Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Ольга Подчуфарова развивает детскую школу. Теперь – параллельно с карьерой в биатлоне

Она год училась в МГУ, запустила свой проект и теперь возвращается в спорт.

Биатлонистка Ольга Подчуфарова приостанавливала карьеру на год и за это время попробовала себя в нескольких сферах, получила дополнительное образование и запустила собственный проект – клуб DETSKI. Он ориентирован не только на детей – в фокусе семьи целиком. В конце весны Подчуфарова с коллегами протестировала ключевые идеи, на начало сентября запланировано более масштабное открытие.

Sport Connect поговорил с Ольгой Подчуфаровой, чтобы понять, во что должен вырасти DETSKI и как проект будет жить осенью, когда она возобновит биатлонную карьеру.

Свободная ниша для «детского фитнеса», скачок по примеру бега

Когда я поставила на паузу спортивную карьеру, сразу думала о подобном проекте. Но тогда мне катастрофически не хватало опыта и специальных знаний. Я использовала две возможности: пошла работать в спортивную школу для взрослых, а затем – в отдел маркетинга другой компании. К тому же поступила в Центр спортивного менеджмента МГУ, который относится к экономическому факультету.

DETSKI ориентирован на детей, потому что мне хотелось сделать что-то полезное, чего в детстве не хватало мне самой. Я коренной житель Москвы, поэтому всегда знала, что здесь вариантов для детей не так уж много. Например, меня родители детстве не очень хотели отпускать в спортивную школу, в плотный тренировочный режим, потому что в приоритете была хорошая учеба.

Не всем родителям и детям нужны тренировки в профессиональном графике, рынку не хватает «детского фитнеса» – в кавычках, потому что речь просто о базовой подготовке, основных навыках: гибкости, координации. А в 12-13 лет те, у кого есть данные, могли бы при желании уходить в спортшколы.

В нише до 10-11 лет у нас нет почти ничего, к тому же мешают стереотипы родителей: либо они думают, что спорт – это нечто ужасное, либо сразу видят в своем ребенке олимпийского чемпиона. Не хватает промежуточного звена, мало негосударственных спортивных школ, которые могли бы действовать вне рамок профессиональной подготовки. Взрослые школы, например, бега совершили огромный скачок за последние пять лет, они фактически наравне с фитнесом. С лыжами вскоре вполне может произойти то же самое.

Мы пока на этапе тестирования: запустились в конце весны, совсем не в сезон – привлекли первых клиентов, собрали первые отзывы, летом сделали паузу и возвращаемся в начале сентября.

Коммьюнити и тренер-собеседник, риск и репутация

Год назад я не собиралась возвращаться в биатлон, поэтому шла работать в разные и не очень близкие друг другу сферы – искала, что мне интереснее. К сожалению, оказалось, что мне интересно многое. 

Не могу назвать себя тренером в этом проекте. Здесь вообще не менее важна, например, роль собеседника. Для взрослых, кто приходит на тренировку после работы, это больше коммьюнити и возможность отдохнуть – по весеннему опыту я сделала именно такой вывод.

Вскоре проект перейдет в автономный режим, потому что я продолжу выступать в биатлоне. Работать будет команда тренеров, которую мы собрали, для нее уже разработана программа. Главный принцип – все упражнения преподносить в игровой форме, параллельно развлекать.

Конечно же, такой проект – риск. Мы вкладываем собственные средства, никаких инвестиций со стороны нет. Модель самоокупаема, но ясно, что непредвиденные обстоятельства могут увести нас в минус. К тому же есть репутационная составляющая: если что-то пойдет не так и люди не будут получать то, что мы обещаем, отвечать своим именем за это буду я.

Мы начинали работу без разделения на детей и взрослых, позиционировались как клуб для всей семьи. Поначалу в основном приходили взрослые, потом они приводили детей. За первый месяц мы привлекли порядка 15 человек – немного. У меня нет иллюзий по поводу невероятного оборота с самого начала, наша задача – выстроить модель так, чтобы при любом количестве клиентов мы не работали в минус. Всегда есть риск, что что-то пойдет не так – часто именно это и происходит, но у нас есть и план B, и план C. Нам предстоит многое попробовать, проверить.

Цены для взрослых мы изначально устанавливаем на низком уровне, чтобы добиться доступности, но при этом понимаем: люди очень болезненно реагируют на любое повышение. А в детской части вообще слишком мало аналогов, чтобы говорить о средних ценах, основной конкурент для нас – детская спортивная школа. К тому же мы понимаем: родителям нужно не только оплачивать занятия, но и приобретать экипировку, а так как дети растут быстро, на это тоже нужен приличный бюджет.

Максимум из свободного года, кайф от учебы в МГУ

Обучение спортивному менеджменту, на мой взгляд, очень многогранное. Да, периодически возникала мысль: то, о чем мы говорим, мне в работе не пригодится. Тем не менее весь процесс доставил удовольствие: все про ту сторону спорта, которую почти не знала. Я не фанат игровых видов спорта, но с этой точки зрения интересно было изучить и футбол, и хоккей.

Я шла учиться с мыслью о детской школе и вышла с готовым проектом, который мы сейчас и реализовываем – учеба стала отличным пинком, плюс все это было в кайф. До МГУ мне не хватало решимости, умения рисковать. Обучение помогло научиться стратегически мыслить, думать на какое-то время вперед. Как биатлонистка я была сосредоточена на сегодняшнем дне – что меня в итоге и погубило. А экономическое образование поменяло ход мыслей, как спортсмен я тоже теперь многое воспринимаю иначе: больше думаю о том, что будет после.

Время в МГУ я не воспринимала как учебу, мне просто нравилось приходить и общаться с умными людьми, заниматься самообразованием – сожалела, что все закончилось. Первое образование (менеджмент) уже подводило меня к тому, чем я занимаюсь сейчас. Хотя то обучение сложно назвать полноценным, тогда меня интересовало только то, успею ли я выйти на тренировку. А сейчас у меня был свободный год – я выжала максимум из этого времени. Понимала, что за меня никто ничего делать не будет.

Искренне не понимаю людей, которые по окончании карьеры жалуются, что не могут себя найти. Главное – захотеть и пробовать.

Автор: Андрей Васильев.