Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Как живет самый маленький клуб Ла Лиги: деньги от 11 тысяч человек, женщины в менеджменте и 0 долгов

Красивая история успеха, которую на форуме Sport Connect в Казани рассказал Эдуардо Вальдес, директор международного департамента «Эйбара». 

• Нужно быть храбым и никогда не говорить «никогда». Мы ничего не боимся и выдерживаем любой удар. Когда мы в 2006 году вылетели в третий дивизион, наш бюджет был меньше 1 миллиона евро. Когда мы спустя 7 лет вернулись в сегунду, у нас вновь был самый маленький бюджет в лиге – 1,5 миллиона евро. И это не мешало нам сражаться и достигать результатов.

• В 2014 году налоговые органы сказали нам: вы, конечно, молодцы, что растете и достигаете результатов, но чтобы не закрыться, вам надо заплатить почти 2 миллиона евро налогов. Мы ответили: «Мы очень бедные, у нас нет таких денег». Но выхода не было, мы начали думать, как их получить. И так пришли к краудфандингу. Мы попросили людей инвестировать в нашу команду. У нас особенный клуб: он размещен в городе, где живут всего 27 000 человек (не сравнить даже с «Бетисом» и Севильей), где вокруг стадиона – горы. Мы сделали упор на несгибаемость и характер. Эта идея привлекла людей из 69 стран – все они вложили в «Эйбар» какие-то деньги. Кто-то пожертвовал 50 евро, кто-то – больше. Всего – 11 тысяч инвесторов. Мы собрали нужную сумму и добрались до примеры, где теперь боремся с великими командами вроде «Реала» и «Барселоны».

• Мы были нигде, в пустоте, стартовые возможности были крайне низкими: по всем параметрам мы просто из другой лиги. Но теперь мы оперируем бюджетом в 8 миллионов евро и в финансовом плане абсолютно прозрачны. В какой-то момент мы были единственным клубом Испании с нулевым долгом и даже способствовали появлению строгих правил от Ла Лиги, которые теперь работают повсеместно. Если у тебя есть долги – тебя в примере не будет.

• «Эйбар» – это хорошее воспитание и культура. Мы учим игроков вежливо общаться с тренерами и судьями, учим их быть хорошими гражданами. Именно поэтому у нас в системе менеджмента много женщин – по сути, «Эйбар» доказывает, что женщины могут работать в футболе наравне с мужчинами, почему нет? У нас президент и генеральный директор – женщины, такого нет нигде. Командами коммуникаций и маркетинга тоже руководят женщины. Да и в целом 50 процентов менеджерского состава – женщины. Такой структуры нет нигде в Испании. Не знаю, как в этом отношении дела в России, но нам кажется важным давать равные права. В Испании исторически так сложилось, что первую скрипку играет мужчина.

• Нам непросто конкурировать за аудиторию и денежные потоки с нашими географическими соседями. Страна Басков – это «Атлетик», «Реал Сосьедад», «Алавес». Очень большие команды. А у нас всего 27 тысяч зрителей и горы вокруг, так что в условиях сжатого местного рынка необходимо раскрываться и бороться за рынок международный.

Так у нас зародился проект с посольством Японии в Испании. Мы проводим совместные мероприятия, в том числе с испанскими компаниями, работающими в Японии, и японскими фирмами, вышедшими на наш рынок. Нельзя просто провести 2-3 события и забыть обо всем, думая, что партнеры найдут тебя сами. Нет, нужен постоянный обмен информацией. Так мы заслужили два спонсорских соглашения в Японии. 

• В офисе «Эйбара» маркетингом, коммерческими контрактами, коммуникациями и так далее занимаются всего 15 человек. Но я вас уверяю: даже с таким небольшим штатом можно достигать весомых результатов. Главное – действовать быстро и в соответствии со стратегией. Если ты страстно и упорно двигаешься шаг за шагом в соответствии с планом, а не делаешь 50 дел разом, то точно придешь к успеху. Многие клубы думают, что сначала нужны деньги, а потом – борьба за любовь аудитории. Нет, нужно, чтобы сначала вас полюбили. Только потом можно думать о монетизации. Без страсти результата не бывает.

• Удивительно, но большая часть наших фанатов (думаю, процентов 60) старше 65 лет. Они были с нами всегда, даже в третьем дивизионе. У них свой взгляд на футбол, всегда свое мнение. Так как клуб перестраивается, активнее уходит в диджитал, мы проводим с ними семинары: показываем и объясняем, как получать информацию в современном мире. Каждому болельщику нужно внимание.