Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Интернет вещей уже в спорте. Он поменяет трансляции UFC

В смешанных единоборствах задумали технологическую революцию.

2016 год стал прорывным для UFC: все права на продвижение боев под этим брендом за 4,2 миллиарда долларов приобрела промоутерская компания WME-IMG. По итогам финансового года прибыль UFC составила 142 миллиона долларов до вычета налогов, а Forbes назвал организацию седьмым по величине спортивным брендом в мире.

Одно из достоинств UFC – глобализация. Бои, объединяя в себе сразу несколько видов единоборств, привлекают внимание зрителей со всего мира. Например, третьим по популярности рынком UFC после США и Канады стала Бразилия, потому что местные жители обожают джиу-джитсу. 3,4 миллиона поклонников боев живут в Австралии, а видеоигра UFC 2 лучше всего продалась в России (еще наша страна занимает третье место по объемам продаж линейки одежды UFC Reebok).

Смешанные единоборства захватили даже британскую аудиторию, которая традиционно предпочитает бокс и относится к американским активностям осторожно. Британский рынок сейчас крупнейший для UFC в Европе, хотя до 2007 года местные врачи вообще рекомендовали запретить участие и организацию смешанных единоборств. Огромную роль в этом играет, разумеется, ирландец Конор МакГрегор. Но еще есть Дэн Харди, завершивший карьеру бойца UFC в 34 года, чтобы стать комментатором и аналитиком с собственным шоу на YouTube. Бывший генеральный директор UFC Лоренцо Феритта рассказал, что все билеты на вечер боев в Великобритании были раскуплены за 19 минут. При этом на момент продажи организаторы не рассказывали ничего ни об одном из 12 будущих поединков.

UFC – это чисто коммерческая лига, здесь все измеряют денежным успехом. В том числе количеством PPV-подписок (примерно 60 долларов за трансляцию). И 2017 год в этом плане получился провальным. Главные поединки не пробивали отметку даже в миллион платных подписок. Причина – уход из UFC главных бойцов, которые привлекали зрителей. Конор МакГрегор, Брок Леснар, Ронда Раузи – их бои хотели смотреть все, а новые бойцы пока не так популярны.

При этом после покупки UFC представители WME-IMG нацелились на 350 миллионов долларов доналоговой прибыли по итогам 2018 года. Эту сумму точно не получится увеличить за счет ТВ-контракта с компанией FOX – новое соглашение только обсуждается и вступит в силу с 2019 года. Сейчас FOX платит за бои примерно 120 миллионов долларов в год и в новом контракте готов повысить планку до 200 миллионов. Хотя WME-IMG при покупке UFC планировали продавать ТВ-права за 450 миллионов долларов в год.

Чтобы привлечь дополнительное внимание к трансляциям и PPV-подпискам, UFC готовит технологическую революцию в показе боев. Для этого компания использует интернет вещей.

За всем, что происходит в октагоне, следит обширная сеть камер. Она фиксирует не только движения, но и проявления эмоций – от движения глаз и положения головы до мимики. Картинка со всех камер стекается в командный центр – он, в свою очередь, управляется роботом, который изучил сотни различных боев и с помощью машинного обучения может делать выводы о состоянии любого бойца.

Еще больше данных поставляют датчики, встроенные в перчатки бойцов и маты октагонов. Искусственный интеллект способен считывать десятки показателей – от пульса и частоты дыхания до силы удара и мышечной работы (как быстро двигается, с какой силой давит на мат ногами).

На презентации технологии Мати Кочави – соучредитель компании HEED, сотрудничающей с UFC – показал примерную схему работы. Допустим, один боец нанес очень резкий и мощный удар в лицо сопернику – система сразу показывает силу удара, сразу сравнивает его с другими в базе данных и сообщает: «Это уникальный панч! Он входит в 10% самых сильных в этой весовой категории».

Благодаря машинному обучению робот может понимать, удар какой силы (примерно) приведет того или иного бойца к нокауту, и измерять пропущенные панчи по 10-балльной шкале. Как итог – на экране появляется титр «Это были 8/10 нокаута».

Следом система оценивает эмоции и положение тела бойца, пропустившего удар, и отмечает: сосредоточенность просела, энергичность движений упала на 10%. Одновременно датчики оценивают активность в штабе бойцов: зашевелились ли тренеры и родственники, участилось ли у них сердцебиение, начали ли они разговаривать – все это суммируется в показатель стресса, который тоже выводится на экран.

«Каждая секунда в октагоне генерирует огромный объем информации об энергии и эмоциях внутри и вокруг боя. Благодаря Heed мы можем просчитать и упаковать все так, чтобы болельщикам было очень удобно смотреть бой – в какой точке мира они бы ни находились», – сказал президент UFC Дэйна Уайт.

«Мы не просто статистическая база, не поставщики цифр – мы хотим рассказать полноценную историю. Историю боя. Это можно сделать только на стыке науки, технологии и красивой упаковки», – добавил Мати Кочави.

Самый интересный элемент упаковки – аватары бойцов, которые генерируются в зависимости от хода поединка. Если человек не может смотреть бой внимательно, он может ориентироваться с помощью иконок с понятными эмоциями: либо все сложно, либо хорошо, либо плохо.

Работа над технологией была запущена еще в 2016 году. Помимо UFC, соглашения о сотрудничестве с HEED подписали баскетбольная Евролига и Professional Bull Riders (наездники на быках). Последние намерены к 2019 году с помощью датчиков заменить живых судей на машинные оценки – ради более объективных результатов. «Никто из нас не сидел на быке, чтобы оценивать все трудности, которые возникали у наездника. Но теперь будут объективные цифры, позволяющие делать выводы. Это революция для нашего вида спорта», – считает генеральный директор PBR Шон Глисон.

В Евролиге датчики призваны больше работать как раз с болельщиками, игроками и тренерами, улавливая их эмоции. Например, в ТВ-картинке будут появляться данные о состоянии тренеров в ключевые моменты игры, а на кубе внутри арены – та же информация, но о болельщиках. Впервые технологию протестировали в 2016 году на «Финале Четырех».

UFC уже продемонстрировал работу датчиков в перчатках: в презентационном поединке сошлись два действующих бойца (Марк Диакези и Эдсон Барбоза), а первый реальный тест прошел на вечере боев UFC 2019 в конце декабря. Финансовый директор UFC Эндрю Шлеймер остался доволен: «Мы видим в этой технологии огромные возможности для изменения трансляций. Но она также поможет защитить здоровье бойцов».