Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Кабельное ТВ теряет популярность. Спортивные болельщики его добьют

Все больше болельщиков предпочитают онлайн-сервисы.

Кажется, наступил переломный момент в истории кабельного телевидения США. Долгое время «кабель» был тесно вписан в жизнь большинства американских семей, но в октябре 2017 года один из крупнейших операторов кабельного ТВ Comcast объявил о резком уменьшении оттоке абонентов. Мощнее всего выглядит пример Северной Калифорнии: минус 34 тысячи человек во втором квартале и уже 134 тысячи – в третьем. Понятно, что у компании до сих пор остается более 22 миллионов абонентов, и это много. Но кризис на рынке кабельного ТВ подтверждают и цифры других компаний: Charter – минус 104 тысячи абонентов за третий квартал 2017-го, AT&T – минус 134 тысячи.

Совсем иная статистика у Netflix, который, по сути, становится телевидением новой эпохи. Компания объявила, что в США с июля по сентябрь прошлого года к ней пришли 850 000 новых подписчиков, а общая аудитория выросла до 52,8 миллиона. Общее количество зрителей по всему миру на конец 2017 года пока не объявили, но по итогам третьего квартала их было 109,3 миллиона (и планировалось, что к 31 декабря станет еще на 6,3 миллиона больше).

«Никогда еще не было столько видов видеоконтента высокого качества. И никогда не было такого количества экранов для его просмотра», – объясняет Лаура Мартин, аналитик компании Needham & Co. «После покупки подписки на Netflix мы с мужем испугались, что от огромного количества контента просто превратимся в зомби на диване. Поэтому мы отказались от кабельного ТВ и теперь сами формируем список контента», – так выбор в пользу Pay TV объясняют обычные зрители. Смотреть что угодно, когда угодно и где угодно – вот основные преимущества, которые получают абоненты интернет-ТВ. А еще абонентов привлекает значительная выгода. Даже самый дорогой пакет подписки на кабель (100-130 долларов) не содержит топовые каналы вроде HBO – доступ к ним приобретается отдельно. Подписка на Netflix стоит не более 14 долларов в месяц – почти в 10 раз дешевле.

Самыми активными сторонниками Pay TV становятся спортивные болельщики – об этом сообщалось и в отчете PwC, который Sport Connect разбирал в декабре. У Netflix чисто спортивного контента нет и в ближайшее время не планируется – это принципиальная позиция компании. Но любители спорта становятся клиентами альтернативных сервисов, и в прошлом году в США на различные платформы Pay TV подписался 81% болельщиков. 82% абонентов телевидения по подписке заявили, что готовы полностью отказаться от кабеля. Люди готовы платить 23 доллара в месяц за неограниченный доступ к спортивным трансляциям.

Проблема в том, что пока не существует платформы, которая владеет правами на весь спорт, и для полного доступа надо стать клиентом нескольких сервисов. Участвовавшие в опросе PwC болельщики отметили, что не готовы оформлять более 4 подписок одновременно.

Многие не скрывают: они готовы полностью отказаться от кабельного ТВ, если его интернет-конкурент предоставит тот же продукт за меньшие деньги. В сфере спорта сделать это сложнее, чем в сфере кино и сериалов. Netflix оплачивает производство популярнейшего сериала «Черное зеркало», но Amazon или любая другая площадка не смогут создать свой аналог АПЛ или NBA – им придется бороться за права. Кроме того, спорт требует показа в прямом эфире, и это лишает Pay TV одного из ключевых преимуществ – свободного выбора времени для потребления контента.

Надо признать, что пока кабельное ТВ успешно борется за аудиторию спортивных болельщиков. Но для этого приходится идти на решительные меры. В Англии против онлайн-телевидения объединились Sky и BT. Два главных холдинга страны договорились о частичном обмене: абоненты Sky смогут смотреть принадлежащую BT Лигу чемпионов и Лигу Европы, взамен Sky поделится с клиентами BT собственным сервисом интернет-трансляций Now TV (он включает в себя фильмы, сериалы и спорт). Общая подписка начнет работать с 2019 года.

Онлайн-телевидение пока может лишь увеличивать объем спортивного контента. Компания Verizon Communication более чем за 2 миллиарда долларов приобрела возможность показывать на своих платформах матчи и прочий контент, связанный с NFL. Уже с января на Yahoo (был куплен Verizon летом за 4,5 миллиарда долларов) и Yahoo Sports можно смотреть игры плей-офф NFL; со смартфонов открыт доступ к дополнительным видеоматериалам. Соглашение рассчитано на 5 лет, при этом Verizon договорился и с отдельными командами – те позволят компании снимать эксклюзивный контент в обмен на установку систем Smart Stadium («Умный стадион») внутри их арен.

Меняющиеся интересы аудитории намерены учитывать и в Disney – компания думает о запуске спортивного аналога Netflix на базе ESPN. Это увеличит количество спортивных трансляций компании в интернете с 16 до 26 тысяч в год. Помимо обязательных прямых эфиров, на ESPN+ будут выходить документальные фильмы и спортивные шоу. Часть контента будет полностью бесплатной, за полный доступ придется заплатить – но в компании пока не определились со стоимостью подписки. Доступ к MLB.TV, NHL.TV и MLS Live будет приобретаться отдельно. Для запуска собственного спортивного онлайн-сервиса Disney оформил сразу несколько важных сделок – от покупки медиахолдинга 21st Century Fox, с его правами на трансляции матчей студенческого и профессионального спорта США, до покупки 33% акций BAMTech, другого онлайн-ТВ сервиса.

Потенциально проект ESPN+ выглядит тем самым убийцей кабельного ТВ. Для начала – в США.