Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Смотреть велоспорт больше не скучно. Этого добилась компания из ЮАР

«Тур де Франс» стал намного ярче благодаря новым технологиям и машинному обучению.

В 2015 году организатор «Тур де Франс» Amaury Sport Organisation готовился к 102-й гонке в истории и окончательно осознал, что гнаться за современностью нужно не на простом велосипеде, а на чем-то более технологичном. Так появился 5-летний контракт с южноафриканской компанией Dimension Data, которая мгновенно совершила революцию в сфере вело-статистики.

До этого ни у комментаторов, ни у зрителей не было источника информации, который в любую секунду помог бы разобраться в том, что происходит на трассе. Более-менее все было понятно с теми гонщиками, которых показывали в прямом эфире, но держать в кадре 198 велосипедистов невозможно. Кроме того, даже качественная современная картинка не могла дать четкого представления о скорости, расстоянии между велосипедистами и точном месте их нахождения относительно старта и финиша.

Все изменилось, когда Dimension Data внедрила в «Тур де Франс» свои лучшие технологии. Главным нововведением того года стали GPS-трекеры под седлом каждого велосипеда – они в реальном времени передавали данные о локации и скорости, а на основе этих сведений составлялась графика со схемой пелотона. Сторонние сервисы предоставляли информацию о внешних факторах: температуре воздуха, скорости ветра и горном уклоне.

Данные, собранные датчиками Dimension Data, поступают сначала в машину, которая следует за гонщиками, затем на вертолет, летящий над трассой, потом в портативные центры обработки данных и в дата-центр. Уже оттуда они попадают в облако и становятся доступны всем желающим. Этот процесс укладывается в считанные секунды.

Получать информацию можно в специальном приложении и на официальном сайте гонки. Оба ресурса работают по принципу «второго экрана», хотя на самом деле они стали главным источником информации о ходе гонки. Об этом говорит тот факт, что детальные цифры изучают не только зрители и журналисты, но и члены штабов велогонщиков.

В 2016-м Dimension Data выпустила приложение специально для комментаторов – с целью повысить качество их работы. Совместно с ведущими журналистами, регулярно следившими за гонками, было выявлено, как лучше всего формировать ленту контента. Сочетание данных из онлайн-режима, исторической информации, последних новостей и сообщений из социальных сетей позволило комментаторам анализировать гонку быстрее и точнее.

Еще через год к сбору и обработке информации добавились машинное обучение и интеллектуальный анализ данных. Благодаря сложным запрограммированным алгоритмам система может рассчитывать вероятность тех или иных событий. Помогает этому еще один прорыв – в объеме собираемой информации. Если за всю гонку-2016 компания получила и обработала 128 миллионов единиц данных, то 2017-м – уже 3 миллиарда. Благодаря этому пользователи получают более точную информацию и более вероятные предсказания.

Прогнозы, которые делает Dimension Data, строятся на двух типах данных – реальных показателях и историческом опыте (это результаты велосипедистов на «Тур де Франс» в прошлые годы, результаты на конкретных этапах, успехи в текущем сезоне). Прямо во время гонки под хэштегом #DDpredictor (Dimension Data-предсказатель – Sport Connect) в специальном твиттер-аккаунте @letourdata публикуются прогнозы – от выявления фаворитов этапов до вероятности сокращения лидерского отрыва и уровня скорости у конкретного гонщика. Как рассказал один из специалистов компании Дейн Джонсон, который работал в передвижном дата-центре, точность предсказания топ-5 гонщиков составила 70% – это выше, чем предполагали сами разработчики.

На основе данных о выступлениях и реальном положении дел составляются еще и профили, показывающие слабые и сильные стороны гонщиков.

При работе такой точной системы неизбежно возникают трудности. Одновременно в гонке участвуют 198 спортсменов, которые постоянно перемещаются: и вперед по трассе, и внутри группы. Постоянные изменения погоды и перемены в ландшафте тоже усложняют функционирование датчиков, которым для работы необходима бесперебойная связь.

Но все эти сложности стоят того: до начала «Тур де Франс» в 2015 году на официальный твиттер гонки были подписаны 1,2 миллиона человек, а к концу «Тур де Франс»-2017 – уже 2,9 миллиона. Специальный сайт для отслеживания спортсменов на «Тур де Франс» в 2016-м был готов обрабатывать 2 тысячи запросов в секунду, в 2017-м это число выросло уже до 25 тысяч. В этом году у нового приложения было 17 миллионов просмотров.

Понятно, что приоритетная цель организаторов «Тур де Франс» – привлечение молодой аудитории. «Требования к просмотру спорта постоянно трансформируются, а мы помогаем организаторам завоевать новое поколение, которое пользуется интернет-технологиями. Благодаря продвинутым опциям вроде машинного обучения мы можем предложить болельщикам именно то, что им нужно», – рассказал исполнительный директор Dimension Data Скотт Гибсон.

Южноафриканская технологическая компания так прониклась духом главной велогонки, что в 2016 году на «Тур де Франс» появилась еще и команда Dimension Data. Технический партнер гонки стал главным спонсором уже существовавшей организации, тоже из ЮАР, и привел под свое имя одну из главных звезд современных велогонок – короля спринта Марка Кэвендиша. Он выиграл первый же этап в истории Dimension Data на «Тур де франс».

Технический прорыв Dimension Data очень помог французской велогонке не только в расширении онлайн-аудитории, но и в борьбе с классической проблемой телесмотрения: все зрители знают, что на большинстве этапов самое интересное происходит только в последние 20-30 минут и подключаются к трансляции только ближе к финишу.

Со «вторым экраном» от Dimension Data ситуация уже начала меняться. Дата-центр все три-четыре часа этапа генерирует цепляющий контент и помогает удерживать внимание зрителя на непривычно долгое время. Монетизация этих изменений еще впереди, но основа для роста доходов уже создана.

Автор: Татьяна Кокорина