Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Расписание матчей Ла Лиги будет составлять искусственный интеллект. Есть чем вдохновиться

Компьютер изучит цифры за несколько лет и скажет, когда лучше начать игру.

Мы уже рассказывали, как Ла Лига подстраивает время начала матчей между «Барселоной» и мадридским «Реалом» под международные рынки: одно класико идет в удобное для Азии время, второе максимально комфортно для Америки. Чтобы дотягиваться до иностранных болельщиков в интернете, Ла Лига собирает и анализирует данные с помощью Microsoft. Чтобы отбивать аудиторию у АПЛ, помогает клубам продвигаться на локальных рынках и в офлайне, как пример – спонсорские активности «Эйбара» в Японии после покупки полузащитника Инуи. Поэтому новый проект испанского чемпионата не удивляет, а кажется максимально логичным и правильным: в феврале за расписание матчей в тестовом режиме будет отвечать искусственный интеллект.

Структура календаря готова еще с июля 2018-го (ее выбрали жеребьевкой), но время начала матчей всегда определяется незадолго до тура. Как именно будет действовать искусственный интеллект, официально еще не раскрыто, но Sport Connect узнал несколько важных деталей.

• Алгоритм разработан Microsoft в партнерстве с департаментом бизнес-аналитики Ла Лиги.

• Главная цель – распределить матчи по временным слотам так, чтобы получить максимальный телевизионный охват и собрать больше болельщиков на трибунах.

• Для этого в систему загружены данные о посещаемости всех матчей за последние 15 лет (она может проанализировать зависимость от дня недели и времени начала и сделать ценные выводы).

• Также в систему залиты телерейтинги всех игр за последние 4 сезона. Это весь массив данных, который есть у лиги, и учитываются пока только внутренние испанские трансляции.

• В будущем будет учитываться и международная аудитория. Тем более что одна из целей – попытаться адаптировать расписание под ключевые зарубежные рынки (Китай, США, Индия и другие), которые сейчас зачастую получают матчи в не самое удобное время.

• В сумме на заполнение временных слотов влияют 27 параметров. Ла Лига раскрывает далеко не все. Помимо аудитории на ТВ и стадионе это место в таблице, предыдущий и следующий матчи.

• По действующему контракту две телекомпании, транслирующие примеру в Испании (Movistar и Gol), выбирают по одному матчу в каждом туре и назначают время его начала. Остальные 8 игр будут в полной власти искусственного интеллекта.

• Чтобы проанализировать все цифры и составить календарь, системе надо примерно 5 минут. Курируют проект 6 аналитиков.

***

Сейчас календарь составляется в два этапа.

Предварительные модели генерирует алгоритм от компании Barcelogic, которую основали специалисты из Политехнического университета Каталонии (эта же компания обслуживала жеребьевку ЧМ-2018 и помогает с расписанием чемпионату Нидерландов). Финальный вариант выбирается не вручную, а жеребьевкой.

Последняя жеребьевка – летом 2018-го – получилась нестандартной. Тогда примеру перевели со стандартной модели календаря на асимметричную – этого в последние полтора года активно добивался президент Ла Лиги Хавьер Тебас. О пользе асимметричного календаря уже не раз говорили в УЕФА – его уже давно используют в АПЛ, французской лиге 1 и нидерландской Эредивизи. Чемпионат Испании по баскетболу проводится по такой схеме почти 25 лет.

Суть проста: в традиционной модели туры повторяются по кругу (если «Барселона» играет с «Реалом» в 1-м туре, то их матч открывает и второй круг), а в асимметричной соперники раскиданы по второй части сезона в случайном порядке (нет повторения 1-20 тур, 2-21, 3-22 и так далее). Генеральный слоган этой концепции – «Эмоции до самого конца». Руководство лиги уверено, что при обновленной системе интрига будет обострена.

Перед жеребьевкой программа сгенерировала 99 999 различных календарей, один из них был выбран жеребьевкой. На сцене стояли пять корзин, и пять разных людей вытянули шары с порядковым номером от 0 до 9 – в итоге получился пятизначный код календаря.

Лига учитывала 12 условий – от требований безопасности (избегать наложения матчей с высоким риском на один день в одном городе) и просьб клубов (например, «Леванте» перестилал газон и обновлял дренаж, поэтому на некоторые даты просил два гостевых матча подряд) до стратегических условий федерации (не ставить командам дальние выезды в предпраздничные туры, не сталкиваться с городскими праздниками). Если впереди два выездных матча примеры подряд (или если в выходные игра в чемпионате, а на неделе – в кубке), команде тоже не ставят далекий выезд.

Теперь все эти данные изучит, запомнит и будет просчитывать искусственный интеллект. Можно позавидовать.

рубрика
Кейсы