стоит на уровне девяти-десяти лет. Это амбициозный план, который мы перед собой ставим. Значительная часть доходов – продажа апартаментов и реализация коммерческой недвижимости. На первый взгляд, в проекте сочетаются совсем разные формы недвижимости, но если посмотреть на это в целом, то они формируют интересную и креативную среду обитания, где все в одной точке. Человеку не надо ездить из места в место, чтобы позаниматься фитнесом, посетить торговый центр, увидеть интересный матч или концерт, прогуляться в парке или выйти на пробежку. Жаль, что в сутках не 25 и не 26 часов – на «Динамо» будет такое количество событий, что может и не хватить времени, чтобы все успеть посетить.

– Ледовая и баскетбольная арены на «Динамо» – одно целое?

– Это объект-трансформер, который позволяет проводить любые типы игровых мероприятий: бокс, концерт, хоккей, ледовое шоу. Причем будет сделано так, что хоккейные матчи и баскетбольные игры можно будет проводить в один день, но с разницей во времени.

Две арены под одной крышей

Превращение хоккейной площадки в баскетбольную мы планируем осуществлять за 2,5 часа. Это не голословно: мы делали расчеты, моделировали. Объектом-индикатором был «Мэдисон Сквер Гарден» в Нью-Йорке, где аналогичная трансформация делается вообще за 1 час 45 минут. При этом нужно учитывать, что там проводится более 500 мероприятий в год. В «Мэдисоне» несколько площадок, некоторые из них проводят по 4 мероприятия в день!

Хоккейный формат универсальной арены

Там вопросы логистики отработаны до секунды. «Мэдисон», кстати, находится также в центре города, и с первого раза его среди небоскребов очень сложно обнаружить. Внутри объекта у нас будет одна особенность: специальная грузовая рампа, которая ведет на третий этаж. Она позволяет заезжать туда 36-метровым грузовикам и одновременно разгружать четыре таких грузовика сразу на уровне поля. За счет этого мы сможем наращивать количество мероприятий, проводимых в год, в том числе за счет концертов. Задача – выйти на 200 мероприятий в год. Мы готовы к любому мероприятию по сложности, а какой-нибудь цирк с тиграми – это самое простое, что мы можем провести.

– Чья идея, чтобы на баскетбольной площадке «Динамо» играл ЦСКА?

– Мы это еще с 2008 года начали обсуждать с клубом. Все это время мы в контакте с руководством клуба, показываем им все материалы, держим в курсе того, что у нас происходит. Планируем под баскетбольный ЦСКА и раздевалки, и инфраструктуру. Наша задача, чтобы каждый клуб, который будет у нас играть, чувствовал, что объект для них свой — «домашний».

Баскетбольный формат универсальной арены

– Вы говорили, что трибуны баскетбольной и хоккейной арены смогут менять наклон. Как это будет?

– Это запланировано и для ускорения трансформации, и для удобства болельщиков. Если посмотреть на размеры площадок хоккейного льда и баскетбольного паркета, то по длинным боковым сторонам они не сильно отличаются. А вот по узким торцевым, которые за кольцами и за воротами, разница в расстоянии составляет уже по 5-6 метров с каждой стороны. Если в хоккее трибуны подходят прямо к борту, то в баскетболе они получаются удаленными. Поэтому угол наклона трибун, который позволяет удобно смотреть хоккей, уже не будет комфортен для баскетбола и наоборот.

Мы долго искали решение, в итоге нашли то, которое позволяет менять угол наклона трибуны. Это недешевое удовольствие, стоит оно несколько миллионов евро. Но надо понимать, что этих денег стоит трансформация всего первого яруса, то есть 4,5 тысячи посадочных мест. Хоккейная арена будет вмещать 11,5 тысячи зрителей, баскетбольная после перевоплощения – 12,8, а концертная или с боксерским рингом – до 13-14 тысяч.