Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Сербский клуб играет на крыше торгового центра – больше таких стадионов в Европе нет

Впечатляющая арена «Вождоваца».

Один из самых удивительных стадионов мира находится в белградском районе Вождовац – это уже не центр столицы Сербии, хотя до основных достопримечательностей недалеко. Здесь больше ста лет выступает одноименный футбольный клуб. Он никогда не добирался до больших успехов (максимум – бронза-2005/06, место в еврокубках и добровольный отказ от Кубка УЕФА из-за финансовых проблем), особенно на фоне соседей из «Партизана» и «Црвены Звезды».

Однако и у ФК «Вождовац» есть привлекательная особенность: стадион команды находится прямо на крыше торгового центра. Причем это именно отдельное здание молла с полем и трибунами наверху, а не просто коммерческие площади, утопленные под плоскость арены (как сделано, например, на реконструированном стадионе «Динамо» в Петровском парке).

«Вождовац» – один из первых сербских клубов, он основан еще в 1912-м, раньше всех ныне элитных белградских команд: например, «Црвена Звезда» и «Партизан» существуют с 1945-го, «Рад» – с 1958-го, а ближе всех «Чукарички» – с 1926-го. Именно традиции и продолжительная история помогли «Вождовацу», когда на месте его старого стадиона захотели построить торговый центр.

Все это происходило накануне 100-летия клуба. «Вождовац» не хотел уступать место, хотя у него не было козыря в виде большой аудитории: стадион вмещал чуть больше 5700 зрителей и редко заполнялся даже наполовину. Тем не менее клуб и девелопер пришли к очень оригинальному соглашению: «Вождовац» отдал территорию под строительство с условием, что там же останется и стадион. Теперь у торгового центра и футбольного клуба один владелец, а торговый центр – главный спонсор «Вождоваца», именно его лого – на груди у футболистов.

В Сербии плохо ходят на футбол. А «Вождовац» растет благодаря стадиону

«Нас привлекала и возможность сделать нечто уникальное, и шанс остаться на своем месте, – вспоминает в интервью Sport Connect маркетинг-менеджер «Вождоваца» Йован Шимич. – Так как у стадиона и торгового центра один владелец, нам не нужно платить за аренду, мы лишь оплачиваем текущие счета: покрываем из бюджета клуба расходы на электричество, воду и другие коммуникации, нужные для работы стадиона».

Старую арену снесли в 2011-м, тут же начали строить новую, а в августе 2013-го открыли одновременно и торговый центр, и стадион. Вместимость чуть сократилась: было 5780 зрительских мест, в новой версии – 5175. Стоимость строительства – около 20 миллионов евро.

Посещаемость «Вождоваца» – ужас, все последнее время средняя цифра колеблется в районе 500 человек, небольшой всплеск был только в первый год работы стадиона – 820 зрителей в сезоне-2013/14. (Низкая посещаемость – общая проблема сербского чемпионата, у половины из 16 клубов Суперлиги средний показатель по итогам сезона-2018/19 – ниже 1000 человек, средняя цифра по всей лиге – 1974 зрителя, ее вытаскивает только «Црвена Звезда», на которую ходят больше 11 000). Однако по сравнению с сезонами до открытия арены на крыше посещаемость «Вождоваца» выросла примерно на 50%.

По словам представителя клуба, «Вождовац» привлекает дополнительное внимание иностранцев благодаря необычному формату стадиона. Ареной часто интересуются туристы, которые приезжают в Белград, часть из них добирается до Вождоваца и посещает торговый центр.

На этом же стадионе проводят тренировки все детские команды академии ФК «Вождовац», в результате большинство родителей становятся постоянными гостями торгового центра (чаще всего они сидят на фудкорте).

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от FK Voždovac (@fkvozdovac1912)

«Вождовац» хочет оказаться в путеводителях – это уникальный шанс клуба

Развитием Stadion Shopping Center занималась австрийская компания Krammer & Wagner, с ее стороны за наполнение торгового центра отвечала Эдит Иллмайер – она специализируется на проектах в Хорватии, Боснии и Сербии. В разговоре со Sport Connect Иллмайер уточнила, что при привлечении арендаторов столкнулась с двумя большими сложностями: невысокий интерес ключевых игроков (таких, как H&M) к широкому освоению сербского рынка и необходимость убеждать будущих арендаторов, что эффективной работе молла не помешает полное отсутствие дневного света.

Krammer & Wagner вошли в проект, когда торговый центр со стадионом уже обрели финальный вид, задачей компании было грамотно организовать внутренние процессы. В интервью Sport Connect Иллмайер подчеркнула, что ее команда отдельно работала как раз над светом, чтобы компенсировать недостаток естественных источников, над размещением большего количества эвакуационных выходов – с учетом размера арены – и над вместимостью парковок с прицелом на пиковую нагрузку после футбола.

По словам Иллмайер, в остальном девелопинг Stadion Shopping Center ничем не отличался от других схожих проектов. Привлечь глобальные бренды удалось: сейчас там работают магазины H&M, InterSport, NewYorker, Tom Tailor, Calzedonia и другие.

А еще как локацию для рекламных фотосессий торговый центр часто использует именно стадион.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Stadion Shopping Center (@stadionshoppingcenter)

Вся инфраструктура ФК «Воджовац» находится на территории Stadion Shopping Center, в том числе офис клуба и академии. Раздевалки для команд расположены прямо под западной трибуной и над торговым центром, там же находятся нужные по регламенту УЕФА помещения: комната для допинг-контроля, судейская, медицинский кабинет (стадион сертифицирован УЕФА, команда сможет проводить на нем матчи еврокубковой квалификации, если пробьется туда). Офис клуба разместили под южной трибуной, там же находятся апартаменты – нескольким игрокам главной команды, как правило, предоставляют жилье именно там.

Особенности строения не позволяют уложить на стадионе натуральный газон, поэтому у «Вождоваца» единственное в лиге искусственное поле. Йован Шимич говорит об этом как о преимуществе перед остальными командами. Трибуны на арене расположены максимально близко к полю, поэтому зимой снег убирать просто некуда. На межсезонье-2019 «Вождовац» запланировал обновление поля, чтобы постелить газон максимально высокого качества и оснастить площадь подогревом – так зимние проблемы получится минимизировать.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от FK Voždovac (@fkvozdovac1912)

«После того как у нас появился такой стадион, маркетинговый отдел клуба занят еще и целенаправленной работой с туристической аудиторией, – подчеркнул Шимич в разговоре со Sport Connect. – Например, сейчас мы работаем над тем, чтобы стадион появился в как можно большем количестве путеводителей по Белграду и Сербии в целом».

Это и правда красивый вариант. Пока не видно, в чем шанс «Вождоваца» стать заметной хотя бы по сербским меркам футбольной силой, но активность вокруг стадиона может сделать клуб более узнаваемым.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Кейсы