Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Смартфоны убивают еще одну традицию. Бумажных билетов все меньше

Эту тенденцию не остановить.

Отказ от бумаги – действительно тренд, примеров много?

В этом году баскетбольный «Майами Хит» подготовил для болельщиков небольшую революцию: в новом сезоне НБА билеты на его домашние матчи будут исключительно мобильными. Традиционные кассы, где продают бумажные билеты, практически не нужны, а распечатка PDF-файла признана устаревшей из-за неудобства.

«Майами» стал одним из первых, кто признал нечто очень важное: билет в 2017 году может быть только на экране смартфона, все остальное пора забыть.

Другие команды НБА (например, «Миннесота Тимбервулвз» и «Кливленд Кавальерс») тоже отказались от бумаги, но на арену можно попасть и другими способами – по банковской карте или водительским правам, привязанным к аккаунту.

Хоккейный «Монреаль Канадиенс» занял промежуточную позицию: он поддерживает массовое использование мобильных билетов, но за дополнительные 172,5 доллара готов распечатать традиционный сезонный абонемент, если болельщику так удобнее и приятнее. Владельцев абонементов и журналистов такой подход возмутил, в местной газете Montreal Gazette даже вышла заметка с ярким заголовком What the Puck? (созвучие с нецензурным американским ругательством). Основной тезис: вместо введения налога для тех, кто хочет бумажный билет, стоило бы стимулировать продажи электронных с помощью скидок. Но бизнес есть бизнес.

«Атланта Фэлконс» и «Атланта Юнайтед» скоро начнут играть в NFL и MLS на потрясающем Mercedes-Benz Stadium, о котором мы рассказывали совсем недавно. Одна из главных особенностей арены – полное отсутствие бумажных билетов. Покупатели абонементов получают специальные карты, а разовые билеты используются исключительно на экране смартфонов.

Некоторые клубы – например, «Чикаго Кабс» (бейсбол), «Нью-Йорк Янкиз» (бейсбол), «Нью-Йорк Сити» (футбол), «Орландо Сити» (футбол) – отказались не от всех бумажных билетов, а только от тех, которые можно распечатать на домашнем принтере. Благодаря этому продажи в приложении растут намного активнее – ехать в кассу хочется далеко не всем.

Почему клубы уходят от бумаги?

Все клубы называют основной причиной запрос аудитории. Например, руководство «Майами Хит» проанализировало статистику за последний год и заметило, что каждый третий болельщик при проходе на стадион пользовался мобильным телефоном. Еще более впечатляющую статистику приводит «Орландо Сити»: на их арену 60% зрителей попадали с помощью карточек или смартфонов.

Клубы, которые продвигают цифровые билеты, предлагают разные способы попасть на арену. Кто-то, как «Майами Хит», создает свои приложения, у бейсбольной лиги MLB есть общее приложение Ballpark, кто-то пользуется сторонними сервисами – Ticketmaster, Flash Seats и другими. Многие клубы позволяют болельщикам приобретать билеты сразу в нескольких популярных сервисах.

Какая от этого польза?

Клубы, которые внедряют инновации, сталкиваются с консервативными фанатами. На форумах часто появляются сообщения в духе «Как мне дальше коллекционировать билеты?». Но это эмоции, у перехода к мобильным билетам есть масса плюсов.

Из очевидных и первостепенных – безопасность. У бумажного билета есть шанс порваться, его часто забывают дома. Не взять с собой смартфон гораздо сложнее.

На вопрос, как же теперь передавать билеты и абонементы друзьям, тоже есть логичный ответ: с помощью кнопки «переслать билет». Это даже удобнее – не нужно встречаться у метро или передавать билет через знакомых. А если фанаты идут вдвоем и один из них опаздывает – на помощь снова придет возможность отправить билет другу.

Перепродажа электронных билетов тоже безопаснее. Бумажные или распечатанные билеты легко подделать или размножить, чтобы продать дважды. А с новыми правилами работа спекулянтов становится бессмысленной, так как электронные системы перепродажи фиксируют личности продавцов и гарантируют возврат денег в случае возникновения проблем. 

Перепродавать билеты в Северной Америке легче и удобнее: во-первых, существуют специализированные сервисы (например, StubHub), во-вторых, системы перепродажи есть у гигантов рынка (Ticketmaster и Flash Seats) и даже в клубных приложениях.

Есть ли проблемы?

Болельщики, которым предстоит столкнуться с цифровыми билетами, задают важные, но бытовые вопросы. На них у каждого клуба есть ответ.

«Что если у меня нет смартфона?» – Купите через аккаунт в интернете, после подойдите к кассе, вам выдадут бумажную копию.

«А если батарейка села или сломался телефон?» – Снова в кассу, там помогут. Конечно, в такие кассы выстраиваются очереди, но, как правило, они не слишком длинные.

Главная проблема мобильных билетов – сбои в системе. Любая техника, в отличие от человека, отрывающего корешки, может сломаться. Так произошло в начале сентября с крупнейшим сервисом продажи билетов Ticketmaster: фанаты не могли попасть на арены в Канзасе, Атланте, Аризоне и на теннисный US Open в Нью-Йорке. Серверы дали сбой, пользователи не смогли зайти в свои аккаунты, а в офисы, которые выдавали бумажные эквиваленты, выстроились гигантские очереди. Пока проблему устраняли, прошло несколько часов.

Еще один аспект, который может вызвать недовольство фанатов, связан с перепродажей билетов. Болельщики «Миннесоты Тимбервулвз» подали в суд на клуб, когда тот ввел покупку билетов через Flash Seats. Фанаты заявили, что их не уведомили об усложненной процедуре продажи билетов на отдельные матчи.

Дело в том, что «Миннесота» и Flash Seats установили правило о минимальной стоимости билета – 75% от стартовой, дешевле продавать нельзя. Понятно, что если фанату нужно срочно избавиться от билета, он будет рад отдать его и за полцены. После сезона-2016/17 «Тимбервулвз» заключили мировое соглашение с держателями абонементов, в качестве компенсации предоставив им бесплатные билеты на 6 матчей и тур по отремонтированной арене.

Похожие претензии можно встретить в интернете и к сервису Ticketmaster: он не дает продавать билеты дешевле, чем те, которые есть в продаже у него. Получается, что главная цель сервиса – продать сначала свою квоту и только потом помочь пользователю избавиться от лишнего билета.

А как дела в России?

В России пока нет клубов, которые отказались бы от бумажных или распечатанных дома билетов.

Но хоккейный СКА перед плей-офф-2016 начал продавать билеты только через сайт, чтобы бороться со спекулянтами. Клуб отслеживал продажу билетов дороже номинала на сторонних сайтах и тут же аннулировал конкретные номера. После этого деньги за билет возвращались на карточку покупателя, то есть спекулянта.

Некоторые болельщики, которые по привычке покупали билеты с рук, не попадали на матчи – система на стадионе сообщала об аннулировании. Дальше все зависело от честности продавца – некоторые спекулянты возвращали деньги, но, безусловно, не все.

После сезона-2015/16 СКА запустил удобное приложение для смартфона, которое облегчало покупку билетов и позволяло больше их не распечатывать.

Однако возможность проходить по классическим бумажным билетам сохраняется на всех российских аренах до сих пор.

Автор: Татьяна Кокорина

рубрика
Кейсы