Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

«Ювентус» заработал больше «Реала». Экономика финала ЛЧ

Трансляции в виртуальной реальности, активность Snapchat и другое.

«Ювентус» стал рекордсменом по доходам от Лиги чемпионов

«Ювентус», даже несмотря на поражение в финале, стал первым в финансовом плане: участие в турнире и медиаправа принесли ему 109 миллионов евро. Это рекорд Лиги чемпионов: до этого ни один клуб не получал от УЕФА даже 100 миллионов евро.

Как так получилось, что «Ювентус» заработал почти на 30 миллионов евро больше, чем «Реал» (80,9 миллиона евро)? Дело в том, что все выплаты от Лиги чемпионов делятся на два типа: фиксированные (761,9 миллиона евро) и маркетинговый пул (507 миллионов, грубо говоря – телетрансляции). Маркетинговый пул распределяется с особым коэффициентом, который учитывает в первую очередь размер и статус телевизионного рынка страны, а не спортивные результаты – то есть если условный «Базель» в следующем сезоне выиграет Лигу чемпионов, он не получит от телевидения столько же, сколько «Ювентус».

«Ювентус» традиционно забирает огромную часть итальянского маркетингового пула, потому что остальные клубы серии А выбывают на ранних стадиях и позволяют «Ювентусу» почти не делиться деньгами: «Рома» уступила «Порту» в квалификации, а «Наполи» проиграл «Реалу» еще в 1/8 финала (в итоге клуб из Неаполя получит 65,7 миллиона евро).

«Реал» существует в более конкурентной среде и, даже победив в Лиге чемпионов во второй раз подряд, вынужден делить большую часть денег с «Барселоной» и «Атлетико», которые дошли до четвертьфинала и полуфинала соответственно.

Именно благодаря особенностям регламента «Ювентус» стал лидером Лиги чемпионов по доходам за последние 5 сезонов.

«Реал» два дня подряд собирал полный «Сантьяго Бернабеу»

В Мадриде всегда считали, что финал Лиги чемпионов должен быть праздником, поэтому в субботу болельщики «Реала» смотрели прямую трансляцию матча прямо на родном стадионе, а не в барах или на площади. Специально для этого в центре поля установили 8 больших экранов.

Билеты на «Сантьяго Бернабеу» распределялись бесплатно среди сосьос «Реала». Тот, у кого нет членской карточки, мог купить билет за 10 евро.

Такая же схема работала и в воскресенье, когда «Реал» приехал на «Сантьяго Бернабеу» с кубком Лиги чемпионов – билеты снова распределялись среди своих бесплатно. У спекулянтов билеты стоили от 15 до 50 евро – в зависимости от места.

Первая Лига чемпионов в Snapchat

Проникновение футбола в Snapchat уже не новость: у приложения уже есть отдельные партнерские соглашения со всеми полуфиналистами Лиги чемпионов-2016-17 – «Атлетико», «Монако», «Реалом», «Ювентусом» – и многими другими европейскими командами. Но на финале Лиги чемпионов футбол впервые был освещен в Snapchat настолько подробно.

У Snapchat были включения всех возможных типов: медиа-службы «Реала» и «Ювентуса» снимали пресс-конференции и подготовку к матчу (то, что вы не увидите в обычной трансляции); благодаря партнерскому соглашению с британской телекомпанией BT Sport появились полноценные хайлайты; а для погружения в атмосферу стадиона были заряжены зрители с трибун. Благодаря этому обычный пользователь Snapchat мог увидеть матч с разных точек в разделе Our Story.

«Благодаря этому сотрудничеству более 10 миллионов британцев, ежедневно открывающих Snapchat, получили возможность почувствовать, что такое финал Лиги чемпионов. Мы всегда с радостью сотрудничаем с таким партнерами, как BT Sport, чтобы развивать освещение спорта в Европе и мире в целом», – сказал вице-президент Snap Inc. Бен Шверин.

Рестораны, пабы и магазины Кардиффа недовольны итогами финала

Согласно данным BBC, владельцы кафе, ресторанов, пабов и различных магазинов Кардиффа недовольны эффектом от проведения финала Лиги чемпионов. Местные жители старались держаться подальше от скопления болельщиков, поэтому тратили гораздо меньше обычного, а значительная часть болельщиков приехала в город незадолго до матча и уехала сразу после.

В городах, принимающих финалы Лиги чемпионов, так происходит далеко не всегда, но в Кардиффе сказался недостаток гостиничных номеров: все отели были забронированы задолго до матча, и многим болельщикам пришлось добираться до Кардиффа из Лондона и Бирмингема.

Поэтому прогнозы владельцев различных заведений не оправдались в первую очередь из-за логистических сложностей.

Интерактив не всегда выгоден для спонсоров

Британский производитель чипсов Walkers незадолго до финала запустил акцию #WalkersWave: любой пользователь твиттера мог отправить компании селфи, и вскоре его фотография оказывалась в руках у амбассадора Walkers Гари Линекера. Ролики, созданные роботом, появлялись не только в соцсетях, но и на большом экране в Кардиффе.

Как часто бывает в таких случаях, к акции подключились активные интернет-тролли, которые активно добавляли портреты Иосифа Сталина, серийного убийцы-врача Гарольда Шипмана и серийного убийцы Фреда Уэста.

В итоге Walkers пришлось прекратить кампанию еще за несколько дней до финала.

Виртуальная реальность на ТВ

Британская телекомпания BT Sport бесплатно показывала матч в формате 360 на YouTube. Для обладателей шлемов виртуальной реальности была доступна трансляция в отдельном приложении: они могли сами решить, смотреть обычную трансляцию-360 с комментарием и графикой или выбрать свой угол.

«Мы считаем, что VR-трансляции смогут дать нашим подписчикам ощущение второго экрана. И мы рады, что сможем предоставить им возможность впервые увидеть одно из самых захватывающих спортивных событий в формате обзора на 360 градусов», – сказал исполнительный директор BT Джон Питтер.

Также в виртуальной реальности матч показывал Fox Sports.

Очень хорошие рейтинги

В Испании финал Лиги чемпионов в среднем смотрели 9,6 миллиона человек – разумеется, это лучший результат в сезоне. Доля трансляции по всей стране составила 56,9%, а в Мадриде и вовсе 69,1% (то есть почти 7 из 10 телевизоров показывали именно футбол). Максимальная аудитория собралась у экранов к финальному свистку: момент победы «Реала» увидели более 11 миллионов испанцев.

В Италии матч смотрели еще активнее – 13,8 миллиона человек (доля – 58,21%). Это самая популярная телевизионная трансляция страны в 2017 году. Финал «Реал» – «Ювентус» заинтересовал итальянцев сильнее, чем закрытие фестиваля Сан-Ремо (около 12 млн зрителей).

Интересно, что по доле это самый популярный футбольный матч Италии за 14 лет, с финала-2003 между «Ювентусом» и «Миланом» (тогда доля была 67,3%).