Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

«Уимблдон» – самый технологичный турнир. На него работает суперкомпьютер от IBM

«Уимблдону» 140 лет, но он завоевывает аудиторию с помощью умной машины: IBM Watson предсказывает тренды и даже распознает лица болельщиков на корте – чтобы понять, кто за кого болеет.

У старейшего турнира «Большого шлема» очень много традиций: игроки выступают в белом, на кортах продают клубнику со сливками, на входе всегда безумная очередь – ее, кстати, уважительно называют The Queue, и у нее есть даже свой хештег в твиттере. Но турнир не зацикливается на богатой истории и не ограничивается лояльной возрастной аудиторией – он использует продвинутые технологии, чтобы привлечь молодежь.

С 1990 года партнером турнира в области технологий остается американская компания IBM. Именно благодаря ей «Уимблдон» двигается вперед: новый сайт, приложения, технологии, обвязывающие игру. Уже несколько лет IBM и «Уимблдон» используют в работе суперкомпьютер Watson, который выводит турнир на новый уровень. С его помощью анализировали социальные сети, чтобы выявлять позитивные и негативные настроения болельщиков. Но возможности компьютера ограничиваются только потребностями и фантазиями тех, кто им управляет.

Мгновенные ответы и статистика

Суперкомпьютер Watson идеально подходит для поиска ответов в гигантских массивах информации. Ему нужно всего три секунды, чтобы отыскать в статистических архивах любые данные: от количества эйсов Роджера Федерера за всю историю выступления на «Уимблдоне» до ответа на вопрос «Кто в 1958 году играл на центральном корте в 16:30?».

В соцсетях «Уимблдона» появляются красиво оформленные посты со знаменательными цифрами. Сотые и тысячные победы тоже отслеживает суперкомпьютер. «Уимблдон» с IBM прокачали технологию: Watson выдает не просто факты, а сравнивает показатели с другими, чтобы понять значимость достижения. «У Федерера 360 побед, а сколько у других? Так это же повторение рекорда Мартины Навратиловой!». Предупреждает о надвигающемся событии компьютер тоже заранее, чтобы у команды было время создать то самое красивое сообщение.

IBM Slamtracker – система статистики, которая дает всеобъемлющие сведения об игроках в режиме онлайн. Это любые показатели, которые можно измерить – начиная с точности подачи и заканчивая прогнозированием удара теннисиста с учетом прошлых матчей и действий. Ее используют на всех турнирах Большого шлема, но «Уимблдон» интегрировал эту систему в мобильное приложение, а также в Apple TV, потому что считает статистику нужной не только гикам. Передача информации до всех устройств занимает не больше четырех секунд.

Анализ социальных сетей и предсказание трендов

«Уимблдон» уделяет большое внимание потребностям аудитории. Во многом эту политику определила необходимость конкурировать с другими спортивными событиями. Например, в 2016-м параллельно с турниром проходили международные матчи по крикету, два Гран-при «Формулы-1», девять этапов «Тур де Франс» и девять игр Евро-2016. Более того, финал мужского турнира совпал с финалом чемпионата Европы по футболу, а это грозило потерями потенциальной аудитории. По оценке руководителя отдела коммуникаций «Уимблдона» Александры Уиллис, при такой насыщенности спортивными событиями аудитория социальных сетей и сайта должна была упасть на 10-20%, но в итоге она не опустилась ниже показателей 2015 года.

«Уимблдон» уже обращался к молодой аудитории, которую можно найти в соцсетях. В 2015-м британский турнир первым завел Snapchat, использовав все возможные его фишки – от масок до красочных геофильтров.

Но в 2016-м это стремление вышло на новый уровень: появился специальный центр управления – Cognitive Social Command Center.

В команде с суперкомпьютером Watson «Уимблдон» стал анализировать все, что пишут в социальных сетях. Но Watson должен был не просто рассматривать публикации, а прогнозировать тренды, запросы аудитории и передавать эту информацию в центр управления. Основная идея в том, чтобы производить тот контент, который хотят видеть болельщики, включаться в тренды в момент их зарождения. По мнению представителя IBM Сэма Сэддона, у любого источника информации в социальных сетях есть только 6 секунд, чтобы привлечь пользователя. Релевантность выходит на первый план.

В качестве примера Александра Уиллис привела 2014 год, когда три канадца – Милош Раонич, Вашек Поспишил и Эжени Бушар – вышли в полуфинал турнира. Все стали обсуждать, почему это вдруг произошло. В такой ситуации пользователи соцсетей вряд ли заинтересовались бы повторами моментов или просто цитатами из интервью этих игроков. Им необходимо было понять, что же такого произошло с теннисом в Канаде.

– Когда теннисист выигрывает решающий матч, мы публикуем какой-либо контент – например, видео решающего розыгрыша. Дальше контент распространяется в социальных сетях: сначала в твиттере, инстаграме. Чуть позже – в Facebook, а уже спустя несколько часов на YouTube и Vimeo, куда люди приходят посмотреть конкретные вещи, – уточнила Уиллис. – Но новая система показывает, что эта схема работает не для всего контента. Она может быстрее распространиться в твиттере и не зацепить людей на Facebook. Эти ситуации помогают оценить, какие типы сообщений захватывают людей сразу, а какие – медленнее или вообще не интересуют зрителей. Мы можем адаптировать контент под пользователя.

34% постов турнира в твиттере содержат видео или картинку. У «Ролан Гаррос» – 25%, US Open – 15%, Australian Open – 14%.

Когнитивный подход показывает организаторам, что люди думают, говорят и чувствуют. При этом роль человека в процессе по-прежнему важна: «Уимблдон» не использует автоматически созданный контент, а только пользуется данными, которые находит Watson, чтобы редакторы делали свою работу лучше.

В основе анализа лежит программа Natural Language Classifier. Она рассматривает огромные потоки сообщений из твиттера, инстаграма, YouTube, Facebook и выделяет те, которые относятся к «Уимблдону» или спорту в целом, если это необходимо. Этот процесс гораздо более сложный, чем поиск по официальным хештегам.  Компьютер с помощью информации с предыдущих турниров, специальных алгоритмов, ключевых слов анализирует естественный язык пользователей.

В 2016-м году Watson обработал 17 миллионов единиц контента социальных сетей, которые отображались на панелях мониторинга специального интерфейса. Разумеется, сотрудники центра видели не все 17 миллионов сообщений – Watson классифицировал их, группировал похожие по теме и отсекал бесполезные. Скорость обработки в таком режиме может достигать 400 сообщений в секунду.

Кроме того, суперкомпьютер способен сопоставлять реакцию болельщиков и события во время игры – подсчет очков, ауты, матчболы. И речь не только о реакциях онлайн, также у «Уимблдона» есть возможность распознавать лица и анализировать мимику, эмоции. Значит, компьютер может определять даже то, сколько людей болеют за того или иного теннисиста.

Автор: Татьяна Кокорина