Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Класико начнется в 13:00 из-за Индии. Теперь это очень важный рынок

Рассказываем о стратегии развития Ла Лиги за границей. 

Для всех, кто мыслит глобально, Индия уже давно превратилась в один из приоритетных рынков: в ближайшие годы она обгонит Китай по численности населения, а укрепляющийся средний класс готов фанатично потреблять спортивный контент. Конечно, в первую очередь Индия по-прежнему ассоциируется с крикетом: местная премьер-лига входит в десятку самых посещаемых турниров мира, а новый пакет телеправ (2018-2022) продан за 2,6 миллиарда долларов. Футболу пока сложно выйти на такие величественные показатели, но тенденция к росту очевидна даже на фоне популярности хоккея на траве, бадминтона, настольного тенниса, большого тенниса и кабадди.

В рейтинге ФИФА сборная Индии всего лишь 105-я, но это уже значительный прогресс: еще два с половиной года назад была удручающая 173-я строчка. В этом году Индия приняла чемпионат мира по футболу среди юношей до 17 лет, в последнее время в стране прошли несколько региональных азиатских соревнований. Во многом взрыв популярности футбола произошел из-за коммерческой лиги Indian Super League, которая появилась в 2014 году и до сих пор сосуществует с общенациональной I-League. В ISL играют всего 10 команд, на старте проекта туда прилетели глобальные звезды (Алессандро Дель Пьеро, Давид Трезеге, Николя Анелька, Алессандро Неста, Марко Матерацци и другие), и организация турнира сразу вышла на новый уровень. В первый же год ISL стала самым посещаемым футбольным чемпионатом Азии.

«Мы идем по пути Англии: сначала в спорте доминировал крикет, но постепенно его вытеснил футбол, – рассуждал в 2014 году Устав Парех, совладелец «Атлетико де Калькутта». – В Индии все, конечно, чуть иначе, здесь рейтинг можно построить так: крикет, крикет, крикет, а потом уже футбол. Крикет – это что-то вроде религии, а футбол – это образ жизни. В некоторых регионах – на северо-востоке, в Калькутте, Западной Бенгалии, Гоа, Мумбаи – футбол крайне популярен».

Формирующаяся аудитория спортивных болельщиков – отличное поле для работы зарубежных лиг, которые борются за внимание и деньги во всем мире. Активнее всех в Индии продвигается испанская Ла Лига. Согласно ее исследованию, местный рынок располагает к активному росту: 75% интересующихся футболом – люди в возрасте от 18 до 44 лет, причем 85% из них – студенты или специалисты с высокой покупательной способностью. В равной степени футболом интересуются мужчины и женщины – 53% против 47%.

Несколько лет назад лиги и клубы плотно взялись за Китай – пока еще самую населенную страну мира. Сборы, турне, продажа официальной продукции и продвижение с учетом азиатской специфики давно стали нормой. Но специалисты ООН прогнозируют, что к 2022 году Китай может уступить Индии статус самой населенной страны (сейчас они стоят практически вплотную – 1,39 миллиарда жителей против 1,28).

Ла Лига захватывает Индию

Ла Лига стала завоевывать аудиторию Индии не первой, но отнеслась к этому серьезнее других. Осенью 2016-го испанцы открыли там отдельный офис (всего у Ла лиги 11 офисов в 8 странах: Мексика, США, ОАЭ, ЮАР, Нигерия, Китай, Сингапур, Индия).

«Мы каждый вечер приходим к индийским фанатам по телевизору, но хотим быть еще ближе к ним», – отметил президент Ла Лиги Хавьер Тебас.

Цель примеры – чтобы в ближайшие пять лет Индия стала ее крупнейшим зарубежным рынком. Перед сезоном-2016/17 лига даже провела специальную реформу: традиционные поздние игры, которые начинались в 22:00 по испанскому времени, отменили, зато добавили субботний слот в 13:00.

«Мы изменили время начала матчей, чтобы оно больше подходило нашим индийским поклонникам. Не все были довольны, но теперь эти матчи смотрят больше даже в Испании. Это беспроигрышная ситуация», – говорил Тебас.

Конечно, дело не только в Индии. Это время удобно всему азиатскому рынку, но именно на Индии сейчас делают акцент.

Руководители команд, в том числе президент «Барселоны» Жозеп Бартомеу, уверены, что испанские болельщики могут подстроиться под любое расписание, а новые аудитории, в том числе индийская, требуют особого внимания и удобства.

Чтобы догнать английскую премьер-лигу по охвату и доходам, примера вынуждена экспериментировать. Например, Ла Лига обсуждает проведение матча чемпионата за пределами Испании – как делают топовые американские лиги. Пока дискуссии далеки от финиша, но в числе возможных стран называют США, Мексику, Китай, Японию и Индию, а приблизительным сроком – сезон-2019/20.  

Массовые просмотры

Матчи между «Реалом» и «Барселоной» – идеальная афиша для продвижения чемпионата за границей. В этом сезоне два класико проводят в разное время: первое – для удобства азиатской аудитории, второе – для американской.

В декабре 2016-го испанцы впервые организовали массовый показ класико на индийском стадионе («Джавахарлал Неру» в Дели). Это часть глобальной стратегии продвижения Ла Лиги: ту игру «Реала» и «Барселоны» на больших экранах транслировали еще в Пекине, Шанхае, Мумбаи и Йоханнесбурге. Сам матч – только часть большой программы: например, в Дели Ла Лига привезла бывшего полузащитника «Барселоны» Луиса Гарсию, устроила музыкальное шоу, конкурсы и прочие развлечения.

Организаторы столкнулись только с одной проблемой: матч начинался в 16:15 по испанскому времени. В Индии в это время 20:45, в Нью-Йорке – 10:15, в Пекине – в 23:15. Время начала в Индии только кажется приемлемым, на самом деле все очень неудобно: метро в Дели перестает работать в 22:00, автобусы – на час позже. Так как матч закончился около 22:45, дорога до дома оказалась сложной.

Декабрьское класико начнется в 17:30 по индийскому времени. Это удобно и для телетрансляции, и для массового показа от Ла Лиги. Шоу-просмотр на этот раз пройдет не на стадионе, а в выставочном центре (звездный гость – Джанлука Дзамбротта, игравший за «Барселону»).

«Мы собираемся привлечь более 15 тысяч фанатов», – сказал президент Ла Лиги Хавьер Тебас. Билеты – бесплатные, достаточно зарегистрироваться на сайте.

Продвижение клубов

Хавьер Тебас обещает в ближайшие годы устроить в Индии турне команд или хотя бы несколько выставочных матчей. Такая же цель и у президента «Барселоны» Жозепа Бартомеу.

«Календарь сложный, но в 2019 году не будет ни чемпионата Европы, ни чемпионата мира, поэтому свободных дат больше. Я уверен, что в ближайшие годы мы окажемся в Индии», – отмечал Бартомеу.

«Барселона» открыла детскую школу в Дели еще в 2013-м – до того, как Индия стала стратегически важным регионом для всей лиги. «Реал» поддерживает там среднюю школу для детей, семьи которых находятся за чертой бедности.

«Валенсия» в 2018-м откроет футбольную школу в городе Ченнай (население – примерно 7 миллионов человек). Это позволит привлечь индийских детей не только к футболу в целом, но и к бренду «Валенсии». Представители клуба уже думают о турне по Индии.

К чему это приводит?

Интерес к матчам чемпионата Испании растет стремительно. В сезоне-2016/2017 каналы Sony Pictures Networks India транслировали 300 матчей примеры в прямом эфире – такого показателя нет ни у одной другой европейской лиги. Всего каналы холдинга показали 320 игр за сезон, хотя еще три года назад было только 100.

Охват трансляций в прошлом сезоне вырос на 400% и достиг 40 миллионов человек, рассказали в SPN. Учитывая масштабы Индии – это все еще мало, и лигам точно есть где прибавлять.

Автор: Татьяна Кокорина