Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Английский футбол борется с ментальными проблемами. Очень красивый благотворительный проект

В деле Стивен Фрай, загогулина и открытая дверь руководителя клуба.

Футбол помогает решать психологические проблемы. Они у каждого четвертого

С начала сезона-2018/19 у Английской футбольной лиги (EFL, которая когда-то рулила всем английским футболом, а с 1992-го – только профессиональными лигами ниже АПЛ) есть нестандартный партнер – социальная организация Mind, которая заботится о ментальном здоровье. О сотрудничестве договорились и официально объявили еще зимой, а летом появились первые заметные проекты.

При запуске партнерства в Mind акцентировали: с психологическими проблемами в Англии ежегодно сталкивается каждый четвертый, поэтому компания искала выход на максимально широкую аудиторию – и выбрала футбол.

Mind не предоставляет помощь сама, это в первую очередь просветительская и благотворительная организация, ее главная задача – поднять уровень осведомленности и подчеркнуть, что обращаться за психологической помощью вовсе не постыдно. Для EFL это не первое сотрудничество такого плана, Mind занял место Prostate Cancer UK: фонд, борющийся с раком простаты, за шесть лет партнерства собрал благодаря EFL более 3 миллионов фунтов.

Даже если вы никогда не слышали о Mind, вы точно знаете президента этой организации – это суперпопулярный британский актер и писатель Стивен Фрай. Он связан и с футболом: с 2010-го по 2016-й Фрай входил в совет директоров своего любимого футбольного клуба «Норвич» – два года назад артист ушел в отставку, поэтому теперь говорит о себе только как о болельщике.

«Я фанат «Норвич Сити» всю жизнь, а сейчас – президент Mind, поэтому я особенно счастлив тому, что у Mind и EFL складывается такое партнерство и что Английская футбольная лига решила уделить больше внимания ментальному здоровью, – говорил Стивен Фрай при запуске. – Очень многие люди молчат о своих психологических проблемах и чувствуют себя ужасающе одинокими. Но футбол обладает мощнейшей силой, поэтому я рассчитываю, что благодаря дружбе Mind и EFL мы сможем побороть страх людей. Ведь многие боятся, что их заклеймят, если они признаются в проблемах».

Mind заметно внедрили на все футболки, а игроки стали рассказывать свои истории

Закрепленный минимум партнерства – логотипы Mind на футболках всех игроков каждого из 72 клубов EFL (чемпионшип, Лига 1 и Лига 2). Переплетенные линии (их прямо так и называют – загогулина, squiggle на английском), с которых начинается лого организации, интегрированы в фамилии футболистов и игровые номера. Это не только элегантное, но и заметное решение: на старте сезона болельщиков, которые пропустили анонс сотрудничества лиги и Mind, интересовало, что за элемент появился у всех на форме – как минимум поэтому про партнерство напомнили многие СМИ.

EFL ищет релевантные примеры среди игроков в своих дивизионах. Например, в июне благодаря совместной инициативе лиги и Mind широко освещалась история нападающего «Аккрингтон Стэнли» Билли Ки: 27-летнему игроку диагностировали депрессию и биполярное расстройство. Благодаря поддержке клуба и партнеров по команде игрок справился с проблемами, стал лучшим бомбардиром Лиги 2 и помог «Аккрингтону Стэнли» впервые в истории выйти в Лигу 1.

«Депрессия – это очень серьезно, у меня она сочеталась еще и с биполярным расстройством. Мне помогли и люди, и лекарства, – вспоминает Билли Ки. – Я мог просто зайти в раздевалку и сказать: “Мне сегодня очень плохо” – и кто-нибудь подходил, чтобы обнять меня, поддержать. Такое не всегда бывает в футбольных командах, но мне очень повезло с коллективом, мы предельно честны друг с другом. Я отлично понимаю, что главное – это осведомленность и умение признаться в сложностях. Надеюсь, мы сможем помочь людям чаще задумываться о своих проблемах и обращать на них внимание, если что-то идет не так».

В октябре EFL и Mind провели акцию на центральном лондонском вокзале King’s Cross: в течение двух часов четверо игроков: Дежи Ошилайя («Уимблдон»), Дариус Чарльз («Уикомб»), Люк Проссер («Колчестер») и Джеймс Ши («Лутон») – были срезом английского общества. Первые трое изображали серьезные физические травмы (двое на костылях, один – с перевязанной рукой), а Ши выглядел здоровым. Он символизировал того каждого четвертого, кто страдает от психологических проблем – со стороны кажется, что все в порядке, но обращаться к специалистам так же необходимо, как и в случае с переломами.

«Этой акцией мы хотели подчеркнуть, что чисто статистически в любой семье есть человек, испытывающий психологические проблемы, – уточнили в разговоре со Sport Connect представители EFL. – Статистика «один из четырех» значит, что только среди тренеров EFL могут быть десятки людей, которым стоит обратить больше внимания на ментальное здоровье, игроков с проблемами – сотни, а болельщиков команд EFL с психологическими проблемами – сотни тысяч. Мы провели ту акцию в очень посещаемом месте, там за два часа мимо нашего стенда точно прошли люди, которые, возможно, не решались признаться себе или окружающим в том, что им нужно содействие и поддержка».

К важной теме, которую подняли EFL и Mind, подключились и медиа. Например, летом The Non-League Paper выпустила мощное интервью 36-летнего вратаря Райана Кларка, который рассказывал о преодолении собственных проблем в период, когда он потерял отца, видел борьбу с раком своих сестры и тещи, а вдобавок и сам оказался болен раком кожи, но на начальной стадии, пока это было излечимо. Кларк признавался, что решил публично рассказать обо всем, потому что за несколько лет серьезно улучшил свое состояние и посчитал правильным объяснить, как именно он этого добился.

Клубы помогают ситуативными кейсами. Это очень приятный бонус

Еще одна классная особенность этого партнерства: к нему охотно подключаются клубы, в сотрудничестве EFL и Mind они видят отличный повод для собственных красивых историй. Самый яркий пример – «Барнсли». Клуб Лиги 1 шикарно отреагировал на пост своего фаната в твиттере и очень трогательно о нем позаботился.

Сотрудники «Барнсли» заметили твиты обычного болельщика команды Криса Райдера. Судя по постам, он столкнулся со сложностями в жизни и испытывал психологические проблемы. «Тревога, стресс, депрессия – исчезните. Паршиво чувствую себя уже очень много времени», – твитнул Крис. Позже журналисты выяснили, что он в депрессии около восьми лет: в 2010-м его старший брат умер от сердечного приступа, а еще через три года из жизни ушел отец – тоже болельщик «Барнсли», с которого и началось увлечение Криса футболом.

Райдер написал этот твит 8 августа, к нему в ответы пришли многие незнакомые люди: они поддерживали парня, давали советы и рассказывали о том, как сами справлялись с похожими проблемами. Через три дня он твитнул слова благодарности за поддержку, затем признался, что победа «Барнсли» подняла ему настроение, а 13 августа выложил фото письма, которое пришло ему от управляющего «Барнсли» Готье Ганайе (самого молодого топ-менеджера в английском футболе, ему всего 29).

«Увидел в соцсетях, что у тебя в последнее время были какие-то проблемы – не знаю, какого плана, но надеюсь, что теперь уже все хорошо, – написал Ганайе. – Ты столько лет поддерживаешь наш клуб, предан «Барнсли». Знай, что мы готовы вернуть должок и поддержать тебя, когда понадобится. Двери нашего клуба и моего кабинета всегда открыты для тебя. У нас, кстати, новая кофемашина».

В конце письма босс «Барнсли» напомнил Крису о партнерстве c Mind и дал контакты организации на случай, если ему будет удобнее обратиться за помощью туда. История ожидаемо оказалась мегапопулярной в медиа.

В Mind правы, что пришли именно в EFL. Получается натурально и душевно

В разговоре со Sport Connect представитель EFL несколько раз озвучил одну и ту же мысль: их задача – доказать, что о ментальном здоровье любому человеку нужно думать как минимум настолько же внимательно, как и о физическом. По словам спикера лиги, дополнительная ценность партнерства EFL и Mind еще и в том, что на подтоповом уровне английского футбола хорошо сочетается привязанность болельщиков к местным клубам и относительная незвездность игроков, которая позволяет им вести себя открыто, рассказывать очень личные истории.

По сути, то же самое относится и к действиям клубов. Кейс «Барнсли» смотрится настолько органично в том числе потому, что активность исходит от сравнительно небольшой организации. Вероятно, если бы похожим образом поступил «Манчестер Юнайтед» или «Челси», письмо простому болельщику от босса топ-клуба и слова об открытой двери кабинета не выглядели бы правдоподобно.

Начальный отрезок двухлетнего соглашения убеждает, что Mind и EFL нашли идеальный формат сотрудничества.

Автор: Андрей Васильев