Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Футбольный LinkedIn придумали в Дании. Клубы из Англии и Франции уже ищут там игроков

800 000 футболистов, проекты с Nike и adidas и профессиональные контракты с серьезными клубами.

Футболисты вносят статистику сами. Но без читерства

Датчане Петер Хольм и Симон Хьяере обнаружили нечто странное: в мире много приложений для интересующихся футболом, но очень мало – для игроков. Так появился Tonsser, сообщество с базовыми принципами соцсети. Там есть личные страницы участников, но они нужны не для общения, а для сравнения достижений и рейтингования. Сейчас количество зарегистрированных пользователей в Tonsser движется к миллиону, в основном это игроки из Скандинавии, Германии, Франции, Италии и Испании (планируется расширение и в другие страны).

После регистрации футболист сам ведет свою страницу и вносит статистику: в идеале после каждой игры нужно вписывать количество сыгранных минут, голов и передач или отмечать, что провел сухой матч, а также ставить оценки партнерам по команде и соперникам, зарегистрированным в приложении. Кроме того, Tonsser стимулирует игроков загружать видео со своей игрой или с выполнением конкретных заданий на тренировках.

«Наши пользователи – это в основном тинейджеры, которые очень серьезно относятся к развитию профессиональной карьеры. Они очень хотят развиваться как игроки, а мы предоставляем им дополнительные инструменты и среду для этого, – поясняет Симон Хьяере. – Мы рассчитываем, что как можно больше наших пользователей в итоге станут профессионалами. У нас все как в симуляторе FIFA, только основа – реальная карьера множества людей».

Когда игроки сами вносят в систему статистику, возникает высокий риск читерства и обмана, который позволит забраться в рейтинге повыше. С потенциальными нарушителями и накрутчиками Tonsser борется: система определяет наиболее прогрессирующих футболистов, и представители компании следят за ними вживую, общаются с тренерами, партнерами и соперниками – всеми, кто может оценить уровень и подтвердить правдивость статистики. Если обнаруживаются несоответствия, показатели редактируют. Шеф Tonsser по скаутингу Пол Кармс утверждает, что в 90% случаев лучшие по рейтингу игроки выглядят лучшими и на поле.

Некоторые тренеры уже используют Tonsser как дополнительный инструмент коммуникации с командой. Например, тренер «Ольборга»-U15 Николай Хорби Кьелдсен выставляет в приложении оценки после каждого матча (в Tonsser зарегистрированы 11 его футболистов из 18). Он рассказал CNN Sport, что таким образом дополнительно подкрепляет выводы, сделанные на послематчевом командном разборе.

Статистику обрабатывают не только статичные математические модели, но и искусственный интеллект: система учится сопоставлять личные достижения с результатами команды и делать выводы о потенциале конкретного игрока. Соответственно, чем больше пользователей и результатов матчей в приложении, тем точнее работают предсказания и формулируются выводы.

Проект помогает скаутам находить неочевидных кандидатов. Этим уже пользуется клуб АПЛ

Tonsser запустили в 2014-м, пользовательская база из более чем 800 000 зарегистрированных футболистов – уже достойная основа для монетизации, однако основатели еще не решили, какую бизнес-модель будут использовать как основную. В первую очередь владельцы думают о масштабировании: привлечении новых пользователей-игроков, а также развитии свежих версий для клубов и скаутов.

Рост популярности среди скаутов выглядит очень логично: Tonsser помогает им сориентироваться и найти неочевидные варианты за пределами ведущих академий и традиционно сильных детских школ. «У этой базы данных нет аналогов, она самая обширная из всех, какие я видел. И главное – она постоянно обновляется, изменения можно увидеть каждую неделю», – подтверждает Ларс Бах Соренсен, скаут «Саутгемптона», который отвечает за Скандинавию.

В приложении и веб-версии платформы можно сортировать игроков по нужным параметрам (позиция, результативность, возраст), изучать подробности о понравившихся кандидатах и добавлять их в избранное, чтобы возвращаться к профилю позднее. Для футболистов регистрация в Tonsser бесплатная, клубы и скауты оплачивают подписку.

«Я и Петер сыграли сотни матчей, но у нас не было никакой возможности заявить о себе, попасть в поле зрения профессиональных клубов – я всегда думал, что все зависит только от счастливой случайности, – вспоминает Симон Хьяере. – Мы поняли: несмотря на то, что футбол – главный вид спорта в мире, у игроков слишком мало возможностей, чтобы влиять на свою судьбу и карьеру».

По словам Петера Хольма, главная задача Tonsser – не противопоставлять себя традиционному скаутингу и не вытеснять людей своей базой данных, а помогать клубам, когда им нужно найти талантливых молодых футболистов из небольших и удаленных городов.

Tonsser – датское слово, его значение – «человек, играющий сердцем и желающий добиться успеха даже при недостатке техники или физической силы». Симпатичная идея и неплохой старт помогли привлечь серьезные инвестиции – как минимум 4,9 миллиона евро. Среди прочих деньги в Tonsser вложили сооснователь Booking.com Артур Костен и известный профессиональный футболист, имя которого не раскрывают.

Так уже нашлись несколько интересных игроков

Крупные рекламодатели уже давно интересуются этим сервисом. Например, Nike в 2017-м запускал для пользователей Tonsser серию обучающих видео от амбассадоров. Adidas организовывал поездки для лучших игроков: экипировал их и давал возможность тренироваться вместе, например, в Париже.

Кстати, именно в Париже Tonsser наконец пересекся с профессиональным футболом: компания договорилась с клубом «Ред Стар» о стажировке для молодых игроков (это туда на стыке 80-х и 90-х уезжали Александр Бубнов, Федор Черенков и Сергей Родионов).

«Ред Стар» пригласил на просмотр 86 игроков (всего в системе на тот момент было 8700 французов), отобранных исключительно по статистике и оценкам в Tonsser.  Предварительно представители клуба изучали только профили и не смотрели матчи вживую.

Технический директор «Ред Стар» Себастьян Робер признал: он был скептиком и не верил в высокий уровень игроков, однако мастерство пользователей Tonsser превзошло ожидания. В итоге 27 игрокам предложили продолжить тренировки после трехдневного сбора, а с девятью вскоре подписали контракты.

В похожем формате с Tonsser уже сотрудничал немецкий «Ингольштадт».

Перед началом сезона-2018/19 Tonsser в том или ином формате сотрудничал с 25 европейскими профессиональными клубами (самый сильный из озвученных – «Саутгемптон»). Руководители проекта считают расширение этого списка одной из генеральных задач.

Важнейший способ продвижения Tonsser среди юных футболистов – сторителлинг. У платформы уже есть воодушевляющая реальная история – карьера 18-летнего датчанина Оливера Шенне. Когда-то его знали только как племянника популярной супермодели Хелены Кристенсен и неудачника, у которого не сложилась футбольная карьера. Оливер зарегистрировался в Tonsser, продолжил играть и привлек внимание серьезных клубов: сначала у него была стажировка в «Марселе», а c февраля 2018-го центральный полузащитник играет за молодежный состав «Копенгагена» (контракт рассчитан на полтора года).

С LinkedIn сервис изначально сравнивают сами основатели Tonsser. Проект развивается так активно, что и правда может стать для футбола крупной рекрутинговой площадкой.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Кейсы