Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Все о борьбе с пиратством. Как не терять миллионы на нелегальных трансляциях

Sport Connect изучил опыт Ла Лиги, бундеслиги и «Матч ТВ».

Самое пиратское событие в истории спорта

В конце августа на историческом бое Мэйвезер – МакГрегор, где призовые победителя составили не меньше 300 миллионов долларов, к гарантированной сумме в 100 миллионов добавлялась прибыль от трансляций, билетов и продажи атрибутики. В то же время около 100 миллионов пользователей посмотрели этот бой незаконно, что сделало его самым пиратским событием в истории спорта.

Поединок можно было смотреть легально (за 89,95 доллара в обычном качестве и за 99,95 – в HD) или бесплатно: пиратские стримы постоянно возникали в Facebook, Twitter, Instagram и YouTube. Спутниковая компания Irdeto обнаружила 239 нелегальных трансляций, к одной из них одновременно подключились 472 тысячи человек: только эти зрители принесли бы организаторам около 43 миллионов долларов.

«Это новая реальность. Люди потребляют пиратский контент так, что прямо сейчас это не остановить», – заявил Уэйн Лонштейн, руководитель компании VFT Solutions, специализирующейся на борьбе с пиратством.

Нелегальная продажа того, что защищено авторским правом, появилась задолго до интернета. Но именно он породил пиратство как глобальную сеть, в которой распространяются книги, фильмы, аудиозаписи и, разумеется, прямые трансляции, в том числе спортивные. Как показывает статистика, спорт – не лидер по объемам пиратства, в топе – музыка и кино. Но модель развитого спорта такова, что от стоимости прав на трансляции зависят доходы клубов и развитие лиг.

Английская премьер-лига перед сезоном-2016/17 заключила телевизионный контракт на право показа матчей на территории Великобритании на 6,7 миллиарда евро – по сравнению с прошлым контрактом сумма выросла на 71%. В это же время Ла Лига продала права на показ чемпионата в Испании за 2,7 миллиарда евро (на 3 сезона), Бундеслига – за 4,6 миллиарда евро (на 4 сезона).

При таких суммах защита продаваемого контента становится приоритетной задачей. Причем в случае с крупными чемпионатами охраной контента занимается именно лига, которая эти права реализует.

Для сравнения: стоимость прав на один сезон РФПЛ составляет 1,6 миллиарда рублей – приблизительно 60 миллионов евро за три сезона. И в России как само развитие пиратства, так и борьба с ним находятся на принципиально ином уровне.

Собственная автоматическая система для борьбы с пиратством: опыт Испании

Ла Лига стала бороться с пиратами, когда поняла: без этого догнать АПЛ по коммерциализации практически невозможно. Газета The New York Times писала, что из-за цифрового пиратства испанский чемпионат теряет около 300 миллионов евро в год.

Действующий президент лиги Хавьер Тебас практически сразу после избрания назвал борьбу с пиратством одной из ключевых задач новой команды. И у него уже есть промежуточные успехи. Как рассказал генеральный директор Ла Лиги Хавьер Гомес, объемы интернет-пиратства сократились: сейчас нелегальные трансляции смотрят 18% аудитории, три года назад показатель был выше – 21%.

В марте 2017-го лига запустила акцию против пиратства со слоганом «Когда появляется пиратство, футбол исчезает» и хэштегом #ЗащитиСвоюКоманду. К кампании присоединились не только вещатели со всего мира, но и клубы.

В феврале 2015-го Ла Лига запустила специальную систему отслеживания пиратского контента Marauder. Согласно отчету, в течение прошлого сезона система отследила 157 846 пиратских видео, из которых заблокировала 98,16%.

Marauder ищет трансляции по ключевым словам поисковых запросов, идентифицирует контент по аудиовизуальным характеристикам и водяным знакам, фиксирует провайдера и сервер, с которого идет трансляция, и автоматически отправляет платформе требование удалить стрим.

«У нас есть соглашения с интернет-компаниями по всему миру, и за последние два года скорость, с которой удаляется контент, сильно увеличилась. Что касается трансляций из-за рубежа, то мы не всегда можем сразу заблокировать сам стрим, но хотя бы ограничиваем возможность его просмотра на территории Испании», – рассказал директор аудиовизуального департамента лиги Мельсиор Солер.   

Marauder также предоставляет аналитические отчеты и карты геолокации, на которых видно, где в мире идут пиратские трансляции. Это стало возможным благодаря водяным знакам.

Каким бывает пиратство?

Индустрия нелегальных спортивных онлайн-трансляций развивается и меняется вместе с пользователями и их привычками. А главное – она постоянно растет. Исследование компании Irdeto показало, что только с сентября 2015-го по сентябрь 2016-го популярность сайтов с пиратскими спортивными стримами увеличилась на 20% – со 100 миллионов визитов до 120.

Нелегальные трансляции долгое время ассоциировались с сайтами, целиком увешанными пестрыми баннерами, которые надо закрывать каждые 5-10 минут. Причем зачастую кнопка «закрыть» на таких баннерах была ложной, и при ее нажатии открывался другой сайт. Такие проекты, конечно, существуют и сейчас, но выживать им все сложнее.

Значительная часть зарубежного рынка пиратских трансляций сосредоточена на приставках. Большой проблемой стал медиацентр Kodi. Это платформа с широким кругом возможностей – от создания «домашнего кинотеатра» с удобной систематизацией мультимедийной библиотеки (фильмы, музыка, фото) до комфортного просмотра IPTV. Однако у Kodi открытый исходный код, что позволяет разработчикам создавать различные расширения. Это, в свою очередь, провоцирует появление надстроек, открывающих доступ к нелегальному контенту. Например, доступ ко всем ведущим европейским футбольным чемпионатам можно купить всего за 20 евро.

По данным Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA), легально Kodi используют примерно 12 миллионов человек, еще 26 миллионов настраивают медиаплеер для разных типов пиратства. Мошенники продают приставки с предустановленным плеером Kodi и расширениями, позволяющими смотреть спортивные трансляции прямо на большом экране телевизора. По мнению специалистов, в этом кроется большая проблема: так как часть приложений на приставках легальна, люди просто не осознают, что смотрят пиратский контент.

Понятно, что один из самых верных способов борьбы с пиратством – создание удобной легальной среды для пользователя. Например, компания Sky в 2012 году запустила Now TV – интернет-телевидение, которое доступно на различных устройствах (умные телевизоры, приставки, компьютеры, планшеты, смартфоны и т.д.). Через год появился пакет из 10 спортивных каналов Sky, подписка на который сейчас стоит 34 фунта (около 2700 рублей) в месяц. Сервис доступен только на территории Соединенного Королевства и Ирландии.

В России есть аналогичное приложение, «НТВ-Плюс» запустил его в 2014-м. На отдельном сайте можно покупать тематические пакеты, в том числе спортивные, и смотреть их на различных устройствах. Сейчас подписка на пакет «Суперспорт», содержащий 17 каналов, стоит 499 рублей в месяц.

Бан пиратов с помощью ватермарок: аутсорс-опыт Германии

Немецкий футбольный союз, в отличие от Ла Лиги, борется с пиратством силами сторонней компании – NAGRA. Раньше основным полем деятельности NAGRA была безопасность цифрового кабельного и спутникового телевидения, однако с развитием нелегальных трансляций в интернете компания заняла и эту нишу. Она создала лабораторию для мониторинга несанкционированного потребления контента через телеприставки, веб-сайты и другие потоковые платформы, в том числе нелегальные надстройки Kodi и IPTV.

По контракту, который заключен на сезон-2017/18, NAGRA должна отслеживать пиратские интернет-трансляции бундеслиги и бундеслиги-2 по всему миру.

«Мы используем цифровые ватермарки, автоматизированный и ручной мониторинг, сканирование страниц на предмет нелегального контента, цифровой отпечаток, а также автоматическую отправку уведомлений, – рассказала Sport Сonnect Луцила Комински, менеджер по маркетингу продукта NAGRA. – Как правило, авторы удаляют незаконный контент сразу после уведомления о потенциальных юридических последствиях. Чем быстрее остановишь пиратскую трансляцию, тем ниже будет доверие потребителей к подобному контенту. Наш веб-мониторинг включает в себя сканирование социальных сетей и форумов, мы постоянно расширяем количество отслеживаемых ресурсов».

По словам представителя NAGRA, компания сосредоточена прежде всего на борьбе с первоисточниками пиратства. Например, когда нарушителя идентифицируют, система может предоставить платформе, на которой куплена исходная трансляция, доказательства неправильного использования аккаунта. Как правило, автор стрима оплачивает трансляцию, а затем ее распространяет (это незаконно). С помощью NAGRA бан получает не только пиратская трансляция, но и сам юзер, нарушивший пользовательское соглашение.

«Ключевой фактор – ватермарки, они позволяют быстро искать и идентифицировать контент, – поясняет Луцила Комински. – Когда система его распознает, мы отправляем автоматические уведомления стороне-нарушителю или поставщикам услуг связи и каналам. У наших клиентов есть доступ к порталу, который в live-режиме генерирует отчеты об обнаруженном пиратском контенте».

Социальные сети как помощник пиратства и правообладателей

Социальные сети становятся наиболее простым и доступным каналом для пиратского контента. У YouTube, Facebook, ВКонтакте, Instagram и Periscope есть свои системы борьбы с нелегальным контентом, однако новые трансляции появляются в ту же секунду. Это существенное отличие пиратства событий в прямом эфире от нелегального размещения фильмов и музыки: спортивные события появляются в режиме онлайн и в большом количестве.   

YouTube делает все возможное, чтобы людям было легче сообщать о незаконных потоках. Во-первых, владельцы авторских прав могут официально уведомить YouTube о нарушении – тогда сервис проверяет контент, и если он действительно пиратский, блокирует страницу. После трех нарушений аккаунт пользователя удаляется навсегда.

Кроме того, существует инструмент Content ID, который позволяет правообладателям напрямую управлять своим контентом. Владельцы авторских прав предоставляют YouTube цифровые отпечатки своего контента, и система сканирует видео на предмет возможных нарушений.

Блокировка в социальных сетях – контрмера, не меняющая модель поведения пользователя, который хочет получать контент в определенном месте. В последние полтора года на рынке спортивных телетрансляций произошла революция: социальные сети начали сами покупать права на трансляции.

Twitter договорился с Уимблдоном, NFL, MLB, NCAA, а также начал производить специальные передачи об NBA и публиковать хайлайты АПЛ на странице канала Sky. Facebook тоже показывает MLB и борется за другие права, Amazon Prime, дочерний сервис гиганта интернет-торговли Amazon, уже транслирует NFL, а с 2018 года начнет показывать мужской теннис. YouTube активно сотрудничает с лигами и телесетями: в 2016-м BT Sport показал финалы Лиги чемпионов и Лиги Европы бесплатно, NFL отдала в открытый доступ по 3 игры каждой команды.

Российские соцсети тоже следят за мировой тенденцией: пользователи «ВКонтакте» и «Одноклассников» тоже могут смотреть чемпионат Испании по футболу и отдельные крупные спортивные события, правами на которые владеет компания TeleSport.

Лига доверяет все покупателю прав: опыт РФПЛ и «Матч ТВ»

«Матч ТВ» отслеживает нелегальные трансляции, как правило, в ручном режиме, это делают сотрудники департамента корпоративной защиты и юридического департамента, – пояснил Sport Connect директор юридического департамента ГМП «Матч» Андрей Титов. – Кроме того, мы используем Content ID – онлайн-систему YouTube. В ней хранятся цифровые отпечатки – образцы контента. Все новые видео, которые публикуются на YouTube, сравниваются с отпечатками».

На YouTube «Матч ТВ» пришел в сентябре этого года, хотя изначально холдинг делал ставку на аффилированный с «Газпром-Медиа» сервис RuTube. Это решение связано с желанием защитить свой контент.

Теперь «Матч ТВ» оперативно размещает видеообзоры матчей на своем канале и с помощью инструментов YouTube блокирует нелегальные страницы. Как сообщал телеканал, за первую неделю работы система Content ID выявила на YouTube более 500 видеоматериалов с контентом «Матч ТВ».

«За последний календарный год, включая октябрь 2017-го, нелегальные трансляции заблокированы на 750 ресурсах, – сообщил Андрей Титов. – Мы следим за новыми разработками в сфере защиты медиаконтента. Руководитель направления по защите интеллектуальной собственности Игорь Савочкин возглавлял юридическую службу ООО «ЛИГА-ТВ» до передачи телеканала «Наш Футбол» в управление «Матч ТВ». В начале 2015 года он инициировал и провел переговоры с Verimatrix, компанией-разработчиком систем защиты медиаконтента. Полученные наработки мы используем при дистрибуциии соответствующих продуктов. В мировой практике у некоторых национальных лиг – например, Англии, Испании, Германии – есть возможности, позволяющие им самим заниматься защитой собственного контента, в том числе и борьбой с пиратством. В России все соответствующие права РФПЛ передала в ведение «Матч ТВ».

Автор: Татьяна Кокорина