Логотип Логотип Логотип Логотип
Интервью

Бизнес на любви к «Ювентусу». Как один болельщик построил крепкое сообщество в онлайне и в офлайне

Around Turin помогает иностранным болельщикам знакомиться и развлекаться.

Если вы знаете «Ювентус», хотите посетить Турин и заглянуть там на матч команды Криштиану Роналду, то наверняка так или иначе столкнетесь с сообществом болельщиков Around Turin – оно создано как раз для иностранцев, которым небезразличен безальтернативный чемпион Италии последних лет. Коммьюини организовал простой болельщик, 42-летний житель Турина Маурицио Джованнелли. Он не связан с клубом и не берет на себя функции туристического агентства – он просто объединяет единомышленников со всего мира и предлагает им вместе развлечься в день матча.

Люди готовы за это платить, и сообщество постоянно растет: сейчас в соцсетях на Around Turin подписаны более 1,7 миллиона человек (90% аудитории – в фейсбуке).

Маурицио Джованнелли рассказал Sport Connect, как он построил такую компанию.

Around Turin: как все началось и как они собрали 1,7 миллиона подписчиков?

Я всю жизнь хожу на «Ювентус», у меня абонемент на Curva Sud – фанатскую трибуну нашего стадиона. Я инженер, у меня высокая позиция в большой международной компании – это моя основная работа, а Around Turin – скорее хобби, хотя и оно, безусловно, приносит кое-какие деньги.

В 2013-м я провел много времени в командировках по всему миру, но, где бы ни находился, не хотел пропускать матчи «Юве», поэтому стал встречаться с местными фан-клубами и смотреть игры вместе с ними. Тогда и понял, что болельщикам «Ювентуса» за пределами Италии нужен как минимум постоянный источник информации – из Турина, на английском и именно с точки зрения фаната. В 2014-м я завел страницу в фейсбуке – тогда все и началось.

Страница довольно быстро росла, причем на продвижение я тратил всего по 3 евро в день. Когда увидел, что есть интерес, добавил аккаунты в инстаграме и твиттере, а потом открыл сайт. Поначалу везде просто постил новости, основным ресурсом был именно сайт, в 2016-м я даже делал мобильное приложение, позже закрыл его. А еще в 2015-м начал приглашать иностранных болельщиков, которые собирались в Турин на матч «Юве», встретиться перед игрой за кружкой пива, немного поболтать. Со временем стал организовывать обед до начала или ужин после матча – тогда мое предложение стало уникальным.

Те, кто приезжает в Турин, хотят прожить день матча так, как местные болельщики «Юве», к тому же благодаря Around Turin они знакомятся с людьми со всего мира и сразу знают, что у них есть общий интерес. Сосредоточившись на этом, я переделал сайт в лендинг-страницу, которая описывает возможности Around Turin, а новости остались на фейсбуке.

Сообщество растет примерно на 800-1000 подписчиков в день – думаю, в первую очередь потому, что у меня есть все, что хочет знать болельщик «Юве» (при этом я могу показывать что-то особенное со стадиона или просто из города). Охват аккаунтов Around Turin – более 6 миллионов человек в месяц, мы доросли до приличного уровня. Среди подписчиков – люди из более чем 150 стран.

4000 сообщений в сезон, 35 евро за услугу. Как зарабатывает Around Turin?

В какой-то момент я понял, что проект требует гораздо больше времени, чем просто хобби. Только по ходу сезона-2018/19 я получил 4000 сообщений в вотсапе с просьбами помочь в организации поездки или что-то посоветовать. Это количество растет с каждым сезоном. Обычно болельщик проводит в Турине около трех дней, у него довольно много времени. Конечно, у меня есть заготовленный шаблонный ответ с основными деталями, без него я бы просто не выжил.

***

По ходу разговора Маурицио скинул мне сообщение, которое он первым делом отправляет каждому болельщику.

• Он советует посещать музей «Ювентуса» и идти на экскурсию по стадиону не в день матча – чтобы не терять время в очередях;

• Рассказывает, что с помощью Around Turin в день матча можно добраться до стадиона из центра города и обратно за 20 евро на автобусе, который он организует;

• Приглашает на бесплатную предматчевую тусовку рядом со стадионом (просит лишь дополнительно написать ему в вотсап за несколько дней до игры, чтобы узнать детали);

• Советует места, где можно поесть, погулять, побегать, выпить и что-то купить. Подсказывает, какие блюда обязательно стоит попробовать и где они вкуснее и дешевле. По каждому вопросу выделяет одно-два места, где по промокоду или ключевой фразе, связанной с Around Turin, можно получить скидки.

***

Естественно, многие задают дополнительные вопросы. У нас есть платная услуга: за 35 евро человек получает оперативную поддержку и круглосуточную связь с Around Turin, когда он уже в Турине, мы вместе заранее планируем путешествие, заботимся о том, чтобы не возникло никаких накладок. Вдобавок мы предлагаем однодневную поездку в одно из ближайших живописных мест: виноградники Пьемонта, Лигурийское побережье Средиземного моря, Альпы, Флоренция, Рим, Венеция – вариантов очень много.

Кроме того, периодически я привлекаю рекламодателей – компании, которые хотят привлечь туринских туристов. Чтобы работать официально и легально получать этот доход, в 2016-м я зарегистрировал Around Turin как самостоятельную компанию. Например, в течение сезона мы проводим спонсорский конкурс Skrill Cup (Skrill – европейская электронная платежная система и сервис денежных онлайн-переводов – Sport Connect), подписчикам нужно угадать счет матчей «Юве» к перерыву и финальный, за каждый точный прогноз начисляются очки, в розыгрыше 10 поездок в Турин на уик-энд: победитель едет в тур на двоих, а еще девять участников – по одному.

У другого партнера можно приобрести футболки с нашим лого – я на этом ничего не зарабатываю, мне просто приятно, если кто-то покупает такой мерч и уезжает домой с ним.

«Ювентус» не признает Around Turin. Из-за клуба пришлось дважды менять название

90% Around Turin как компании принадлежат мне, еще 10 поделены между двумя моими друзьями, которые занимаются сайтом и участвовали в разработке приложения. Постоянно я привлекаю к работе двоих сотрудников – дизайнера и еще одного друга, который обычно помогает мне развлекать гостей в день матча. У нас очень компактная организация.

На старте наше сообщество называлось Around Juventus. Проект вырос, и «Ювентус» попросил меня изменить название – в январе 2016-го мы стали Around J. Потом клуб сменил логотип и снова обратился с просьбой поменять бренд – так мы трансформировались в Around Turin. «Ювентус» никаким образом не поддерживает наш проект, позиция клуба – остаться на расстоянии и официально нас не признавать.

Хочу подчеркнуть, что мы не продаем билеты на игры «Ювентуса». Когда задают вопросы об этом, мы всегда в первую очередь советуем идти на официальные ресурсы клуба. Да, купить билет на домашний матч «Юве» трудно: в общей продаже билеты появляются за две-три недели до матча, при этом всегда есть риск, что все выкупят обладатели привилегий (29 000 из 41 000 мест занимают обладатели абонементов, а еще есть порядка 200 000 членов разных фан-клубов и организаций, которым доступна предпродажа). Конечно, туристы хотят бронировать билеты и отели заранее, за несколько месяцев до поездки, поэтому они ищут гарантированные варианты купить билет на футбол по завышенной цене – мы стараемся советовать, какие опции более надежны, основываясь на отзывах других туристов. Но я всегда повторяю: в любом случае лучше всего попробовать купить билеты официально.

Благодаря своим контактам и большому количеству знакомых я стараюсь организовывать уникальные мероприятия: например, три года назад нам удалось договориться о встрече с Буффоном, недавно мы дарили портрет Клаудио Маркизио. Надеюсь, скоро удастся устроить что-то подобное с Дель Пьеро.

Я общаюсь с огромным количеством людей – мой номер опубликован повсюду. Только за последние пару лет я лично встречался примерно с 3000 болельщиков «Юве» из разных стран, больше всего клиентов у нас из США, Австралии, Канады и Великобритании, а пики – как правило, старт сезона (потому что в это время многие еще в отпусках), а также важнейшие матчи чемпионата и Лиги чемпионов. Меня очень радует, что приезжают люди из экзотических мест: сейчас на ум приходят Аруба, Гватемала, Ливия, Куба, Ливан. Из России гостей тоже довольно много, с некоторыми из них мы подружились – они постоянно привозят мне водку!

День матча «Юве» с Around Turin: как это происходит?

Мы организуем программу Around Turin в день каждого матча, детали зависят от времени начала игры и от размера группы. Например, если сегодня матч в 20:30, мы назначим встречу в районе половины первого – соберемся в одном из ресторанов с домашней атмосферой на обед. Болельщики будут неспешно подходить друг за другом, каждому мы предложим Metodo Classico (итальянское шампанское, которое делают на юге от Турина) и закуски: ветчина, сыр, сырое мясо. Обычно люди приходят по одному или вдвоем, поначалу ведут себя очень тихо и скромно.

Но потом они обязательно начнут знакомиться, общаться, мы вместе выпьем вина и пообедаем пастой, примерно в 16:00 выдвинемся на площадь Виктора Эммануила II, чтобы выпить еще и встретиться с другими болельщиками, которые не смогли присоединиться к нам за обедом. Эта площадь – лучшее место, чтобы дождаться матча: там очень красиво, рядом набережная и большой молл. Ближе к 18:00 выезжаем на стадион на автобусе – обычно, если нас человек 20-30, я организую его отдельно, только для нашей компании.

К 18:30 мы уже точно рядом со стадионом – идем на место встречи Around Turin, это небольшой фудтрак с напитками и сэндвичами прямо напротив Curva Sud, здесь уже собирается вся наша компания – обычно человек 40-50. Мы развлекаемся, часто снимаем видео, я расспрашиваю гостей о впечатлениях – потом выкладываю в соцсети.

После игры мы снова встречаемся у фудтрака, вместе возвращаемся в центр города, дальше многое уже зависит от исхода матча: мы предлагаем поужинать – если «Ювентус» победил, гораздо больше народу остается. Бывает, мы расходимся только к двум часам ночи, так что болельщики проводят очень насыщенный день. Чтобы подчеркнуть, насколько душевная и домашняя у нас атмосфера, я использую хэштег #YourFamilyInTurin в постах именно про события Around Turin.

Обычно люди тратят в течение дня с нами около 70 евро на еду, напитки, транспорт и развлечения. Плюс к этому, конечно, цена билета на матч. Мы никак не ограничиваем размер группы, самая большая за все время – 70 человек, это было на матче с «Атлетико» в плей-офф Лиги чемпионов, когда «Ювентус» победил 3:0 и прошел дальше.

Естественно, после подписания Криштиану и мы почувствовали больше внимания: количество подписчиков стало расти быстрее, охваты постов значительно увеличились, интерес иностранных болельщиков – тоже. Периодически я понимаю, что общаюсь в большей степени с фанатами Роналду, чем с болельщиками «Ювентуса». Но даже они, как правило, хорошо знают историю клуба, других игроков.

Я прекрасно понимаю, что проект, подобный Around Turin, вполне можно реализовать где угодно в большом городе с сильным клубом, у которого есть масштабная сеть фанатов по всему миру – например, в Мадриде, в Барселоне, Манчестере или Мюнхене. Естественно, я никак не патентовал свою идею – тут и патентовать-то нечего. При этом я точно не буду создавать проекты Around Madrid или Around Barcelona – просто потому, что я не болельщик команды из Мадрида или Барселоны.

Главное, что привлекает людей в Around Turin: они видят искреннюю страсть и настоящие эмоции в основе. Каждый понимает: я занимаюсь этим не из-за денег, я буду проводить время точно так же со своими друзьями, даже если никто из иностранных болельщиков к нам не присоединится.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Интервью