Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Трансляции НБА теперь как видеоигры: 3 режима, анимации с огнем и предсказания. Все благодаря визионеру из Microsoft

Футболу пора присмотреться.

Кажется, НБА лучше всех спортивных лиг мира понимает, как важно не застывать и не успокаиваться, даже если прямо сейчас дела идут очень хорошо. Еще в 2017 году комиссионер НБА Адам Сильвер сказал, что трансляции матчей отстали от времени: в последние 30 лет они практически не менялись и в новой цифровой эпохе выглядят «отчасти как немое кино». По мнению Сильвера, спортивному ТВ нужно работать в стиле Twitch и стремиться выглядеть как видеоигры.

Можно просто произнести красивый лозунг, а можно сделать его руководством к действию – пока многие выбирают первый вариант, в НБА прокладывают путь ко второму. В сезоне-2018/19 трансляции НБА и правда приблизились к компьютерным играм: в рамках проекта CourtVision появились всплывающие спецэффекты. У человека, который смотрит матч в стриминговом приложении, есть несколько вариантов. Можно смотреть обычную эфирную версию без обновлений, а можно переключиться на три развлекательных режима.

• Режим тренера – для хардкорной аудитории, упрощает восприятие тактического рисунка. Игрок, владеющий мячом, подписан, на экране возникают стрелки и линии, сопровождающие передвижения и комбинации. Баскетбол – очень быстрая игра, и не все успевают осознать, как менялись расклады в атаке.

• Режим игрока – для менее вовлеченной аудитории, скорее развлекает, чем дает понимание тактики. Каждый игрок снова подписан, акцент сделан на предсказании успешности атаки: искусственный интеллект на основе большого массива данных показывает, с какой вероятностью баскетболист забросит мяч в корзину из текущего положения на паркете, цифры обновляются каждую секунду (здесь используется индивидуальная статистика: у кого какой стиль игры, откуда мяч залетает лучше и так далее). После попадания над баскетболистом зажигается статистика: сколько у него очков, сколько попаданий разного стиля.

• Режим маскота – тотальное развлечение для тех, кто в баскетболе практически ничего не понимает, но хочет динамичного и яркого зрелища. Это уже и правда какая-то компьютерная игра: если команда выдает классную серию атак, кольцо охватывает огонь, после дальнего попадания выскакивает и разрывается бомбочка, после слэмданка над игроком всплывает текстовый баллон (как из комикса) – и так далее, анимаций десятки, если не сотни, и они постоянно дополняются.

Кто-то может подумать, что это недопустимое упрощение классической и сильной игры, но НБА просто учитывает условия стремительно обновляющегося рынка. «Молодые люди больше не подписываются на платные телеканалы», – сказал Адам Сильвер этой весной. Осознание проблемы заставляет лигу экспериментировать.

Как возник CourtVision?

Технологию, приближающую баскетбольные трансляции к стилистике видеоигр, разработала компания Second Spectrum. Два ее сооснователя в конце нулевых входили в исследовательскую группу Университета Южной Калифорнии, которая изучала, как можно улучшить городскую среду и жизнь обычных граждан с помощью данных, машинного обучения и других глубинных методов обработки информации. В 2011-м, за два года до появления Second Spectrum, Раджив Махесваран посетил главную американскую конференцию по аналитике MIT Sloan Sports Analytics Conference. Он ехал туда без особенных ожиданий, просто как слушатель, желающий расширить кругозор. Все не зря, там он узнал много нового о трекинге в НБА – индустрия только зарождалась, но исследователи, работающие с данными, уже понимали, как сильно статистика может повлиять на баскетбол. Раджив вдохновился. Он и его команда тут же начали работать в этом направлении.

Открывшись, Second Spectrum активно набирал выпускников Массачусетского технологического института (MIT), Университета Южной Каролины и Калтеха (CalTech), которым интересен баскетбол. Это были не просто сильные аналитики данных, но и неплохие игроки: на работу поступили по меньшей мере пять капитанов команд MIT. Получилось идеальное пересечение программирования и машинного обучения с баскетболом – что в концепции компании, что в коллективе.

Сейчас в распоряжении Second Spectrum вообще все существующие в мире цифры об НБА и каждом баскетболисте, выходящем на паркет в элитной лиге, – данные обновляются каждую секунду каждого игрового дня. Дело в том, что с 2017 года именно Second Spectrum отвечает за оптический трекинг на аренах НБА. Профиль компании – обработка данных, которыми каждый клуб НБА может пользоваться в неограниченном объеме и по индивидуальному запросу.

CourtVision возник в портфеле Second Spectrum как ответвление от основного бизнеса, ведь логично использовать трекинг не только для внутренней дистрибуции (лига, клубы), но и для внешней (аудитория ТВ и болельщики на арене). Разработки велись с самого 2013 года, но главный толчок к развитию дал бывший генеральный директор Microsoft Стив Балмер.

В августе 2014 года Балмер купил клуб «Лос-Анджелес Клипперс» за рекордные 2 миллиарда долларов, но сидеть в вип-ложе и просто наблюдать за собственными баскетболистами ему было бы слишком скучно. Хотелось сделать что-то новое, поэтому уже в сентябре 2014-го, меньше чем через месяц после официального оформления сделки по «Клипперс», он сидел в офисе Second Spectrum и смотрел первые наработки компании в сфере развлекательного контента: там уже показывалась вероятность попадания ЛеБрона Джеймса.

«Он сидел и говорил: «Я хочу, чтобы фанаты «Клипперс» получили все это первыми. Сделайте это реальным, пожалуйста», – вспоминал Махесваран.

Чтобы ускорить разработку, Балмер стал инвестором и наблюдателем в совете директоров Second Spectrum. Спустя 4 года «Клипперс» и правда первыми получили новую технологию на стыке машинного обучения, визуализации данных и дополненной реальности: CourtVision запустилась на их матчах в октябре 2018-го (смотреть матчи можно было через приложение Fox Sports Prime Ticket).

Осенью 2017-го, за год до релиза, трансляция новой эры работала неоптимально: из-за обработки массива данных и выдачи развлекательной графики вкладка с CourtVision отставала от матча на 45 минут. С тех пор отставание сократилось до 2 минут, ближайшая цель разработчиков – уменьшить разрыв до 10-15 секунд, что уже приемлемо для интернет-трансляций. По словам Балмера, пока CourtVision не достигнет этого показателя, никто не успокоится.

Система оказалась такой привлекательной, что с 1 марта ее к себе затащил и ESPN, который в течение многих лет активно экспериментирует с технологиями второго экрана. Например, в конце 2017 года игра могла выглядеть так:

Что дальше?

Стив Балмер в мантии визионера требует все новых и новых открытий. Он уверен: «Через пять лет мы оглянемся и подумаем: уоу, это была всего лишь первая версия. Как далеко все зашло».

Его поддерживает и руководитель Second Spectrum Махесваран: «Это только начало. Это как выпустить на дорогу первый автомобиль или запустить первый компьютер. Все становится значительно лучше, но, конечно, следить за первой разработкой невероятно интересно».

Говорят, что следующая цель Балмера – позволить болельщикам смотреть матч глазами игроков. «Для этого нужно, чтобы трекинговые камеры понимали, куда именно смотрят игроки, а наша программа дополняла картинку. Это требует гораздо более мощного программного обеспечения. В то же время мы не думаем, что такое возможно в лучшем случае через 10 лет. Постараемся сделать, например, к 2024 году», – говорит Балмер.

CourtVision тем временем двигается в другие виды спорта: переговоры идут и с NFL, и с MLB, и с MLS. Причем футбол, по словам сооснователя Second Spectrum Махесварана, может стать приоритетом.