Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

В России растет сеть хоккейных тренинг-центров: основал бывший профессионал, уже помог олимпийский чемпион

Франшизой Be Like Pro уже интересуются в Европе.

Бывший профессиональный хоккеист Василий Прохоров по окончании карьеры решил нестандартно остаться в своем виде спорта: в 2013-м он открыл собственный тренировочный центр Be Like Pro (параллельно развивается и русскоязычный бренд «Будь как про»). Прохоров прошел школу «Крыльев Советов», добрался до главной команды, но на самый высокий уровень не пробился. Он закончил играть в 22 года и, вдохновившись североамериканскими примерами, открыл бизнес в Москве.

Сейчас Be Like Pro – сеть из восьми центров в разных городах (в том числе Новосибирск, Хабаровск, Калининград и Краснодар). Вскоре она разрастется еще – возможно, по Европе далеко за пределы России. Команда проекта самостоятельно производит все оборудование, а с недавнего времени работает и не только в хоккее.

Sport Connect выяснил у Василия Прохорова, как ему удалось построить этот бизнес.

Собственное оборудование и польза от отсутствия методики

Когда мы начинали, тренировочных центров в России не было вообще, а в Северной Америке этот формат уже давно существовал. К тому же мне нужно было найти свое дело в жизни, поэтому я и решил сосредоточиться на развитии собственного такого проекта. За образец я взял американский формат: тренинг-центр с ледовой площадкой, свои первую и вторую точку мы открыли именно так, уже затем в нашей сети появились центры без льда. 

Оборудование мы закупили в Америке, чтобы у нас было все лучшее. Часть интерактивных тренажеров первое время нашей работы были подключены по сети, такое условие поставили американские продавцы – и мы платили им по 100 долларов в месяц за каждый тренажер. 

Потом скакнул курс доллара, параллельно к нам обратилась Федерация хоккея Архангельской области с предложением открыть центр у них. Мы поняли: возить тренажеры из США крайне дорого. Нам пришлось разобраться, как все работает – получилось, и мы организовали собственное производство аналогичных тренажеров. А также разработали несколько новых – они, можно сказать, уникальны. Теперь мы не просто продаем франшизу, а поставляем полный комплект оборудования – для нас это самый выгодный вариант. И клиенту так дешевле.

Василий Прохоров и Илья Ковальчук.

Хотя в основе все равно лежит методика. Поначалу было впечатление, что достаточно закупить тренажеры, поставить бывших игроков тренерами и создать привлекательный бренд (кстати, многие до сих пор думают, что Be Like Pro – некий канадский бренд, который пришел в Россию). На самом же деле наш основной бизнес – это услуга, а она особенно при продаже франшизы должна быть отработанной и стандартизированной.

Мы поняли: тренировочной методики в России нет, каждый тренер работает на свое усмотрение. Точнее единую методику внедряют только сейчас, она появилась лишь пару лет назад. А когда мы стартовали, проблема отсутствия сыграла нам даже на пользу. Мой отец Виталий Прохоров работал в тот момент главным тренером сборной России-U17, у него был сильный тренерский штаб – мы с их помощью в течение года разрабатывали программу для дополнительных занятий, индивидуальной работы над техникой. 

В хоккее за тактику и общие схемы отвечает тренер, который работает с целой командой, а техникой каждый должен заниматься сам. В Канаде, например, на командных тренировках не учат кататься, обводить или бросать по воротам, тренер сосредоточен на другом. А технические элементы каждый улучшает в специализированных школах: по катанию, по броскам и так далее. А у нас почему-то считается, что пара тренеров должны научить 40 детей всему на общих занятиях – так не бывает, это невозможно.

Аккуратная продажа франшизы, проект с олимпийским чемпионом, интерес из Англии и Германии

О продаже франшизы мы думали изначально, но сразу же понимали: сначала все нужно отработать на собственном примере. При этом открываться в разных городах самим непросто в первую очередь с точки зрения удаленного управления. Первые партнеры у нас появились в Архангельске и в Хабаровске.

Франшизу мы изначально продавали очень аккуратно и продолжаем делать это в таком режиме. Только сейчас мы готовы к отдельному продвижению этой опции, вскоре запускаем лендинг, посвященный именно франшизе. Однако массовых продаж мы все равно не планируем, это плохо скажется на репутации бренда.

Сейчас работает 8 центров работают под названием Be Like Pro, оснастили мы 12 центров, а на стадии переговоров еще порядка 20 покупателей. В том числе желание сотрудничать проявляет один из клубов КХЛ – мощный, который сейчас очень активно развивается. Кстати, интерес есть и из-за пределов России, причем речь не только о ближнем зарубежье, на связь выходят из Англии, из Германии – приятно, что нас замечают и там. В Европе рынок таких услуг пока развит слабо, на континенте у России отличная хоккейная репутация, везти оборудование из Северной Америки гораздо дороже, поэтому обращают внимание на нас.

Причем сейчас европейским клиентам и выгоднее, и удобнее работать с нами. Во-первых, мы оборудование доработали, во-вторых, все стоит гораздо дешевле. Два варианта: открываться или за 250 тысяч долларов, или за 30-40 тысяч с нами. В Европе есть те, кто раньше придумал хоккейные беговые дорожки, но сейчас их разработка устарела, нужно искать варианты обновления – здесь как раз многие обращают внимание на нашу комплексную услугу, когда в одном месте компактно можно разместить тренажеры разного типа.

Летом в Челябинске наш центр открылся в партнерстве с игроком ЦСКА, олимпийским чемпионом Никитой Нестеровым. Для меня это очень важный пример, я изначально целил в сотрудничество с известными игроками. Идея у нас с Никитой родилась во время одного из Матчей звезд КХЛ: я помогал в организации Мастер-шоу, после мы с Нестеровым оказались за одним столом, заговорили о моем проекте – он заинтересовался. В итоге в его родном Челябинске сейчас работает самый большой тренинг-центр в Европе. В целом по этой линии с известными игроками нам интересно работать и дальше. На мой взгляд, каждый, кто выбрался наверх, вполне может открыть тренировочный центр в своем городе – хотя бы ради того, чтобы там появлялись новые таланты. Тем более это не благотворительность, а бизнес.

Матчи звезд КХЛ и выход за пределы хоккея

40% наших клиентов – это взрослые хоккеисты-любители, 60% – дети. Так как стоимость услуг не зависит от возраста, так же распределяется и выручка. У нас гибкий прайс: можно арендовать только бросковую зону или только лед, а можно – все целиком и прийти вообще целой командой со своими тренерами.

Важным моментом для развития бизнеса стало наше участие в Матчах звезд КХЛ. Когда лигу возглавил Дмитрий Чернышенко, наши общие знакомые Камил Гаджиев и Бату Хасиков привели в наш центр на Кутузовском проспекте Дмитрия Николаевича, я стал его тренером, ему понравился наш проект. В какой-то момент мы обсуждали конкурсы на Матчах звезд, которые проводились раньше – я объяснил, что можно сделать лучше, в итоге три года подряд разработкой сценария Мастер-шоу занимался я. Конечно, благодаря этому о нашем бренде узнали, были всплески посещаемости сайта, предложений о покупке франшизы.

У нас есть несколько направлений работы и кроме тренинг-центра. 

• Мы поставляем аттракционы для фойе хоккейных дворцов, а сейчас разработали еще и приложение, которое привязывало бы достижения на этом аттракционе к клубной программе лояльности: чтобы набранные баллы можно было обменивать на клубные товары. Наша зона «Суперпас» (это как раз собственная разработка) установлена, например, в Уфе на матчах «Салавата»: она настолько популярна, что пожарная инспекция запретила ставить два аппарата в одном месте, потому что иначе возникает давка. По сути, там стоит интерактивный тренажер: на экране показано, куда нужно переместить шайбу, человеку нужно исполнить это клюшкой.

• Наша команда разрабатывает хоккейные уголки для общеобразовательных школ. Первый мы совместно с КХЛ уже подарили школе в Московской области рядом со Сколково, в 2020-м они будут внедряться активнее. Есть несколько вариантов: зальный хоккей, бросковые зоны и так далее. Это нужно в первую очередь не для развития специальных хоккейных навыков, а для того, чтобы больше народу в нашей стране любили и понимали хоккей.

• Мы сотрудничаем с обществом «Трудовые резервы», которое возглавляет Илья Галаев: хоккейные тренажеры от Be Like Pro появятся, например, на некоторых предприятиях «Ростеха». Вскоре «Трудовые резервы» презентуют первый спортивный уголок – в Туле на заводе «Сплав». В нем объединены дартс, PlayStation с VR-очками, интерактивная груша с замером силы удара, настольный теннис, силовые тренажеры, а также хоккейный тренажер от Be Like Pro. Можно считать это комнатой разгрузки – по примеру того, что делают для своих сотрудников в Google.

Все, что устанавливаем, мы производим сами: например, пластиковый лед для хоккейных зон заказываем, а затем сами нарезаем, резинки для устройств, которые возвращают шайбу, покупаем на заводе по изготовлению жгутов и так далее. Концентрируем все в одном месте у себя, создаем конечный продукт и готовим его для каждого клиента с учетом индивидуальных особенностей.