Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Как сделать сложный спорт понятным для телезрителя: опыт SportVision

Желтая линия, которая сделала телевидение лучше.

В 2010-м журнал Fast Company включил SportVision в топ-50 самых инновационных компаний мира. На обложке номера с этим рейтингом был Марк Цукерберг, а SportVision поставили на 34-е место; это четвертая позиция среди всех, кто связан со спортом (впереди только IT-гигант Cisco Systems, ESPN и – внезапно – индийская премьер-лига по крикету).

История SportVision уникальна тем, что началась с провальной, хоть и многообещающей инновации: в 1996-м в партнерстве с FOX Sports компания запустила проект FoxTrax – во время трансляций НХЛ шайба, чтобы ее было лучше видно, подсвечивалась голубым, а при броске у нее возникал красный шлейф.

По окончании сезона-1997/98 от FoxTrax отказались: укрепилось мнение, что сине-красные пятна на экране выглядят глупо, а проблема расширения хоккейной аудитории была не том, что людям не видно шайбу.

Команда, которая занималась FoxTrax, продолжила разработки, вскоре она переключилась на другие виды и действительно создала то, что помогает делать спорт более понятным.

Американский футбол: Эмми за «желтую линию»

В 1998-м SportVision придумал и реализовал то, что помогло американцам еще лучше разбираться в американском футболе по телетрансляциям. Если кто-то не знает, в этом виде спорта очень важна так называемая цепочная бригада – это три человека, между крайними – 10-ярдовая цепь с яркими металлическими отметками. Первый измеритель обозначает, где началась атака, третий – куда атака должна дойти, чтобы команда получила еще одну попытку. В руках у человека между ними – маркер с обозначением места нахождения мяча и номером попытки.

В телетрансляции хорошо видно только мяч, а обозначение 10-ярдовой цели то выпадает из кадра, то теряется на общем фоне. SportVision с помощью математической 3D-модели поля научил три камеры точно определять игровую ситуацию и делать вывод о раскладе на поле – желтая линия поперек площадки обозначает тот же рубеж, что и человек-маркер. Но система не ориентируется на людей: они работают только для игроков и зрителей на арене, а желтая линия существует автономно для телеаудитории. При этом точность достигается такая, что человек-маркер при попадании в кадр стоит именно на желтой линии.

Линия моментально перемещается в зависимости от событий в игре, она видна при показе с любой точки и проходит под игроками, хотя формально это ее накладывают на видео, а не наоборот.

SportVision очень помогло еще и то, что поле для американского футбола – именно зеленое. Как известно, любую графику проще накладывать и совмещать на зеленом фоне.

Впервые технологию использовали 27 сентября 1998-го в трансляции матча «Цинциннати» – «Балтимор» на ESPN. Важно, что желтая линия накладывается меньше чем за секунду, то есть телетрансляция почти не отстает. Комбинация удобства для зрителей и моментальной реализации гарантировала успех. Даже олдскульные фанаты американского футбола восприняли это позитивно, а в профессиональном сообществе компания SportVision добилась серьезных наград: за желтую линию ей вручили премию «Эмми».

Принцип желтой линии используется для наложения рекламы в трансляции: когда, например, на хоккейном стекле на самом деле ничего не наклеено, а телезрители видят сгенерированное под нужный размер рекламное изображение. Самое удивительное, что НФЛ, для которой технология и была придумана изначально, запрещает такой способ рекламы. Лига считает, что функция этого технического решения – удобство зрителей, а не коммерция.

Позже SportVision расширил возможности технологии: в похожем стиле прямо на поле стала появляться онлайн-статистика и другие подсказки – например, о целях команд в той или иной игровой ситуации.

Бейсбол: лучший способ понять игру в защите

К инновациям в бейсболе SportVision пришел в середине 2000-х. Система FieldF/x, которую разработали в компании, помогла одновременно и болельщикам, и тренерам с игроками. Она позволила моделировать игру в защите. Захват движений мяча и бейсболистов моментально конвертируется в статистику. Эти данные в телетрансляции используют как поясняющие титры, а внутри команд на них же ориентируются при разборе матча.

До этого уже существовала система PITCHf/x для определения скорости движения и траектории мяча, ее тоже подготовил SportVision. FieldF/x позволила собирать продвинутую статистику для каждой позиции. Две камеры, изображение с которых перерабатывается в цифры, расположены на мачтах освещения. Впервые систему установили на арене AT&T Park для «Сан Франциско Джайентс».

В бейсбольной линейке SportVision есть приложение At Bat – оно дает, например, «тепловую карту» по зонам площадки у всех питчеров и бэттеров (подающих и отбивающих битой). На официальном сайте лиги доступен сервис MLB Gameday: в нем доступны все данные FieldF/x, они обновляются прямо во время матча. Некоторые даже предпочитают следить за играми в 3D-версии с моментальной статистикой.

Кроме того, SportVision по запросу может установить PITCHf/x даже на матче школьных команд, если кому-то из участников нужна профессиональная статистика.

Итог

Предложение SportVision уже не уникально, однако многие из тех, кто заботится об удобстве телесмотрения своего вида спорта, по-прежнему обращаются именно к ним.

Например, в NASCAR технология захвата объектов позволяет маркировать всплывающими стикерами конкретные машины – даже на скорости 180 миль в час (этому помогает GPS-система на борту). Похожим образом проблему решают в парусном спорте: там тоже не всегда понятно, кто лидер, где финиш и каковы отрывы.

В партнерстве с NBC для трансляции Олимпиад SportVision создал не только графику, но и фишки для показа динамичных видов спорта – например, гимнастики. Здесь в основе тоже захват расположения в пространстве, но – самих спортсменов.

Гендиректор SportVision Хэнк Адамс в 2012-м рассказал, что компания увеличила выручку в пять раз за шесть лет – с 20 до 100 миллионов долларов. За 20 лет самостоятельной работы SportVision зарегистрировал более 70 патентов на технические новинки, связанные с показом спорта.

В октябре 2016-го компанию SportVision купил гигант телетрансляций SMT, они участвовали в производстве или производили сами картинку с крупнейших американских спортивных событий: Супербоула, Финала четырех NCAA, гонки «500 миль Индианаполиса» и так далее. Еще SMT обеспечивает данные и графику онлайн-табло со счетом для Уимблдона, US Open и других крупных теннисных турниров.

Благодаря этому партнерству SportVision планирует выйти на новые спортивные события, с которыми SMT уже работает по другим направлениям.

Автор: Татьяна Кокорина