Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Киберфутбол: кому и зачем он нужен?

В Англии FIFA 17 покажут по ТВ. Новая эпоха?

«Если вы футбольный клуб и вас беспокоит, что новое поколение потенциальных болельщиков увлечено играми в League of Legends, то нужно идти и забирать их альтернативными способами», – рассказывает исполнительный директор EA Sports Питер Мур. Эта цитата лучше всего объясняет, почему европейские клубы все активнее подписывают контракты с игроками в виртуальный футбол, а отдельные лиги устраивают полноценные киберспортивные чемпионаты.

Сейчас в мире есть две крупные серии по виртуальному футболу, но популярность FIFA и ее японского конкурента PES (Pro Evolution Soccer) несравнима. FIFA 17 за первую неделю в одной только Великобритании продала 1,1 миллиона копий, столько же в Германии и других европейских странах. PES раскупается примерно в 40 раз хуже, но даже такие объемы продаж не мешают Konami заключать контракты с «Барселоной» и УЕФА. Одновременно с Евро-2016 был организован турнир по PES, матчи которого транслировали в фан-зоне у Эйфелевой башни. Если даже у аутсайдера хватает ресурсов на такие мероприятия, то рынок стоит признать серьезным.

Понятно, что клубы осваивают киберспорт в надежде заработать: индустрия развивается крайне интенсивно. Согласно отчету Newzoo, в 2016 году доходы всего киберспорта составили 492 миллиона долларов, к 2020 году ожидается рост до 1,5 миллиарда. Зрительская аудитория уже сейчас превышает 300 миллионов человек в год: 162 миллиона – постоянная аудитория, 161 миллион смотрит турниры редко, от случая к случаю.

В США интерес к киберспорту настолько велик, что отдельных игроков и команды подписывают конкретные спортсмены. Разыгрывающий «Бруклин Нетс» Джереми Лин на свои деньги создал команду по игре Dota2 и назвал ее Team VGJ. Другой баскетболист Рик Фокс приобрел уже существующую команду, но переименовал ее в Echo Fox. Из футболистов интерес к киберспорту проявил бразилец Роналдо, вложивший деньги в 50% акций местной команды CNB e-Sports Club. С нуля создавать киберспортивный проект собирается и Жерар Пике – у него, кстати, уже есть компания по производству видеоигр Kerad Games.

Зачем все это?

Несмотря на бурный рост киберспорта, виртуальный футбол пока не так выгоден. В рейтинге самых популярных онлайн-игр FIFA 17 не заползает даже в десятку. Чтобы изменить ситуацию и мотивировать игроков, создатели игры (EA Sports) основали турнир FIFA Interactive World Cup, на который с каждым годом тратят все больше. В 2017 году призовой фонд составит 1,3 миллиона долларов, из которых 200 тысяч достанутся победителю. Это в 10 раз больше, чем в прошлом году, но все равно очень мало в сравнении с глобальным киберспортом – например, победителю главного турнира по Dota2 (The international) в прошлом году выплатили более 8 миллионов долларов.

«В FIFA 17 ежедневно играют миллионы людей. Многие из них через игру узнают об игроках и командах, выбирают, за кого болеть в дальнейшем. Хотя бы по этим причинам нам интересен киберспорт», – объясняет Диего Джиглиани, старший вице-президент по медиа и инновациям в City Football Group («Манчестер Сити» и «Нью-Йорк Сити»). Английский клуб одним из первых подписал контракт с киберфутболистом – 19-летним Кираном Брауном. Он не только представляет «Сити» на различных турнирах, но также связан обязательствами по количеству прямых трансляций на сервисе Twitch и загруженных на YouTube видео. В дни матчей фифер встречается с фанатами клуба и учит их классно играть в FIFA 17. Подобную модель уже переняли «Вольфсбург», «Вест Хэм», ПСВ, «Аякс», лиссабонский «Спортинг», «ПСЖ», «Брондбю», «Панатинаикос», «Ривер Плейт».

Активнее всего на уровне лиг киберфутбол развивают во Франции и Голландии. Лига 1 в октябре прошлого года объявила о проведении первого турнира по FIFA 17. Скорее всего, его выиграет «ПСЖ» – шейхи и в этой ситуации решили брать лучших, подписав двукратного чемпиона мира Августа Розенмайера и одного из самых перспективных «фиферов» Люку Кьелье. Голландцы о создании виртуальной Эредивизи объявили лишь в середине января, но уже известно, что матчи будут транслировать не только Twitch и YouTube, но и местная телекомпания Fox Sports. Каждый киберфутболист будет считаться реальным представителем своего клуба.

В Англии пока нет самостоятельных турниров, но телекомпания BT Sport, которая транслирует Лигу чемпионов, договорилась с EA о показе ключевых этапов Fifa Ultimate Team Championship Series. Киберфутбол впервые выйдет на такую крупную площадку и появится на серьезном телевидении. Сначала BT Sport покажет североамериканский отбор на чемпионат мира по FIFA 17, потом включится Азиатско-Тихоокеанский регион, затем пройдет европейская квалификация, а 20 и 21 мая в Берлине состоится финальный этап.

Теперь и в России

Третьей лигой Европы, где появился официальный чемпионат по FIFA 17, оказалась Россия.

Перед возобновлением премьер-лиги в Уфе прошел турнир, на котором играли представители всех 16 клубов. «В будущем киберфутбольный чемпионат, скорее всего, будет идти параллельно реальному, – рассказал руководитель Федерации киберфутбола России Юрий Сошинский. – Пока этот Кубок – некий самостоятельный турнир без продолжения».

Сошинский признается, что на самом деле чемпионат России по FIFA проводится уже три года без всякого участия со стороны РФПЛ. «Этот чемпионат – часть глобального турнира, проводимого EA и FIFA. Победитель нашего турнира получит возможность через несколько следующих этапов дойти до финала в Лондоне. При этом будет отдельный этап для тех, кто представляет непосредственно футбольные клубы».

После признания киберспорта на государственном уровне дела федерации пошли лучше. Виртуальный футбол перестал быть непризнанным увлечением для подростков после ноябрьского заседания исполкома РФС. Тогда мэр Казани и президент «Рубина» Ильсур Метшин предложил Виталию Мутко развивать модную тему. Публично идею поддержали, но никаких фактических шагов от РФС не последовало. Тогда РФПЛ сыграла на опережение, организовав Кубок России.

Лига в целом должна быть довольна турниром: на официальном YouTube-канале РФПЛ трансляции трех дней соревнования собрали в сумме примерно 200 тысяч просмотров (в среднем ролик на канале набирает примерно 5 тысяч, исключение – обзоры матчей). Во «ВКонтакте» трансляции матчей собрали более 720 тысяч просмотров.

«У нас все, по сути, строится с нуля – какую-то поддержку от правительства получаем лишь в последний год. До этого не было ничего. Мы приходили к РФПЛ еще три года назад, но тогда им это было не очень интересно: они не понимали, зачем это надо. Зато сейчас активно сотрудничаем с ними. С РФС общались несколько раз, не более. Они вроде заинтересованы в развитии киберфутбола, но ничего не делают», – отмечает Сошинский.

Российские клубы пока не до конца понимают перспективы нового направления. Некоторые до последнего выбирали, кто будет представлять их на Кубке в Уфе, и возможно, что на участии в обязательных турнирах все сотрудничество и закончится.

«Ни один клуб России нельзя назвать прогрессивным в вопросе развития виртуального футбола. Их и в мире несколько, – отметил руководитель федерации киберфутбола. – Единственное, что у «Спартака» лучше других – они взяли единственного игрока в стране, чей уровень игры и медийности сопоставим. Но он такой один, остальные подтянутся со временем».

«Спартак» подписал контракт с Сергеем «Kefir» Никифоровым. Сейчас это самый узнаваемый фифер в стране: 150 тысяч подписчиков во «ВКонтакте», 700 тысяч – на YouTube. На турнире в Уфе Никифоров выбыл на стадии 1/4 финала, проиграв дерби Андрею Гурьеву из ЦСКА. Осенью Гурьев выиграл чемпионат России, а теперь добыл для «армейцев» Кубок по киберфутболу.

«Мое мнение – все клубы просто заставили определить футболиста, который будет от них участвовать в Кубке и чемпионате. Такое чувство, что после этих турниров про парней забудут до следующего крупного соревнования, – отметил Kefir. – Клубы не совсем понимают, что это такое. Оплатят им перелет, подарят футболку клуба для выступления – и все».

То, что российские клубы только присматриваются к киберфутболу, подтверждают и в «Зените». Комментируя сотрудничество с лучшим киберфутболистом Санкт-Петербурга Русланом Яминовым, клуб отметил, что контракт – краткосрочный.

«Текущее соглашение носит предварительный характер и рассчитано на три месяца, до мая 2017-го года, однако мы рассчитываем, что турниром РФПЛ наше с Русланом сотрудничество не ограничится, – сообщили в «Зените». – У нас серьезные планы на совместную работу. Совершенно точно, что интерес к киберфутболу у болельщиков «Зенита» есть, и новость о начале сотрудничества с Русланом Яминовым вызвала отклик не меньший, чем сообщение о новичках первой футбольной команды».

Интересно, что будет дальше.

рубрика
Кейсы