Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Мы узнали, как «Газпром Арена» за 15 часов перестроилась от концерта Rammstein к матчу «Зенита»

Идеальная логистика.

Ни на одном российском стадионе еще не было такой плотности больших событий. Вечером 2 августа (это пятница) «Газпром Арена» приняла концерт Rammstein, на который пришли 60 с лишним тысяч зрителей, а на следующий день спокойно выдержала еще и матч РПЛ «Зенит» – «Краснодар», собравший 54 тысячи болельщиков. 

Концерт закончился около 23:00, матч стартовал в 21:30 – всего 23 часа разницы между двумя мегасобытиями вынуждали торопиться. Поначалу даже работники «Газпром Арены» считали, что уложиться в такой дедлайн невозможно (по исходному плану в футбол должны были играть в воскресенье, но РПЛ подвинула игру из-за дебюта «Краснодара» в Лиге чемпионов). В итоге демонтаж концертного оборудования и подготовку футбольной конфигурации оптимизировали настолько, что матч можно было начинать даже раньше. 

Sport Connect выяснил у генерального директора «Газпром Арены» Владимира Литвинова, как это вообще возможно.

За счет чего стадион все сделал так быстро?

Никто из участников процесса не почувствовал дискомфорта из-за того, что накануне на стадионе проходил концерт. Мы не только демонтировали концертное оборудование, закатили поле и обустроили все для футбола, но вписались и в регламент относительно калибровки камер для VAR. 

Решение использовать VAR на матче «Зенит» – «Краснодар» значительно усложнило процесс. У нас и без того был очень жесткий график, а ради VAR нам понадобилось выиграть еще около трех часов. Это удалось благодаря взаимодействию с техническим персоналом Rammstein: они тоже прониклись идеей все сделать максимально быстро. Нюансов было много, многие сотрудники «Газпром Арены» работали в круглосуточном режиме – начиная с подготовки концерта и до окончания матча. Но это тот случай, когда цель оправдывает средства. Мы многому учились прямо по ходу и сделали то, что поначалу казалось невозможным.

Мы знали, что световое и звуковое оборудование техническая группа и так демонтирует максимально быстро – не было смысла что-то ускорять. Поэтому сосредоточились на разборе, погрузке и вывозе металлоконструкций сцены.

В итоге больше всего времени выиграли как раз за счет логистики: организовали беспрепятственный въезд на арену для тяжелых кранов, грузовиков, вспомогательного транспорта. Для этого нам пришлось обустроить пандус высокой грузоподъемности, изменить расположение инженерных сетей, чтобы они не мешали въезду фур и кранов. Внутри арены мы подготовили специальное покрытие для лотков и каналов, с техническим персоналом группы и организатора концерта заранее в деталях проговорили, как можно изменить технологию демонтажа сцены, металлоконструкций, движение транспорта и людей.

Еще помогла договоренность с организаторами о том, что часть конструкций, нужная по периметру поля для футбольной конфигурации, осталась в чаше на время концерта (это то, что заполняет пространство между выкатным полем и трибунами). На время концерта мы закрыли эти конструкции забором, задрапировали негорючей тканью – посетителям концерта это никак не мешало, а мы выиграли на этом около двух часов.

Как именно арена превращалась из концертной в футбольную?

Около 23:00, сразу по окончании концерта, порядка 350 человек демонтировали свет, звук и пиротехническое оборудование. На эти работы ушло 2,5 часа. В течение часа после концерта на арене уже находились 15 грузовиков, выстроенные в определенном порядке, в них это оборудование начали загружать.

Около 01:30, как только закончился демонтаж света и звука, в чашу заехали три больших крана, два телескопических подъемника и больше десяти погрузчиков. Они приступили к самому трудоемкому этапу: разбору и вывозу конструкций сцены. В течение трех часов еще 40 грузовиков с оборудованием уехали в сторону следующего города, где у Rammstein было запланировано выступление.

Все ключевые работы мы завершили к полудню, в этот момент в чаше осталась только частично разобранная центральная башня, ключевой элемент сцены. Важный момент: когда демонтаж еще только подходил к завершению, наши сотрудники уже запустили предматчевую подготовку поля, которое было выкачено за пределы чаши. Они постригли его, прикатали, разместили рекламные установки и даже начали движение поля в чашу – оно к полудню прошло примерно треть пути. Это тоже одна из хитростей, позволившая ускорить процесс.

К 14:30 все уже было готово к футбольному матчу.

Кроме тех 350 человек, разбиравших световое и звуковое оборудование, к работе приступили около 100 человек из службы клининга: они работали на арене, трибунах и во внутренних помещениях стадиона.

В сумме в первые часы после концерта, на ключевом этапе работ ночью, было задействовано более 500 человек.

Почему концерт и футбол на следующий день – уникальная история?

В самом начале подготовки среди вариантов был перенос игры на «Петровский». Но мы понимали: такое решение проблемы не устроило бы никого, поскольку странно на собственном стадионе проводить концерт и из-за этого не играть в футбол. Поэтому мы сами поставили перед собой задачу любой ценой провести оба мероприятия на «Газпром Арене». Вариант переноса на «Петровский» быстро отпал.

При подготовке мы изучали опыт других арен, но действительно сопоставимого примера я не знаю. Да, есть практика переоборудования площадки из хоккейной в баскетбольную и наоборот, но это несравнимо по масштабу и уровню технических сложностей с тем, что сделали мы. Японский «Саппоро Доум» за сутки трансформируется из футбольного стадиона в бейсбольный, «Йохан Кройфф Арена» в Амстердаме часто проводит события разного профиля вперемежку, но с промежутками в двое-трое суток, а не в течение одного дня. Я наблюдал за монтажом и демонтажом сложных декораций для Sensation в Амстердаме, но там не такие массивные и тяжелые, технически сложные конструкции, не было пиротехники. Так что схожего примера действительно нет.

Для нас это колоссальный опыт. Теперь мы понимаем, что можно браться за действительно сложные проекты и реализовывать их на топ-уровне. Сейчас мы сделали хорошие инвестиции в концертные возможности арены и персонал, в дальнейшем планируем их использовать максимально эффективно.

В обсуждении на ближайшие год-два – концерты, хоккей и теннис, были мысли о биатлоне и шоу с монстр-траками, в процессе подписания контракт на двухдневный бизнес-тренинг, совмещенный с концертами, и выступление группы «Ленинград» в октябре. Креативных идей по мероприятиям много, а после концерта Rammstein добавилось уверенности в своих силах.

Автор: Андрей Васильев.