Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

KPMG и Opta собираются сделать цены на футболистов понятными. Как?

Скоро мы перестанем ориентироваться только на Transfermarkt.

Футбольный рынок в последние 10 лет рос так бурно, что логично пришел к ограничениям. Группа топ-клубов уже обсуждает пакт о недопустимости резкого увеличения зарплат, а ФИФА вводит жесткий контроль за трансферами. Один из крупнейших проектов в этой области запустили гигант аудиторских и консалтинговых услуг KPMG (входит в «Большую четверку» вместе с Deloitte, Ernst & Young и PwC) и статистическая компания Opta, принадлежащая Perform Group (это она параллельно развивает OTT-сервис DAZN).

KPMG и Opta разрабатывают объективную систему для оценки стоимости футболистов. На трансферном рынке прежде никто не сталкивался с объективностью, поэтому безжалостные аудиторы и статистики предлагают формулу, основанную на игровой статистике, аналитике и практике рынка. Алгоритм разрабатывает KPMG, статистику поставляет Opta.

В футболе KPMG тоже не новички – у компании есть департамент спортивных проектов с офисом в Будапеште, еще до партнерства с Opta аудиторы составляли отчеты о финансовых успехах топ-клубов (их даже переводили на русский). Зимой 2017-го KPMG запустил шоу об экономике футбола на итальянской версии Sky, все выпуски есть в общем доступе на отдельном YouTube-канале. Кроме того, в твиттере KPMG постоянно анализирует финансовую и диджитал-деятельность клубов.

Как это работает?

1) KPMG использует запатентованный алгоритм собственной разработки – правда, не уточняет, был ли он подготовлен специально для футбольного проекта или использовался в других сферах.

2) Компания оценивает около 4000 футболистов из 11 лиг. России проект не коснется (по крайней мере, на первом этапе), в фокусе KPMG – чемпионаты Англии, Испании, Италии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Португалии, Турции, Бразилии и Аргентины. Соответственно, мы узнаем стоимость Дениса Черышева, Александра Головина, Вячеслава Караваева и Романа Нойштедтера.

3) В оценочный лист попадают все игроки, которые провели на поле больше 450 минут за последние два сезона (2016/17 и 2017/18), при этом без разницы, идет речь о пяти полных матчах или, например, тридцати 15-минутных отрезках.

4) На итоговую оценку стоимости влияют все действия игрока на поле в течение шести предыдущих сезонов (начиная с чемпионата-2012/13). В KPMG уточняют, что оценили тысячи трансферов и выявили ряд закономерностей, влиявших на стоимость игроков. На основе этих выводов составили математическую модель: чем выше значимость фактора, тем выше его коэффициент. Поставщик данных – Opta.

5) Среди деталей, которые влияют на итоговый показатель, не только очевидные характеристики (позиция, возраст, результаты команды и статистика гол+пас). Компания учитывает – с меньшим приоритетом, но все же – успешный дриблинг, отборы и другие технические действия. Следом среди аспектов есть даже медийный и коммерческий потенциал игрока.

6) KPMG понимает и то, что у игроков разных амплуа разные ключевые показатели – для каждого составлен свой алгоритм и отдельный лист приоритетов. Компания отмечает, что одинаково важны для всех только основные параметры: возраст, срок действующего контракта, выступление за национальную сборную.

7) KPMG обещает публиковать обновленную стоимость игроков три раза за сезон: 1 сентября, 1 февраля и 1 июня, то есть в начале, середине и по завершении ключевых клубных турниров. О старте проекта на базе Football Benchmark объявили 5 сентября – первые итоги появились в середине сентября, следующую версию стоит ждать в феврале. Это удобный срок: трансферное окно на ключевых европейских рынках уже закроется, новая оценка точно не смутит зимние сделки, а первое обновление выйдет как раз перед началом летнего периода переходов.

8) KPMG обращает внимание, что их разработка – помощник для трансферного рынка, а не ультимативный и безальтернативный документ. Финансовые аналитики подчеркивают, что в итоге важнее всего не их оценочная стоимость, а цена – то есть результат договоренности между двумя сторонами. KPMG признает, что эмоциональные факторы (например, желание/нежелание игрока уходить из конкретной команды или в конкретную команду, то же самое со стороны клубов) не сможет учесть ни одна формула.

И KPMG, и Opta в своих объявлениях подчеркивают два плюса новой системы: независимость и достоверность. И добавляют, что их принцип поможет участникам рынка как минимум лучше понимать, из чего складывается стоимость игроков.

– С помощью данных Opta мы предоставим руководителям футбольных клубов, которые принимают ключевые решения, более продвинутый способ оценивать стоимость возможных трансферов, – подчеркнул глава спортивных проектов KPMG Андреа Сартори.

Кстати, Opta утверждает, что партнерство с KPMG не ограничивается предоставлением фактуры для аналитики. Коллаборация распространяется и на другие футбольные проекты консалтингового гиганта, Opta стала его глобальным data-поставщиком.

Возможно, KPMG хочет стать частью политики ФИФА. Даже если нет, аналитики смогут заработать

О партнерстве стало известно, когда разговор о финансовом оздоровлении футбольного рынка снова завели в ФИФА. В распоряжении Reuters оказался внутренний документ ФИФА, который должен быть утвержден уже в ближайшее время: там в том числе описан проект независимого центра для отслеживания всех сделок. Руководство мирового футбола, судя по документу, рассчитывает на швейцарский центр спортивных исследований (CIES), он опубликовал свой рейтинг еще до начала ЧМ-2018: на первом месте оказался будущий лучший бомбардир турнира Харри Кейн (201,2 млн евро), Неймар (197,5) и Килиан Мбаппе (186,5) вошли в тройку.

В рейтинге KPMG топ выглядит иначе: Неймар (233,6 млн), Месси (210) и Мбаппе (190), а Кейн (152,3) – на пятом месте. Пересечения, конечно же, есть, но и разница тоже бросается в глаза.

Кроме того, у KPMG в открытом доступе есть таблица по итогам трансферного окна: соотношение реальной (по данным Transfermarkt) и оценочной стоимости.

Например, в случае с Криштиану Роналду различие относительно невелико: «Ювентус», по оценке KPMG, переплатил всего 6,7 миллиона евро. А вот «Челси», как следует из отчета, вложил 80 миллионов во вратаря Кепу не очень эффективно – на 57,1 миллиона больше, чем стоит игрок на самом деле, это самый большой разрыв на летнем рынке. Удивительно, но существуют и обратные примеры, когда клубы заплатили меньше: например, «Ливерпуль» за Наби Кейта (-4,3 млн), «Реал» за Тибо Куртуа (-5,3) или «Марсель» за Кевина Стротмана (-2,9).

Сравнив 40 самых дорогих трансферов лета по соотношению «реальная цена/оценочная стоимость» (переход Головина из ЦСКА в «Монако» в рейтинг не попал, так как стоимость россиянина изначально не оценивали), KPMG заключил: суммы сошлись на 87%.

Возможно, альянс KPMG и Opta – тендерное предложение для ФИФА. Но даже если этот проект никак не связан с озвученным желанием ФИФА контролировать цены на трансферы, ничего не мешает развивать альтернативную версию. KPMG специализируется на консалтинге и работает по подписной модели: клиенты, которые платят за премиум-доступ, получают гораздо более широкий набор инструментов. Систему KPMG и Opta многие могут посчитать более авторитетной, чем оценку CIES, а часть клубов наверняка готова использовать обе механики параллельно.

Sport Connect при подготовке материала связался с главным офисом спортивных проектов KPMG, представитель организации отложил более подробное обсуждение системы до середины первого квартала 2019-го, когда должен появиться первый реальный рейтинг стоимости футболистов.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Кейсы