Логотип Логотип Логотип Логотип
Интервью

Мы поменяли логотип, который держался 20 лет. Ободряющий рассказ из ПФЛ

Как хорошо избавляться от лишнего!

Неделю позитивных материалов о российском футболе на Sport Connect продолжает Алексей Белоус – редакционный дизайнер Sports.ru, который параллельно помогает разным российским командам освежать графику. Перед сезоном-2019/20 он нарисовал новый логотип астраханскому «Волгарю» – клуб ПФЛ уже несколько раз прорывался за границы локальной повестки, в том числе с помощью картинок Белоуса для соцсетей, а теперь удивил новой стилистикой.

Специально для Sport Connect Белоус рассказал историю обновления логотипа, к которому никто не притрагивался годами.

***

Работа над логотипом «Волгаря» началась в октябре прошлого года. Ребята из пиар-службы клуба (на самом деле нет, это пресс-атташе и сотрудник по работе с болельщиками) получили долгожданное добро на ребрендинг и обратились ко мне. Прежний логотип сильно устарел: если не считать изменения из-за смены названия в 2012-м, ему было больше 20 лет. И это явно не тот случай, когда логотип делался на века: смешение плохо сочетаемых образов, отсутствие четкой композиции и, как следствие, ярко выраженной идентичности. «Волгарь» настолько нуждался в новом логотипе, что даже в соцсетях клуба на юзерпиках вместо эмблемы было просто слово “ВОЛГАРЬ”.

Первые две недели работа заключалась в простом знакомстве с материалом. Нужно было понять, что из себя представляет клуб. Нужно было узнать больше об истории города, команды и образах, которые точно с ними ассоциировались. В изучении я не ограничивался статьями из Википедии: ребята скинули много разного об Астрахани, афиши и программки прошлых лет, даже какой-то старый документальный фильм про Волгу. Самый интересный момент, который удалось найти на этом этапе, – факт о том, что Астрахань стоит на одиннадцати островах. 11 – очень футбольное число, стало понятно, что его нужно использовать в логотипе в качестве дополнительной легенды.

На следующем этапе стояла задача разработать три концепта логотипа, из которых впоследствии выбрали лучший. Первый вариант был классическим и строился из прошлых логотипов. Из последнего лого я убрал почти все, кроме кремлевской башни и волн Волги – эти образы были не только на почти всех версиях логотипа «Волгаря», но и на программках тех времен, когда эмблемы у команды еще не было.

Оставил и круглую форму: первый логотип «Волгаря» был именно круглым, последний тоже строился вокруг этой формы, но из-за массивных VG это не очень заметно.

Во втором варианте я попытался использовать новые образы. Здесь важно было не пересекаться с другими спортивными клубами города, например, я отказался от использования бойниц кремлевских стен как основополагающих элементов композиции – такое уже есть у мини-футбольной «Дельты» и гандбольной «Зари Каспия». Поэтому в качестве альтернативы подошел ушкуй – древний парусный корабль, отсылающий к истории города и популярный среди фанатов «Волгаря». В третьем варианте предложил абстрактный логотип с V-образным щитом, олицетворяющим одновременно первую букву названия, победу и дельту Волги.

В итоге ожидаемо победил первый – классический – вариант. Другие мы припасли для возможного использования в мерче (поэтому их изображения не прикрепляю).

После этого разработка логотипа вышла на финальный этап, в котором выбранная версия дорабатывалась до идеала. Пробовались разные композиционные, цветовые и шрифтовые решения – всего было сделано больше 20 вариантов логотипа с башнями и волнами. В конце концов я остановился на круглой форме щита – отсылка к игре с мячом и прошлым эмблемам клуба. Чтобы логотип спортивной команды что-то значил для болельщиков, он должен иметь за собой какую-то легенду, а отдельные детали – символическое значение, почти как в геральдике. Поэтому важно было сделать образ Кремля максимально похожим на настоящий. В качестве прототипа я взял башню Красные ворота – это одна из самых значимых точек в Кремле, к тому же они смотрят в сторону Волги, что делает нашу картинку реалистичной. Кремлевские стены теперь с навесом, как и в действительности – в прошлых эмблемах бойницы были открыты. Волгу я изобразил именно 11 штрихами-волнами – таким образом внедрил эту легенду с 11 островами.

Что касается цветов, то к двум традиционным – белому и синему – решено было добавить третий. Выбрали бирюзовый – во-первых, похожий оттенок был на первом логотипе «Волгаря», во-вторых, цвет практически не используется в российском футболе, в-третьих, это может восприниматься как отсылка к Каспийскому морю.

Для контраста я подобрал более темный оттенок синего, что теперь нас отличает от множества других бело-синих команд. Были разработаны разные версии логотипов: цветные, монохромные, для светлого и темного фонов.

Для текстовой части я выбрал геометрический гротеск – хотелось сделать спокойный леттеринг, чтобы акцентировать внимание именно на графической части. Этот же шрифт используется во всех материалах клуба. Важно было выбрать платный шрифт: они точно еще не заезженные, с ними больше шансов создать уникальный образ за счет типографики.

Итоговый вариант похож на лого «Манчестер Сити» (из-за цвета) и «ПСЖ» (из-за композиции). Во-первых, да, я действительно брал во внимание то, как сделаны эти логотипы (особенно «ПСЖ») – это, пожалуй, самые успешные варианты реализации нашего концепта. Во-вторых, не вижу никакой проблемы в том, что логотип клуба ПФЛ схож с логотипом чемпиона Англии. Команды существуют в параллельных вселенных, в ближайшее время они точно не пересекутся, проблем с идентичностью не будет.

Логотип был готов в декабре-январе, но «Волгарь» использует его с начала сезона-2019/20. Эти полгода мы постепенно готовили аудиторию ко смене имиджа – например, графика для соцсетей во время весенней части чемпионата была уже в новой цветовой схеме и с новым фирменным шрифтом.

Важно было красиво преподнести новую эмблему: подогревали публику в соцсетях с помощью тизеров, чего-то вроде обратного отсчета. В городе развесили баннеры с новой формой, на которой вместо логотипа был круг с датой презентации. В день, когда логотип был представлен, баннеры сменились афишами первого матча, где на форме был уже новый логотип.

Сам логотип презентовали сочной анимацией и постом, где четко объяснили, что это за эмблема и о чем она. Болельщики оценили изменения в целом позитивно, и это успех.

Естественно, были те, кто эмблему не принял, но это нормальная история для любого ребрендинга.

Автор: Алексей Белоус.

***

Мнения других дизайнеров.

Сооснователь студии спортивного дизайна Quberten Михаил Антипин: «Тот случай, когда анимация продала логотип».

Сооснователь студии спортивного дизайна Quberten Андрей Горбунов: «Все скажут, что круто, классно, и стало лучше в тыщу раз. Так и есть. Но логотип все равно родился с костылями: много мелких и шумных элементов, сомнительная рифма, и типичная хипстерская эстетика типичного модного ларька на ВДНХ или Парке Горького. Но подана работа очень красиво и грамотно, это всех подкупает».

Артемий Лебедев: «Тот случай, когда стало говно, но в сто раз лучше, чем было. По графике: с волнами на стенах слегонца переборщили»

***