Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Два года назад «Глазго Рейнджерс» был на дне – сейчас у них проданы все билеты

Мотивирующая история возрождения шотландского клуба.

Сезон-2012/13 один из двух символов футбола в Шотландии, «Рейнджерс», начали в четвертом по силе дивизионе страны. Клуб находился в финансовом кризисе, пришлось даже объявлять о банкротстве и создавать новое юрлицо. Оттолкнуться ото дна вышло не с первой попытки – 30 лет денежных махинаций, из-за которых начались проблемы, все еще влияли на клуб.

Жизнь улучшилась лишь в 2014 году, когда контрольный пакет акций клуба выкупил бизнесмен Дэйв Кинг. Под его управлением финансы «Рейнджерс» стали максимально прозрачными, а состав сейчас формируется из молодежи. Со второй попытки клуб вернулся в шотландскую Премьер-лигу. Болельщики «Селтика» утверждают, что это уже не тот самый «джерс», с которым они соперничали больше 100 лет. Но фанатам «Рейнджерс» плевать – главное, что у их команды все вновь хорошо.

После возвращения в топ-лигу, новое руководство стало активно работать с болельщиками клуба. Частью этого взаимодействия стало сотрудничество с организацией «Club 1872». Это объединение болельщиков, владеющее 10,71% акций «Рейнджерс» – сейчас это вторые по величине акционеры. «Club 1872» состоит из нескольких структур, которые занимаются организацией поддержки на матчах, взаимодействием с болельщиками по всему миру и общением с руководством. Представители организации присутствуют на ежегодных собраниях акционеров клуба, представляя интересы болельщиков. Задают вопросы о финансах, ТВ-контрактах – и руководителям приходится давать ответы, которые потом публикуются в открытом доступе. На собрании в декабре прошлого года они предъявили руководителям претензии за то, что нового клубного партнера во время презентации «сфотографировали на мобильный телефон в поле, когда тот стоял в шлепанцах».

Другим удачным шагом команды Кинга стало прекращение отношений с бизнесменом Майклом Эшли. Владелец «Ньюкасла» фактически перекупил «Рейнджерс» в 2013 году. За 10 миллионов фунтов он забрал себе все, что мог в качестве обеспечения по кредиту. Попутно присоединил к своему бизнесу продажи спортивных товаров клубный магазин «Рейнджерс». Болельщики клуба утверждают, что с каждых 10 фунтов, потраченных на атрибутику, в команду шло не больше 75 пенни. Эшли даже запланировал переименовать стадион «Айброкс» в Sports Direct Arena в честь своей компании. Фанаты «Рейнджерс» выразили свой протест, обрушив посещаемость: на домашние матчи иногда собиралось всего по 10 тысяч при вместимости в 50 тысяч. «Никто не любит Эшли. Даже мама Эшли не любит Эшли. Он кокни, он лысый, он толстый. Но мы прощаем ему это. Мы не можем простить ему то, что он обходится с клубом как с игрушкой, как с ресурсом для заработка денег, как с площадью, на которую можно впихнуть логотип своей компании», – цитировал Business Insider одного из фанатов «Рейнджерс» в 2015 году.

Бизнесмен продолжал быть частью «джерс» даже после прихода Кинга. Окончательно отношения с ним и его компанией разорвали лишь по ходу прошлого года. Сначала были выкуплены его акции, затем разорвано соглашение по распределению доходов от продажи атрибутики. Это стоило клубу 3 миллиона фунтов. Но в день, когда о прекращении сотрудничества объявили официально, болельщики «Рейнджерс» еще до обеда раскупили практически все товары, которые были в официальном магазине.

Вовлеченность фанатов в происходящие с клубом процессы и продолжающаяся эйфории от возвращения в Премьер-лигу положительно сказались на посещаемости. «Рейнджерс» собирает полные стадионы и дома, и в гостях.

«Правда в том, что за «джерс» болеет намного больше 50 тысяч человек. Клуб популярен по всему миру, не говоря уже о Шотландии или Глазго. Болельщики соперников приходят смотреть на «Рейнджерс» в гостях, а заполненный «Айброкс» – показатель улучшения ситуации», – говорит Евгений Романюк, один из наиболее активных русскоязычных фанатов «джерс».

Клуб поддерживает солдауты специальными программами. Например, предоставляя владельцам абонементов возможность продавать свои места на отдельные матчи. В случае, если ты не можешь попасть на игру, достаточно позвонить в клуб или заполнить форму на сайте. Место будет выставлено на продажу, и в случае выкупа часть денег будет зачислена на счет клубной карты. Их можно потратить в фан-шопе или на абонемент следующего сезона.

В августе прошлого года была запущена программа бесплатных тренировок для болельщиков, испытывающих проблемы с лишним весом. Раз в неделю группы работали под руководством тренеров «Рейнджерс». Тренировки включали как общие задания на физическую подготовку, так и футбольные матчи. Вся программа длилась 12 недель, а помимо непосредственно тренировок с участниками много общались о правильном питании, образе жизни и мотивации держать себя в форме.

Совсем свежая инициатива традиционна для футбольных болельщиков Европы: «Рейнджерс» объявил о планах превращения старой автомобильной стоянки у стадиона в парк-мемориал. Пока что проект предполагает строительство зоны отдыха среди деревьев, часть которой будет превращена в кладбище. Оно будет состоять из стены с изображениями 66 болельщиков клуба, погибших на «Айброксе» в 1971 году. В эту стену будут добавлять урны с прахом болельщиков клуба, завещавших похоронить себя подобным образом. Строительство начнется, если в марте проект будет одобрен городским советом Глазго.