Логотип Логотип Логотип Логотип
Интервью

Главный по одежде в нашем спорте: шьет для клубов, покорил топовый зимний бренд

Дмитрий Шишкин развивает бизнес международного уровня в Екатеринбурге.

Дмитрий Шишкин основал собственное производство мужской одежды в Екатеринбурге с глобальной целью: добавить к уже существующим школам классического костюма (английской, итальянской, немецкой и американской) русскую.

Одно из основных направлений «Портновской мануфактуры «SHISHKIN»– кастомизированный пошив одежды по корпоративным заказам, этой возможностью пользуются в том числе многие клубы: например, хоккейные ЦСКА, «Локомотив», «Трактор», «Адмирал», «Авангард», «Металлург» Мг и «Автомобилист», футбольные «Зенит», «Рубин», «Спартак» и «Урал», а также российская Федерация бокса, бренд «Красная Машина» и так далее. Со вводом дресс-кода в КХЛ его услуги наверняка станут еще более востребованными.

Все началось с «Автомобилиста»: для екатеринбургского клуба КХЛ Дмитрий Шишкин сшил одежду еще в 2014-м, на следующий год с похожими запросами обратились ХК «Югра» и «Урал», затем востребованность только росла.

У Шишкина в Екатеринбурге три разных производства: Bespoke atelier (оборот – около 130 миллионов рублей) – пошив элитной классики, Uniform atelier (до 270 миллионов рублей оборота) – изготовление промышленных коллекций одежды и аксессуаров, в том числе в спортивном стиле, и MTM atelier ­­для классической одежды в среднем ценовом сегменте. Благодаря системе, в которой заказчик получает три типа производства в одном лице, Дмитрий Шишкин добился контракта с австрийским лидером производства зимней экипировки Fisher.

Еще до этого он сшил для «Зенита» линейку товаров для розничной продажи в клубных магазинах – она стала особенно заметной после фотосессии Клаудио Маркизио.

Sport Connect выяснил у Дмитрия Шишкина, сколько времени ушло на подготовку зенитовской коллекции, благодаря чему он смог стать производителем 100 разных изделий Fisher и с какими известными брендами ему работать неинтересно.

Коллекция для «Зенита»: европейские ткани, линейка с петербургскими особенностями

У клубов есть три вида потребностей, каждый мы удовлетворяем отдельным типом производства. Во-первых, для официальных мероприятий (а в КХЛ для тренеров и игроков в дни матчей) нужны корпоративные классические костюмы. Мы предлагаем кастомизированный пошив – по размерам каждого человека, но в масштабах большого заказа. Например, хоккейные клубы заказывает порядка 100 костюмов для игроков, тренеров, персонала и администрации.

Во-вторых, в широком смысле слова мерч – одежда с символикой клуба для дальнейшей перепродажи в клубных магазинах. Мы работаем с объемами от 300 единиц, а в идеале 500-700 на одну модель – чтобы соотношение цена/качество устраивало все стороны. Третье направление – элитные бизнес-аксессуары и другая продукция для статусных подарков: дорогие галстуки, шелковые платки, значки, запонки – такие заказы бывают нечасто. Большинство заказов – по классике, потому что на костюмах мы специализируемся уже десять лет, а в России почти нет конкуренции. Чаще всего партнерства в спорте начинаются с этого, а затем, когда партнеры узнают о других наших услугах, в некоторых случаях мы закрываем все потребности клуба.


Дмитрий Шишкин

Особенность коллекции «Зенита» в том, что эту классическую линейку мы готовили не для игроков и сотрудников клуба, как происходит обычно. Это первая промышленная коллекция классической мужской одежды сразу для фирменных клубных магазинов. Руководство «Зенита» хотело видеть в своих магазинах именно классику, в том числе из-за личных предпочтений. Петербург – город деловой, активный, к классической одежде люди привычны. Например, в Екатеринбурге гораздо меньше тех, кто готов и привык носить костюм. Плюс на линейку повлияли погодные условия: для Петербурга логично выпускать плащ, полупальто. С той масштабной дистрибьюторской сетью, которая есть у «Зенита», клуб смог позволить себе купить широкую классическую линейку – им есть, где ее продавать.

От начала переговоров с «Зенитом» до оформления заказа прошел примерно год: в том числе в это время велась разработка символики, того самого Blue lion – головы льва. Потом еще около полугода ушло на производство всей коллекции: сначала мы делали верхнюю одежду, затем сорочки и аксессуары. Шили одежду стандартных размеров, поэтому в сравнении с заказами классики других клубов, когда они покупают для себя, зенитовский проект для нас не такой трудоемкий. Но так как объемы значительно выше, примерно по 300 единиц на модель, времени на производство ушло примерно столько же.

У нас в штате 14 дизайнеров, мы всегда берем разработку на себя и согласовываем ее, но с «Зенитом» вели двустороннюю работу, потому что в клубе есть люди со вкусом, тоже сильные дизайнеры.

Если в какой-то момент «Зениту» понадобится произвести какие-либо модели дополнительно, на это уйдет от месяца до двух с половиной в зависимости от того, будут ли у нас в конкретный момент нужные ткани. Делаем мы все на нашем производстве полного цикла в Екатеринбурге, но все ткани – европейские. К сожалению, в России сейчас вообще нет достойных материалов, если не брать в расчет спецодежду и продукцию такого плана. Классика, спортивная одежда, кэжуал – исключительно зарубежные материалы. «Зенит» хотел одежду среднего и выше среднего уровня, поэтому для сорочек мы использовали турецкие ткани – Турция сейчас мировой лидер по хлопку, а костюмы, плащи и пальто – в основном ткани из Италии и Англии.

Сотрудничество с Fisher: в два раза быстрее и на треть дешевле, чем в Китае

В этом году мы готовим к запуску первую в России цифровую швейную фабрику полного цикла. Смысл цифровизации в том, чтобы автоматизировать как можно больше процессов, свести к минимуму роль человека и повысить производительность вместе с качеством продукции. В том числе это помогает нам развиваться, выходить на европейский рынок спортивной одежды.

В Европе мы берем комплексностью услуг. Австрийская компания Fisher занимается всеми товарами, которые так или иначе связаны с лыжами и другими зимними видами спорта – мы разрабатываем для них дизайн, производим и поставляем коллекции в больших промышленных масштабах.

Fisher быланужна компания полого цикла, которая способна производить более 100 различных видов изделий: от горнолыжных костюмов, костюмов для беговых лыж и тренерских плащей до шапок и перчаток.

Австрийцам понравилось качество нашей продукции и цены – до этого Fisher большую часть товаров производил в Китае, но там все в два раза дольше, уровень качества страдает, а цены на 20-30% выше наших. А мы не только дешевле, быстрее и качественнее, еще и все работы по дизайну взяли на себя – благодаря этому добились партнерства.

В течение года мы проходили европейскую сертификацию – только после того, как успешно прошли, смогли подписать контракт с Fisher. Нам как современному инновационному производству это было нетрудно, но в целом в России процентов 90 фабрик не прошли бы даже внутреннюю сертификацию, не говоря о европейской – говорю это как председатель комитета швейной промышленности России. Условия труда, оборудование и другие детали часто очень отстают. Чаще всего фабрики в России – это полуподвальные или старые советские помещения, которые очень давно не обновлялись. Технологический уровень легкой промышленности в нашей стране очень слабый.

Как только мы откроем третью цифровую фабрику, в Екатеринбурге человеческий ресурс будет исчерпан – рабочих, технических специалистов очень мало. У нас уже работает больше тысячи человек. Дальнейший план – масштабирование бизнеса в другие регионы России: рассматриваем Ивановскую область и еще несколько регионов, где можно было бы организовать новое производство. В Москве у нас работает шоу-рум и часть менеджеров, потому что крупные корпоративные заказы в основном приходят из Москвы.

Fisher – сегодня около 20% нашего оборота, мы планируем еще активнее работать на западном рынке и довести процент экспортных заказов как минимум до 50 в течение 2019 года. Переговоры с другими крупными международными брендами, связанными со спортом, уже идут – причем все это сегмент выше среднего. С нами не раз связывались представители Zara, H&M, Under Armour и так далее – но это экономичные бренды, с ними на копеечной маржинальности нам работать не так интересно. Хотим делать качественный продукт для более дорогого сегмента – там и конкуренция ниже, потому что товары высокого качества производить сложнее. На аутсорс берем только статусные бренды.

У нас достаточно мощностей и понимания рынка для запуска коллекций под собственным брендом. Первую коллекцию зимней одежды мы презентовали в феврале в Мюнхене, осенью выпускаем вторую – постепенно, кроме корпоративных заказов, развиваем свой бренд. Пока 85-90% наших продаж – корпоративные товары, будем наращивать объем собственных продаж.

Мы планируем открывать и онлайн-магазин, и офлайн-точки для увеличения продаж. Там линейка будет максимально широкой – от классики до спорта, чтобы мужчина мог прийти и одеться на любой случай. Сейчас спортивную и классическую одежду мы продаем в соотношении 50 на 50, а так как мужская одежда – в России поле с низкой конкуренцией, большой потенциал для развития есть и там, и там.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Интервью