Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Федун хочет, чтобы «Спартаком» управляли сосьос. Как это работает в Испании?

Разбираемся в особой системе управления клубом.

19 июня владелец «Спартака» Леонид Федун анонсировал реформу системы управления: в 2023 году клуб должен выйти на самофинансирование, и тогда его акции перейдут к болельщикам.

«Спартаком» должны владеть его болельщики. Не Петр Авен, который ходил, смотрел, но так ничего и не потратил. Не все остальные, которые занимаются фантазиями. Никто из них на «Спартак» ни копейки не даст, это нужно понимать. Кроме меня. Поэтому просто так бросить свое детище, свою любовь я не могу. Это не спонтанное решение. Мы долго изучали, смотрели все примеры: и «Барселону», и «Реал», и «Баварию», и часть американских клубов. В итоге пришли к мнению, что «Спартак» – народная команда и что она должна управляться народом», – сказал Федун в интервью «Чемпионату»

Sport Connect расскажет об опыте, который вдохновляет миллиардера и владельца «Спартака», чуть подробнее.

***

Почти тридцать лет назад, в 1992-м, испанские клубы обязали быть частными. К тому моменту у правительства накопилась критическая масса претензий: слабый менеджмент внутри клубов привел к неконтролируемому росту затрат, массовой непрозрачности и, как следствие, большим просроченным задолженностям, ответственных за которые зачастую найти было непросто. Чтобы футбольная индустрия все-таки не рухнула под грузом проблем, вмешалось государство – так появился закон о спорте, по которому клубы стали частными публичными компаниями с ограниченной ответственностью.

Исключения сделали только для четырех клубов, которые успешно прошли аудиторскую проверку Ла Лиги – это «Реал Мадрид», «Барселона», «Атлетик» из Бильбао и «Осасуна». Они показали чистые финансовые документы и добивались безубыточности на протяжении пяти сезонов начиная с 1985/86. Больше никто из 42 профессиональных команд такой стабильностью не отличался, поэтому «Реал», «Барселона», «Атлетик» и «Осасуна» остались некоммерческими ассоциациями, которые принадлежат только болельщикам (в испанском языке для таких владельцев есть особое слово – сосьос).

Преимущества такой организационной системы очевидны: клуб, принадлежащий сосьос, не отдает прибыль частному владельцу – все деньги остаются на его банковских счетах и идут на дальнейшее саморазвитие (покупка игроков, обновление стадиона, строительство базы и тому подобное). Тем более закон о спорте дает таким клубам легкую налоговую льготу: традиционная для футбольных команд ставка 30% снижена до 25%.

С другой стороны, клубы с такой моделью управления не могут делать резкие рывки: агрессивная трансферная кампания, обновление стадиона или любой другой крупный эволюционный проект не может быть покрыт частным инвестором, клуб не может разместить акции на фондовом рынке – и должен рассчитывать только на себя. Выхода два: либо зарабатывать и долго копить, либо брать большие кредиты (что, конечно, всегда таит в себе некоторые риски).

Последний случай легко рассмотреть на примере «Реала», который в ближайшие годы проведет масштабную реконструкцию «Сантьяго Бернабеу» за 575 миллионов евро – все работы клубу придется оплачивать самостоятельно, поэтому Флорентино Перес спрашивал у сосьос разрешения на 30-летний кредит. Сосьос большинством голосов согласились.

Как это работает?

Надо начать с того, что «Реал» всю историю принадлежит только болельщикам (с самого основания в 1902 году), и членство в клубе давно стало семейной привилегией, передающейся из поколения в поколение. Даже если вы болеете за «Реал» с детства и знаете, сколько голов забили Хенто и Ди Стефано, сосьо вам все равно, скорее всего, не стать. Раньше можно было добиться статуса члена клуба с нуля: требовалось получить письменные рекомендации от двоих истинных сосьос, заплатить взнос (около 150 евро) и встать в очередь.

Но с 2009 года открытый прием заявок закрыт, а с лета 2011-го принимают только родственников действующих сосьос. Членов клуба и так слишком много (более 90 000), из-за этого спрос на сезонные абонементы стал запредельно высок: к сезону-2014/15 сосьос выкупали чуть ли не весь стадион, их сезонными абонементами были покрыты 76% вместимости «Сантьяго Бернабеу» (61 287 мест), и только оставшиеся 24% билетов потом поступали в открытую продажу. Без ограничения роста базы сосьос клубу было бы совсем сложно.

Если у вас нет родственников-сосьос «Реала», то ваш путь – оформить заявку на другую карточку болельщика – Carnet Madridista, которую уже получили более 600 000 человек по всему миру. Вы официально становитесь фанатом «Реала» (это подтверждается письмом и приятной пластиковой картой), у вас появляются скидки на различную клубную продукцию, но нет никаких преимуществ в борьбе за абонемент. А главное: в отличие от сосьос, вы вообще ни на что не влияете.

А на что влияют сосьос?

«У нашего клуба есть вечные ценности. Главная из них – у «Реала Мадрид» нет владельца, он принадлежит только сосьос, и именно они избирают направление развития», – торжественно говорит президент клуба Флорентино Перес.

Формально власть в «Мадриде» и правда принадлежит народу: сосьос выбирают президента и утверждают бюджет. Но это скорее красивая традиция, чем фактическая форма управления, на самом деле после победы на выборах президент абсолютно самостоятелен и волен выбирать ту политику, которая ему нравится, без учета мнения сосьос. У членов клуба нет рычагов воздействия на Флорентино Переса: сколько денег выделять на покупки – решает он, какой будет трансферная политика – решает он, какую часть выручки можно тратить на контракты игроков – решает он. По сути, власть сосредоточена в одних руках, сосьос могут только раз в год утверждать финансовый отчет за сезон и соглашаться с запланированным уровнем доходов и прибыли. Еще без одобрения сосьос клуб не может взять кредит (как в случае с обновлением «Сантьяго Бернабеу»), но и здесь роль скорее формальная: клуб сам формирует смету и готовит проект, сосьос могут либо одобрить его и получить новый стадион, либо отклонить и затянуть реновацию еще на год.

Некоторые болельщики пытаются с этим бороться. Уже образовалось целое движение «Компромисо Бланко», куда вошли 5 объединений сосьос (Movimiento Ambar, Plataforma Blanca, 6 de marzo de 1902, Socios del Real Madrid и Valores del Madridismo). «На самом деле сосьос сейчас не ценят, наше мнение игнорируют при принятии всех значимых решений. С нами не встречаются и не консультируются, наше мнение не спрашивают», – говорит лидер движения Вега Карвахаль.

От лица сосьос голосуют не все 90 000 членов клуба. На генеральной ассамблее собираются только выборщики, которые получают такой статус на 4 года (как президент). И у них тоже есть свои выборы.

Сосьос делят на группы по тысяче человек – любой может баллотироваться в выборщики, достаточно получить рекомендацию от трех человек из своей группы. В единый день голосования каждая тысяча определяет до 29 своих представителей, которые раз-два в год будут приезжать на генеральную ассамблею. В 2016 году так избрали 1993 делегата. Они и утверждают бюджет, дают разрешение на кредит и выбирают президента.

Как именно становятся сосьо? Что получают такие болельщики?

• Болельщик должен доказать наличие родственных связей с действующим сосьо. В случае «Реала» это должны быть только самые близкие родственники (родители-дети, братья-сестры, внуки-дедушки/бабушки, муж-жена). У «Барселоны» в 2016 году список родственных связей, подходящих для упрощенного получения статуса сосьос, расширился: достаточно привести в офис клуба тестя, шурина или двоюродного брата – и вам тоже выдадут карту. Собственно, поэтому у «Барселоны» сосьос почти в два раза больше, чем у «Реала»: вы по-прежнему можете стать членом клуба, если три года проведете в очереди с «абонементом компромисса».

• Ежегодный взнос у «Реала» – 125 евро, у «Барселоны» – 184. Но если лет 30 назад взносы могли приносить клубам более 80% бюджета, то теперь это незначительная часть дохода.

• Не все сосьос становятся владельцами абонементов: места на стадионе ограничены, иногда надо стоять в листе ожидания. Тем не менее преимуществ у членского статуса очень много: например, сосьо «Барселоны» легко попадает на закрытую презентацию новой формы еще до релиза в интернете (и получает 10-процентную скидку). Еще у каталонского клуба есть приложение для сосьо, в котором можно общаться с представителем клиентского офиса и видеть, кто из ваших знакомых собирается на «Камп Ноу» в воскресенье. И это не говоря о приоритетном праве на покупку билетов на важные матчи, скидках в магазине (10%), бесплатном посещении матчей второй команды и открытых тренировок.

Получается, в целом все равно все довольны такой системой?

Нет. Все знают о немецком правиле «50+1» (хоть «Байер», «Вольфсбург», «Хоффенхайм» и «РБ Лейпциг» его и обходят, вся лига продолжает жить в строгости), которое обеспечивает нас образцами футбольной демократии. Например, в сезоне-2018/19 болельщики «Баварии» добились смены цвета шорт в одном из комплектов игровой формы.

Но таким положением довольны далеко не все. Председатель правления «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге последовательно критикует систему и обвиняет ее в торможении развития Бундеслиги, особенно на фоне резкого роста Премьер-лиги и заметного оживления Ла Лиги.

«Либо мы откажемся от этого правила, либо поплатимся за то, что не сделаем этого. Все обеспокоены и даже боятся, что мы потеряем конкуренцию внутри лиги, если откроем рынок для частных инвестиций. Подобная защита регламента – это чистый популизм, – говорит Румменигге. – На самом деле все наоборот. Немецкий футбол только выиграет от такого изменения».