Логотип Логотип Логотип Логотип
Интервью

В России появился робот-тренер по баскетболу. Он помогает на скамейке во время матчей Единой лиги ВТБ

Пилотный проект БК «Парма» и компании Promobot.

В октябре из Перми прилетела неожиданная новость: самый посещаемый баскетбольный клуб России «Парма» (4200 болельщиков в среднем на игре в сезоне-2018/19) подписал контракт с роботом-тренером. Причем разработала его пермская компания Promobot – получилась идеальная связка двух заметных местных брендов.

Promobot работает с 2014 года, сейчас компания производит и продает роботов уже сотнями в год, причем больше половины экспортируется. Например, в сентябре 2019-го стало известно, что в течение ближайших пяти лет швейцарская компания Advanced Robotics закупит около тысяч роботов и будет эксклюзивно продавать их на территории Евросоюза.

Роботы Promobot работают автономно, они умеют распознавать речь и лица – как только робот слышит вопрос, запись слов отправляется в облачный сервис, расшифровывается, и по маркерам система подбирает подходящий ответ – робот воспроизводит его вслух и может выводить на экран. Все происходит за доли секунды, производительность максимально приближена к общению с живым человеком.

Таких роботов в первую очередь используют как помощников, несколько уже купил «Сбербанк», чтобы они работали в отделениях. Существует ряд моделей, созданных по профессиям, робот-тренер – продолжение этой линейки.

Sport Connect обсудил детали с коммерческим директором «Пармы» Михаилом Дмитриевым и директором по развитию Promobot Олегом Кивокурцевым.

«Парма» уже использует робота на домашних матчах. Главный тренер только за

Мы с компанией Promobot давно обсуждали, что как двум крупным пермским брендам нам нужно сделать что-то совместно, – объясняет Михаил Дмитриев. – Премьерой нашего сотрудничества было шоу перед игрой с ЦСКА, когда четыре робота танцевали вместе с людьми. Тогда мы поняли, что находимся на правильном пути. Представители московского клуба смотрели на это удивленно: они же много где были, постоянно встречаются с лучшими клубами Европы в Евролиге – а тут приезжают в Пермь, и их действительно удивляют.

По окончании сезона мы снова встретились с Promobot, искали новую идею для совместного проекта. Компания как раз начала производить роботов-помощников по профессиям: консьерж, врач, учитель и так далее. Президент клуба Сергей Богуславский на одной из планерок предложил: почему бы не сделать робота-тренера. Поначалу казалось, что идея фантастическая.

У нас изначально было желание не просто пошуметь, а сделать робота, который действительно поможет. Важно проговорить: конечно, мы имеем в виду не робота, который становится главным тренером, а ассистента. Он намного быстрее человека обрабатывает информацию, которая полезна главному тренеру.

На стартовом этапе мы поняли, что робот может максимально быстро предоставлять статистику, а если в игровом зале в систему интегрированы еще и, например, камеры с видом сверху – робот может анализировать расположение игроков, дополнять данные о том, из каких зон игроки точно бросают, какие комбинации проводит соперник. К началу сезона коллеги из Promobot нашу идею реализовали, сейчас мы тестируем робота в боевых условиях.

На первой домашней игре сезона с «Енисеем» робот уже работал. Конечно, пока мы использовали далеко не все возможности, но статистику тренерам робот сообщал. Обычно ее во время матча получают из протоколов, которые печатает судейский столик. Смотреть данные на ноутбуке или планшете не очень удобно, потому что нужно отвлекаться от игры, а робот реагирует на голосовые запросы: и отвечает голосом, и выводит информацию на экран. Благодаря голосу робота тренер может вообще не отворачиваться от площадки и получать информацию.

Робот весит 250 килограммов, пока мы планируем использовать его только на домашних матчах. Он не такой уж мобильный, но он ведь первый. Можно вспомнить, каким неудобным для передвижений был первый компьютер. Так и у нас: это лишь первый шаг, дальше предстоит адаптация и оптимизация робота к потребностям и условиям использования.

Тренеры команды были рады, что мы внедряем робота. Во-первых, они знали, куда ехали: в разных направлениях «Парма» привыкла удивлять. Во-вторых, когда мы только начинали переговоры с Promobot, тренеры были в курсе, мы с ними советовались. Наш главный тренер Казис Максвитис хорошо относится к новым технологиям, прекрасно знает об опыте использования IT-технологий в НБА и так далее.

Чтобы работать с роботом, не нужно никакой подготовки. Promobot создает свой продукт так, чтобы пользоваться им могли все – даже люди без опыта обращения с компьютером, потому что достаточно голосовых запросов. Для более продвинутых пользователей есть сенсорная панель.

Важно подчеркнуть: это коммерческое партнерство клуба «Парма» и компании Promobot. Робота создавали именно под нас, мы работаем по контракту на его использование. Кроме того, мы сразу зафиксировали в договоре: клуб будет давать обратную связь, Promobot – дорабатывать робота.

В Promobot уже обращались из НБА. На «Парме» компания тестирует разработку

– Инициатором сотрудничества стала «Парма»: они предложили идею, а мы поддержали, – рассказывает Sport Connect директор по развитию и сооснователь компании Promobot Олег Кивокурцев. – Несколько лет назад на нас уже выходили представители одного из клубов НБА с подобным предложением, но тогда у нас не было таких ресурсов для реализации.

Олег Кивокурцев.

С 2017 года мы разрабатывали нейросети высокой сложности для ранжирования разных данных: с лингвистическими, фонетическими, визуальными особенностями. На базе этой технологии мы создали нейронную сеть, которая анализирует числовые значения конкретного баскетбольного матча, помогая тренеру принимать оптимальные решения. Конечно, это было сложно, но мы проводили работу не с нуля, поэтому относительно быстро справились с задачей.

Нейронная сеть, которая лежит в основе робота-тренера, в той или иной степени используется на всех роботах Promobot. По сути, робот-тренер – расширенная версия робота для банка, МФЦ или аэропорта.

Робот-тренер уже анализирует количество бросков, процент попаданий и промахов, количество пробежек и основные показатели игроков: очки, передачи, подборы, перехваты и блок-шоты. На основе этих данных он предлагает вариант оптимального состава, советует тренеру проводить или не проводить замены.

Для нас сотрудничество с «Пармой» – пилотная площадка. Вместе с клубом мы тестируем гипотезы и технологии. Мы всегда в процессе исследования: это новое поле, и чем больше данных мы соберем, тем точнее будут результаты. Если результаты окажутся положительными, мы будем масштабировать это решение. На спортивном рынке очень много возможностей для робототехники, и, конечно, мы постепенно будем на него выходить. Игровые виды спорта – это в том числе математика, статистика, анализ. Поэтому перспективы у технологий, подобных нашей, очень хорошие.

Автор: Андрей Васильев