Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Федерер развивает свой турнир: все дорого, необычно и красиво

Laver Cup не дает очков, но там все равно собираются лучшие.

Коммерция против традиций: как Laver Cup привлекает звезд

В сентябре во второй раз в истории прошел коммерческий командный турнир Laver Cup, который создал великий Роджер Федерер. Сам формат коммерческих матчей не новый, такие игры периодически проходят в паузах по ходу сезона и не отличаются высоким уровнем: теннисисты просто зарабатывают дополнительные деньги и не выкладываются по полной. Главное исключение – турнир в Абу-Даби, который фактически открывает сезон и всегда собирает мощный состав.

Самой шумной из подобных задумок получилась ITPL – индийская премьер-лига, куда в 2014 году приехали даже Федерер, Надаль, Джокович, Шарапова и Серена Уильямс. Но структура турнира оказалась слишком спорной: теннисист мог отыграть только один этап и больше не выступать, – к тому же многим не нравились новые правила (20 секунд между геймами, отсутствие больше-меньше, отмена переподачи при касании сетки). К третьему сезону у лиги не осталось средств, и она закрылась.

Laver Cup отличается от всего, что теннис видел раньше. В первую очередь привлекает короткий формат – всего три дня с пятницы по воскресенье во второй уик-энд после финала US Open. Laver Cup – противостояние всего двух команд, Европы и США. В идеале туда должны приезжать лучшие по рейтингу мужчины, хотя так получается не всегда: кто-то предпочитает зарабатывать очки на турнирах ATP.

Даты проведения Laver Cup вредят российскому турниру St.Petersburg Open. Его генеральный директор Александр Медведев неоднократно критиковал пересечение в календаре и объяснял им спад интереса топ-игроков к Петербургу: в 2015-м приехали два теннисиста топ-10, в 2016-м – три, а в 2017-м, когда Laver Cup проводили впервые, ни одного (например, на защиту титула не приехал Александр Зверев), в 2018-м – один.

На Laver Cup-2018 сыграли 6 теннисистов топ-10. Четверо – за сборную Европы: Федерер (2), Джокович (3), Александр Зверев (5), Григор Димитров (7) плюс Давид Гоффен (11) и Кайл Эдмунд (16), которые неподалеку. Еще двое – за сборную мира: Кевин Андерсон (9) и Джон Изнер (10).

Еще одно отличие Laver Cup – смена локаций. Премьеру отдали Праге, второй турнир –Чикаго, в 2019-м поедут в Женеву. Каждый раз кто-то из игроков отказывается из-за травм (канадца Раонича и аргентинца Дель Потро звали оба раза и ни разу не увидели, Рафаэль Надаль не приехал в Чикаго), но турнир все равно притягивает внимание. Причем именно как соревнование, борьбой – а не полуцирковыми представлениями. Ярче всех отношение к турниру описал Надаль в 2017-м: после часового занятия в Праге он заявил, что перед стандартными выставочными матчами не тренируется.

Организаторы Laver Cup заинтересовали топовых игроков и турнирно (побеждает команда, набравшая 13 очков, при этом ради интриги в первый день за победу начисляется только 1 очко, во второй – 2, в третий – 3), и финансово: каждый из шести игроков команды-победителя получает по 250 тысяч долларов. Для сравнения: победитель турнира в Петербурге Доминик Тим получил 209 тысяч.

Деньги: прибыль на второй год, спонсоры от глобальных до локальных

Laver Cup делает компания TEAM8, которая принадлежит агенту Федерера Тони Годсику и была основана после ухода швейцарца из IMG. Партнерами сразу стали Федерации тенниса Австралии (Род Лэйвер – австралиец) и США.

Операционным управлением занимается дочерняя компания Trident8, в финансовом отчете за 2017 год, опубликованном в июне, отражены детали. Тони Годсик не скрывал, что первый турнир получился убыточным. Организаторы получили чуть меньше миллиона фунтов от продажи медиаправ, а в телепродакшн вложили на 40 тысяч фунтов больше. Второй турнир, по словам Годсика, оказался прибыльным.

В большинстве расходно-доходных взаимодействий фигурирует Tennis Australia, и это логично: в подготовке коммерческого турнира задействованы многие австралийские сотрудники – от медиаслужбы до ответственных за проведение матчей.

Федерер – главное лицо турнира. Как автор идеи и партнер компании-организатора, он присутствует на всех пресс-конференциях и анонсирует нововведения. Швейцарец привлекает спонсоров: пока турнир в основном поддерживают те компании, у которых есть личные контракты с теннисистом. Спонсор-сооснователь – Rolex, оба года в деле Mercedes и финансовый холдинг J.P. Morgan.

Официальные ракетки турнира – Wilson. Ими швейцарец играет всю карьеру, а в разработке модели Pro Stuff RF97 Autograph, которой Роджер выиграл последние турниры «Большого шлема», он участвовал и сам. Штаб-квартира Wilson находится в Чикаго, и для Laver Cup 2018 компания выпустила специальную красную ракетку (500 штук). Федерер играл ей только на этом турнире.

Важная часть экономической стратегии – привлечение локальных спонсоров. На турнире в США одним из партнеров стала горчица Grey Poupon: ее использовали для приготовления блюд для зрителей, в том числе в фан-зоне. Физиотерапевтов предоставляла компания Athletico, базирующаяся в Чикаго.

Следующий турнир пройдет в Женеве. Одним из кандидатов был Берлин, но в итоге логично победила Швейцария: Федерер близок к завершению карьеры, а на родине Роджера Laver Cup сможет достичь серьезной прибыли.

– Турнир будет меняться, но только чтобы стать лучше. В каждой стране – особый менталитет: в Праге и в Чикаго мы должны были подстраиваться под обстоятельства, а в Женеве у нас не будет границ, – предвкушает Годсик в интервью швейцарскому изданию Blick. – Мы хотим сделать огромный теннисный фестиваль с еще более серьезным телевизионным охватом и посещаемостью 20 000 поклонников в день. Швейцария – важный маркетинговый рынок с колоссальным представительством крупнейших компаний. Женева ждет этого мероприятия, тем более западная часть Швейцарии не так часто видела Федерера в игре.

Работа с болельщиками: эксклюзив для Amazon, спрос меняет планы

Первый турнир проводили в Праге на O2 Арене, все билеты продали буквально за несколько минут еще на стадии предзаказа. Тогда аудиторию привлекала и новизна, и возможность увидеть вечных соперников Федерера и Надаля в паре. Итоговая посещаемость – 83 273 зрителя.

Второй турнир в US Center, где играют хоккейные «Блэкхокс» и баскетбольные «Буллз», посетили 93 584 зрителя. Высокой посещаемости в Чикаго способствовало еще и то, что тенниса высокого уровня там не было уже 25 лет.

Laver Cup делает все, чтобы зарабатывать на билетах как можно больше: день делится на две сессии – утреннюю и вечернюю. Между сессиями зрители должны покинуть арену, и если хочется посетить все матчи, нужно приобрести два билета или один сдвоенный. Всего за турнир таких сессий пять. Самые дешевые билеты на весь Laver Cup стоили $445 ($115 в день), самые дорогие вип-статуса – $7500.

Рядом с ареной организовали фан-зону с бесплатным входом. Это не только просмотр матчей на большом экране, но и возможность увидеть разминку игроков: как рассказывали болельщики, желающих было так много, что они шли потоком, и увидеть можно было только пару секунд. Но все остались счастливы. В фан-зоне были и спонсорские активности: мастер-классы по приготовлению пасты Barilla, любительские игры от Net Generation – организации, которая помогает людям заниматься теннисом.

Права на трансляции проданы телекомпаниям во множестве стран, но главный сервис, где можно посмотреть соревнования почти из любой точки мира, – Amazon Prime, который экспериментирует со спортом. Кроме прямых трансляций, доступных на всех устройствах, Laver Cup выпустил на Amazon эксклюзивный контент: закулисную жизнь турнира.

– У нас было освещение, сравнимое с уровнем турниров «Большого шлема», – оценил управляющий директор Laver Cup Стив Закс.

На Laver Cup не вводят новые технологии. Зато новые способы продвижения и привлечения болельщиков организаторы используют на сто процентов. Официальный твиттер-аккаунт турнира – точно один из лучших. Множество смешных гифок с матчей, из разминочных зон, со зрителями. Оперативные повторы ярких моментов, комментарии команды во время матчей, видео обсуждений состава – все это разогревает болельщиков. Некоторые рубрики, как и полагается, были брендированными: например, «Удар дня от J.P. Morgan».

Laver Cup наращивает популярность стремительно. Когда Федерер только анонсировал новый ивент в 2016-м, в 2020-м турнир планировалось не проводить из-за Олимпиады. Однако еще перед турниром-2018 управляющий директор Стив Зак заявил, что двухлетней паузы не будет.

– Спрос побуждает нас отказаться от этой идеи. После успешного турнира в Праге, из-за высокого интереса игроков и болельщиков, а также из-за коммерческой привлекательности соревнований в Чикаго мы считаем, что турнир-2020 нам нужен, – сказал в июле Зак. – Высокая конкуренция, командная химия, черный корт, уникальная система подсчета очков, инновационные трансляции – это то, что мы хотим делать лучше каждый год. Нет причин прерываться.

Если темп роста сохранится, Laver Cup будет не то что отменять перерывы, а думать о проведении турниров чаще раза в год. Когда Федерер закончит карьеру и погрузится в развитие своих проектов, его ивент может раскачать размеренную теннисную жизнь гораздо сильнее, чем реформа Кубка Дэвиса от Жерара Пике.

Автор: Татьяна Кокорина