Логотип Логотип Логотип Логотип
Интервью

«360 градусов – прошлый век». Российская компания показывает спорт в VR и делает свои камеры

Виртуальная реальность возвращается из технического забвения и обретает массовую популярность. В России за VR отвечает компания Prosense. Ее генеральный директор Станислав Глухоедов в интервью Sport Connect рассказывает, почему VR снова популярен, что круче всего транслировать в виртуальной реальности и сколько стоит лучшая в мире камера для VR-показа.

– Когда вы занялись VR? Компанию Prosense создавали уже под этот бизнес или раньше специализировались на чем-то другом?

– Компанию Prosense мы основали в 2015 году как продакшн-студию, которая в настоящее время трансформировалась в профессионального бродкастера в VR. Мы начинали со съемок VR-роликов и до сих пор сохраняем профессиональную команду, поскольку проект по организации трансляции не заканчивается со свистком судьи. Зрителям интересно после матча пересмотреть самые яркие моменты, а те, кто пропустил игру, могут посмотреть запись. Именно для этого работает команда продакшна, которая также выполняет различные коммерческие заказы – от репортажных съемок до полноценных VR-фильмов.

– Чем вы занимались до VR?

– Я закончил факультет клинической психологии СПбГУ. Дальше пошел по линии HR. Начал свою деятельность в одной из крупнейших сетевых ритейл-компаний, уходил уже в должности руководителя HR-службы. Далее ушел в бизнес. В этот период мы занимались и розницей, и консалтингом. Уже тогда мы работали в рамках холдинга – группы предпринимателей.

Станислав Глухоедов

– Почему выбрали VR?

Могу точно сказать, что виртуальная реальность – основная тема моих интересов с самого детства, так как я большой поклонник научной фантастики и киберпанка. Когда на международном рынке возродилась идея виртуальной реальности, мы решили развивать эту отрасль в России. У меня достаточно компетенции для того, чтобы понимать техническую часть вопроса, это позволило избежать многих ошибок и с самого начала разработать эффективный продуктовый план.

– Насколько сейчас выгодно заниматься VR-технологией в России?

– В плане технологии VR у нас развит достаточно хорошо. Есть некоторое количество компаний, которые с точки зрения как железа, так и контента являются одними из мировых лидеров – это факт. По поводу выгод… Сегодня можно зарабатывать на VR двумя форматами: B2B, где мы предоставляем какие-то сервисы для бизнеса; либо развлечения, аттракционы.

Применение VR в спорте уже может быть прибыльным. Конечно, не в том глобальном объеме, к которому мы стремимся: чтобы пользователь платил за виртуальное присутствие на событии. Сейчас это скорее спецпроекты с крупными брендами, когда они оплачивают свою интеграцию в VR-трансляции. В нашем случае один из примеров – Coca-Cola. Они готовы платить за интеграции.

– Как устроено взаимодействие между организаторами события, вами и спонсором?

– Это трехсторонний процесс переговоров, с согласованными совместными действиями. Мы сотрудничаем, например, с КХЛ, они – с брендами, бренды – с нами. Мы рассказываем брендам, как их можно встроить в трансляцию и показать.

Почему VR нужен всем, своя камера за 3,5 млн рублей

– Идея виртуальной реальности в какой-то момент казалась безнадежной. Что вернуло интерес к ней?

– Второе дыхание появляется только сейчас. Много причин. Новое поколение шлемов, которое появилось только в ноябре. Это техника семейства Microsoft от производителей Acer, Asus, Lenovo, Dell. Хорошие шлемы, они относительно дешевле тех, что были раньше. Более того, в начале октября компания Oculus показала шлем Oculus Go, не требующий телефона и проводов, цена – всего 199 долларов. С начала 2018 года он будет в продаже. Такое устройство однозначно запустит волну адаптации виртуальной реальности в обществе. Потому что оно дешевое, легкое и качественное. У HTC новый шлем, тоже беспроводной – его я вообще планирую приобрести себе в личное пользование.

Появляются новые камеры для записи и трансляций. Самые простые – 360 градусов. Посложнее – с использованием стереоскопических систем, как делаем мы. У них больше глубина, они дают раскрытие картинки в 180 градусов. Google совместно с Lenovo и LG этой зимой выпустит пользовательские камеры, уменьшенные копии наших систем. Это такая стереопара, дающая 180 градусов раскрытия. Эти камеры позволят вести трансляции не только нам, большим бродкастерам, но и частным лицам. По сути, это веб-камера, только для VR.

Железо – только одна сторона. Оно становится в два раза лучше и в два раза дешевле. Но на новый уровень выходит и производство контента. За последние 3 года компании, развивающие эту сферу, получили достаточно опыта. У них есть понимание, как сделать контент более интересным и комфортным для просмотра или участия.

Конкретно мы сейчас запускаем проект по строительству платформы, которая будет поддерживать не только наши трансляции, но и других компаний или частных лиц.

– VR-YouTube?

– Скорее VR-Twitch с частичными функциями YouTube. Основное отличие от YouTube и Facebook будет в возможности напрямую монетизировать свою реальность. Включил, нажал кнопку, получаешь деньги от зрителей.

– Говоря про «наше оборудование», вы имеете в виду полностью ваши разработки и исполнение?

– Да, они именно в этом смысле наши. Буквально пару недель назад мы показали нашу новую камеру. Я убежден, что она лучшая в своем классе. Лучшая для трансляции больших событий.

– Сколько стоит такая камера?

– По комплектующим – порядка 3,5 миллиона рублей. Софт у нее, разумеется, тоже индивидуальный. Мы ее только протестировали – она очень крутая. При необходимости мы можем другие наши камеры быстро модифицировать до этой.

– Иностранные компании хотят ее купить?

– Зачем? Мы вообще никому не поставляем наши камеры. Они используются исключительно нами, только в наших кейсах. Это сразу дает преимущество в вопросе трансляций.

– Насколько справедливо называть VR нишевой историей, которая идеально подходит только для развлечений и спорта?

– Год назад точно так было. Сейчас есть тенденции, благодаря которым все это становится более востребованным. В этом году начались VR-трансляции с матчей NBA и NFL, которые организовали наши американские коллеги.

Все понимают, что VR завоевывает все большую популярность. Со временем (причем, думаю, достаточно скоро) он начнет конкурировать с классическим телевидением. Сейчас мы находимся в переходной стадии: VR уже выбрался из ниши, идет его массовая адаптация. Это все иллюстрируют новые шлемы, новые камеры, новые кейсы.  

– В США и Европе спорт в VR уже становится нормой – как к этому формату относятся спортивные руководители в России?

– К тому, что мы делаем, все относятся очень хорошо. Показываем – всем нравится. Вопрос – в коммерческом применении. То, о чем я уже говорил – интеграция брендов или монетизация B2C.

В B2C в следующем году, надеюсь, будут первые ласточки: мы будем просить пользователя заплатить за просмотр трансляции. Рекламный рынок работает, тем более мы не только даем сигнал в шлемы, а переупаковываем его в обычные 360 градусов и отправляем на YouTube или в Facebook, например.

Показ КХЛ в виртуальной реальности

– Как проходили переговоры об организации показа финалов КХЛ в VR?

– Мы познакомились с людьми из КХЛ в конце 2016 года. Показали им, что можем. Наиболее плотно общались тогда с вице-президентом лиги по маркетингу и коммуникациям Сергеем Доброхваловым, он поддержал наши инициативы. Дальше был наш первый кейс – Матч всех звезд в Уфе. Для нас это было довольно сложно, такой первый вызов – режиссируемая трансляция с трех камер. Справились отлично, что привело к трансляциям финала чемпионата КХЛ (Кубок Гагарина).

У организации этой серии были свои сложности: матчи проходили каждые несколько дней в разных городах. Плюс тогда участвовал клуб из Магнитогорска – города, который находится достаточно далеко от Санкт-Петербурга. Пришлось дублировать съемочные команды, оборудование.

– Финальная серия этого сезона будет транслироваться вами?

– Мы планируем. Но пока идет обсуждение, поэтому давать анонс не готов.

– Если сейчас вам позвонят, например, из РФС и попросят провести VR-трансляцию майского финала Кубка России, что от них потребуется? Только деньги?

– Конечно. Все остальное мы берем на себя: съемочную бригаду, технику, организацию трансляции на месте. Стоимость трансляции зависит от логистики, количества персонала, камер. У нас совершенно четкие обозначения стоимости в зависимости от условий.

– Сколько человек сейчас работает в вашей компании?

– Внутри компании – 35 человек, в основном это разработчики и представители службы эксплуатации, которые проводят трансляции. Хотя они тоже разработчики.

У нас нет отдельной позиции оператора. У нас оператор умеет делать что-то для развития продукта. Понятно, что у нас большое количество контактов с дружественными фрилансерами – чтобы не держать в штате техников или режиссеров.

Что касается технических ресурсов, то у нас множество камер – от самых простых до той стереоскопической камеры, которую только недавно презентовали. Наверное, всего около 25 штук.

Звонок из «Реала»

– У вас есть какие-то взаимоотношения с «Матч ТВ»?

– Да, мы общаемся, у нас есть рабочая группа с «Матч ТВ». Более того, мы совместно проводили серию тестовых футбольных матчей в августе этого года. Отрабатывали возможность показа матчей ЧМ по футболу. Теперь у нас есть готовое демо, с которым мы будем общаться с другими правообладателями футбольных событий.

– У вас на сайте представлены только российские проекты. Когда Европа?

– Как раз сейчас активно этим занимаемся, идет множество переговоров. Наша технология вызывает большой интерес в ОАЭ. Общались с испанцами: Ла Лигой, «Реалом Мадрид». Азиатский рынок нас очень интересует. Коммуникация есть, мы планируем масштабное расширение деятельности.

– Чего хотели люди из «Реала»?

– Все смотрят на новые модели монетизации контента, и VR – одна из тех моделей, которые могут выстрелить. Всем интересно, что можно с этим делать. Все понимают, что за этим будущее – вопрос в сроках.  

– Какие возможности у зрителей во время просмотра ваших трансляций?

– Сейчас главной возможностью остается эффект присутствия в реальном времени. Это классно работает в боях без правил, где трансляция ведется с такой точки, что ближе только рефери. Это суперзрелище, когда вся эта битва происходит в метре от тебя. В хоккее тоже классно следить за столкновениями хоккеистов прямо перед тобой.

Если немного отклониться от спорта, у нас один из последних кейсов – балет. Вот он в VR смотрится просто изумительно. Если спорт – драйв и накал, то в балете можно говорить об эстетическом удовольствии. Я сам с огромным удовольствием смотрел.

Для VR сейчас очень важно расстояние, с которого ведется съемка. Мы чувствуем себя уверенно, потому что у наших камер максимальное разрешение и высокая частота кадров (а это принципиально для динамического изображения). У нас в трансляциях 60 fps – это огромный успех. Плюс качество картинки 4K. Могли бы больше, но шлемы не потянут.

– Вы можете встраивать в VR-трансляции элементы дополненной реальности (AR)?

– Конечно. В этом тоже развитие продукта. В наших футбольных демках есть бродкаст-графика, которая показывает счет, статистику, информацию об игроках – все в реальном времени.

– Насколько реален показ ЧМ-2018 в России в формате VR?

– Могу сказать так: с высокой степенью вероятности VR-контент будет. Кто его будет создавать – пока вопрос. Не могу озвучить никаких подробностей, но мы участвуем в этом вопросе.

– У вас есть конкуренты в России?

– Есть команды, которые занимаются трансляциями 360 градусов. Для нас это прошлый век, мы давно работаем над стереоскопическими системами. Здесь у нас конкурентов в России нет и не было. Есть буквально несколько компаний во всем мире, которые занимаются развитием такого рода продукта. NextVR, например.

– У вас достаточно крупные кейсы, но их все равно пока мало. Почему?

– Это пока вопрос запроса от рынка. Мы занимаемся технологией, разрабатываем ее, тестируем. Где есть возможность участвовать – участвуем. 2017 год был для нас довольно успешным. Выросло количество обращений, не приходится бегать по потенциальным клиентам. Всем примерно понятно, кто мы, как мы работаем.