Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Porsche и другие гиганты идут не в «Формулу-1». Возможно, будущее – в другой серии

Пора заинтересоваться «Формулой-Е», пока это не стало мейнстримом: тут уже строят мощнейшие электрокары, чтобы сделать их популярнее и спасти природу от загрязнения.

«Формула 1» и «Формула-Е» – конкуренты? «Ф-1» же гораздо круче!

«Формула-Е» – это скорее IT-соревнование будущего. Именно тут (а не в более популярной и высокобюджетной «Формуле-1») оттачивают скорый технологический прорыв, модифицируя и усиливая электрокары.

Оба чемпионата проводит FIA – Международная федерация автоспорта. «Формула-Е» запущена в 2014 году, но организаторы пока не противопоставляют серии друг другу – «Формулу-Е» выращивают почти как младшего брата, с максимальной заботой. Например, новый сезон «Формулы-Е» пройдет так, чтобы минимально пересекаться с «Формулой-1»: старт намечен на декабрь, когда Феттель, Хэмилтон и другие звезды находятся в отпуске. А по ходу сезона только четыре этапа «Формулы-Е» (из 11) накладываются на «Ф-1».

Гонки «Формулы-Е» всегда выглядят красиво: их проводят только на городских трассах, поэтому на фоне болидов мелькают ключевые достопримечательности. В 2015-м заезд провели в центре Москвы: ездили по Васильевскому спуску мимо Храма Василия Блаженного и доезжали до метро «Китай-город».

Организаторы берут все расходы, связанные с проведением этапа, на себя, от принимающей стороны требуется только перекрытие улиц. В 2016-м Москва так и не решила этот вопрос, запланированный этап отменили всего за месяц до проведения, и в новые планы «Формулы-Е» Россия уже не входит. В новом сезоне серия приедет в Париж, Рим, Берлин и Нью-Йорк, а еще в чилийский Сантьяго и в марокканский Марракеш. Старт – 2 декабря в Гонконге.

«Мерседес» бросит родную немецкую серию ради «Формулы Е». Ради чего?

В «Формулу-Е» идут мощнейшие бренды – например, Porsche и Mercedes уже близки к созданию своих команд. Таким производителям важно ассоциироваться с прогрессом и новыми технологиями в рамках вменяемого бюджета, а не вливать огромные суммы для выхода с нуля на топ-позиции в «Формуле-1».

Чтобы бороться за победы в «Формуле-Е», будет достаточно 20 миллионов евро, а в «Формуле-1» и 100 миллионов вряд ли хватит на команду-аутсайдера. Mersedes уже решил переключиться на «Формулу-Е» вместо классической немецкой кузовной серии ДТМ: компания сворачивает ту команду в 2018-м, а с 2019-го запускается в новом виде.

Audi (команда «Формулы-Е» Abt Schaeffler Audi Sport) и Jaguar (Panasonic Jaguar Racing) уже в деле, BMW точно сделает своей существующую команду Andretti. А начиналась серия с активности Renault: в первом сезоне все команды ездили на идентичных болидах, и французская компания входила в число разработчиков стартовой версии электромашины.

Большинство ключевых мировых брендов планируют создавать массовые линейки электрокаров. К этому их подталкивают и нарастающие экологические проблемы (пока косвенно), и желание некоторых европейских стран – в том числе Великобритании, Германии и Франции – запретить продажу автомобилей-загрязнителей через 15-20 лет. «Формулу-Е» производители собираются использовать и как имиджевую площадку (чтобы доказать свое превосходство над конкурентами), и как место для проверки технических новинок.

Гонщики «Формулы-Е» нелепо перебегают в другую машину. Это когда-то закончится?

Когда фанатам «Формулы-1» говорят, что у гоночных болидов мало общего с реальными машинами, на которых ездят по городу, подкованные болельщики легко приводят несколько примеров: дисковые тормоза, турбомоторы и отчасти даже автоматические коробки передач пришли в массовый автопром как раз после внедрения в гонках. При актуальном запросе на энергетическую эффективность и экологичность важнейшим элементом для автопроизводителей становится как раз «Формула-Е».

Командам постепенно дают все больше возможностей в работе над автомобилями. В первый сезон все болиды были идентичными, теперь участникам позволено модифицировать моторы и коробки передач. Однако даже персональные изменения и технические особенности команд во многом прозрачны: накануне предыдущего сезона официальный YouTube-канал серии графически показал каждую машину и указал, в чем различия.

Пока несовершенство «Формулы-Е» очевидно проявляется только в одном: аккумулятора болида не хватает на всю 50-минутную гонку, гонщики проводят обязательный пит-стоп и пересаживаются в другой автомобиль.

Таким образом, при 10 командах и 20 участниках в одной гонке задействованы 40 электрокаров. Сейчас проблему решает McLaren Applied Technologies – эту компанию в сентябре 2016-го выбрали на тендере, за два года она должна разработать аккумулятор, которого будет хватать на весь заезд.

В партнерских отношениях с командами «Формулы-Е» состоят и IT-компании широкого профиля. Например, Hewlett Packard Enterprise сотрудничает с DS Virgin Racing: кроме стандартных для гонок систем трекинга, телеметрии, дата-центов и аналитических сервисов, HPE предоставляет свои решения по контролю энергоэффективности – специфические наработки, которые и в жизни, и в автоспорте еще не используются максимально широко.

На ход гонок «Формулы-Е» могут влиять фанаты – это еще что?

Чтобы бороться за популярность (все-таки маркетинговые и просветительские задачи «Формуле-Е» нужно решать с помощью зрительской базы), серия дает болельщикам максимальную степень влияния на ход гонки. Накануне старта на официальном сайте проходит голосование, каждый может выбрать любимого пилота – и первая тройка, которую объявляют за двадцать минут до гонки, получает бонус. Опция FanBoost позволяет на короткое время увеличить мощность двигателя примерно на 20 процентов. Это может помочь совершить обгон в равной борьбе или удержать позицию. Гонщики знают, что любовь фанатов может дать серьезное преимущество, поэтому активнее участвуют в промо-мероприятиях и общаются с медиа.

«Формула-Е» сразу же привлекла довольно известных пилотов, большинство из которых светились в «Формуле-1». Все три чемпиона «Формулы-Е» – Нельсон Пике-младший, Себастьян Буэми и Лукас ди Грасси – выступали в «Ф-1». 6 из 17 объявленных пилотов на новый сезон гонялись в «Формуле-1», а 40-летний немец Ник Хайдфельд, ныне пилот индийской Mahindra Racing, пять раз был на подиуме главной «Формулы».

Яркие пилоты – например, Нико Росберг и Фелипе Масса – не раз говорили, что им интересна «Формула-Е»; Масса даже проводил тесты на электрокаре. С приходом гигантов автопроизводства громких трансферов наверняка станет больше, в том числе напрямую из «Формулы-1».

«Формула-Е» принесет пользу всему миру. Какую именно?

В 2015 году, перед первым сезоном «Формулы-Е», авторитетная консалтинговая компания EY (в прошлом – Ernst & Young) провела по заказу FIA масштабное исследование. Аналитики сделали вывод, что к 2040 году «Формула-Е» поможет продать 77 миллионов электрокаров и создать 42 тысячи рабочих мест в этой сфере.

Если все так и случится, будет сэкономлено четыре миллиарда баррелей нефти (в Японии столько потребляют за 2,5 года) и предотвращено 900 миллионов тонн выброса углекислого газа (эквивалент загрязнения в Италии за 2 года). Кроме того, EY утверждает, что из-за улучшения экологической обстановки расходы государств на здравоохранение уменьшатся на 25 миллиардов долларов.

Оценить эффективность прогноза получится только через 23 года. Но важно, что именно «Формула-Е» стала мощным двигателем этой гонки за энергоэффективностью автотранспорта.

Автор: Андрей Васильев