Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Почему Дэвид Бекхэм до сих пор не создал свою команду в США

У будущего клуба легенды пока сплошные проблемы.

Франшиза по скидке

10 лет назад переезд Дэвида Бекхэма в США во многом стал отправной точкой для развития MLS – имя британца до сих пор носит правило, выводящее главных звезд клубов из-под потолка зарплат. Контракт Бекхэма включал огромное количество разных приятных опций, которых сейчас нет ни у одной звезды лиги. Среди прочего лига разрешала полузащитнику приобрести право на франшизу и заявить свою команду для участия в лиге всего за 25 миллионов долларов. Для сравнения: бизнесмен Артур Бланк в 2014 году купил франшизу для своего клуба «Атланта Юнайтед» за 70 миллионов долларов.

О создании нового клуба Бекхэм и его партнеры объявили 5 февраля 2014 года. Тогда обозначалось лишь то, что команда будет базироваться в Майами – правда, для соответствия правилам MLS необходимо показать домашний стадион или хотя бы предоставить гарантии его строительства.

Из-за этого возникла пауза длиной два с половиной года. Все это время в медиа появлялись только короткие комментарии Дэвида о том, что процесс движется не так быстро, как ему хочется. За эту тысячу дней в MLS успели заявиться два клуба: «Атланта», о создании которой объявили на 2 месяца позже Бекхэма, и «Миннесота Юнайтед», первые разговоры о которой пошли только в апреле 2015-го.

Оказалось, что Бекхэм и его партнеры выбрали, возможно, самый неудачный регион для создания клуба. Своей футбольной команды у Майами нет с 2001 года. В 2009-м боливийский миллиардер Марсело Клор предлагал «Барселоне» запустить совместный проект в MLS, но сотрудничество не состоялось. Позже именно Клор стал основным финансовым партнером Бекхэма. Третий инвестор – бывший продюсер Spice Girls Саймон Фуллер.

Проблемы с репутацией

Предвзятое отношение граждан и мэрии Майами к новым спортивным историям связано во многом с бейсбольным клубом «Майами Марлинс» и его ареной «Марлинс Парк». 80% строительства стадиона оплачивал город, почти 500 миллионов долларов были взяты путем кредитования через облигации, проданные на Уолл-стрит. Первый платеж по долгу нужно внести только в 2026 году, но процент получается настолько зверский, что к 2048 году (срок последнего платежа) почти 500 миллионов займа превратятся в 2,4 миллиарда. Из-за этой стройки в Майами случилось несколько крупных отставок среди чиновников, а команде Бекхэма сразу сказали рассчитывать только на собственные средства.

Были сложности и с поиском места для будущей арены. Изначально стадион планировали построить на побережье, но взбунтовались многочисленные общественные организации. Затем инвесторы попросили выделить им территорию на севере Майами (рядом с баскетбольной AmericanAirlines Arena), однако проект оказался слишком сырым и не отвечал на многие вопросы комиссии об архитектуре. Власти вновь отказали, но в ответ предложили землю в Маленькой Гаване – только на этот раз вариант не устроил ни инвесторов, ни представителей MLS. Бэкхему не хотелось автоматически ассоциироваться с провальным бейсбольным проектом, а лига настаивала на том, чтобы стадион находился как можно ближе к центру города.

Именно тогда Бекхэм обратился к Тиму Лейвеку, который в 2007 году организовал его переход из «Реала» в «Лос-Анджелес Гэлакси». Его компания Anschutz Entertainment Group владела футбольной и хоккейной командами Лос-Анджелеса, мультифункциональной ареной «Стэйплс-центр» и другими крупными площадками, не связанными со спортом.

Тим Лейвек.

Лейвек не только помог с поиском земли, но и сформировал Совет директоров будущего, включив в него генерального директора инвестиционной компании Eldridge Industries и одного из инвесторов бейсбольного «Лос-Анджелес Доджерс». Общая сумма инвестиций в проект сейчас составляет 500 миллионов долларов.

Успех с четвертой попытки

В декабре 2015-го был представлен новый проект стадиона на 25 тысяч мест, но лишь в мае нынешнего года комиссары округа одобрили продажу нехватавших инвесторам 3 акров земли за 9 миллионов евро. Еще 6 акров компания выкупила у частных инвесторов за 19 миллионов евро.

Особенностью будущей арены стало полное отсутствие инфраструктуры вокруг. Создатели отказались от парковочных мест и заявили, что сделали это для развития общественного транспорта. «Мы будем поощрять использование автобусов, шаттлов и метро. Постараемся организовывать дополнительный транспорт, в том числе и водный», – рассказывали представители клуба.

Вторая претензия к стадиону – район, где его собираются строить, по сути, спальный. Там находится парк, который оберегается от строек с 1920-х годов, и одна из главных достопримечательностей Флориды – дом Аллигатора Джо. Повышение уровня шума из-за строительства серьезно беспокоит местных жителей, но Лейвек пообещал, что футбольный клуб будет «хорошим соседом». До работы над будущим стадионом Бекхэма менеджер построил 19 арен, но именно этот проект он считает самым тяжелым.

Зато Лейвек уверен, что новый клуб сможет заявиться в MLS уже в следующем сезоне, а до 2021 года будет выступать на одном из стадионов Майами. Пока у команды нет ни логотипа, ни традиционных цветов, ни даже названия. Его часто называют «Майами Бекхэм Юнайтед», но это рабочее обозначение, которое в итоге будет изменено.

Второй клуб в Майами

В декабре 2015 года у Бекхэма появился конкурент за внимание болельщиков во Флориде. Бизнесмен Риккардо Силва всего за год создал ФК «Майами» и заявил клуб для участия в североамериканской футбольной лиге. «Я никогда не сделал бы ничего подобного в Европе, где интерес к футболу уже огромен, а у новых проектов почти нет перспектив для роста. В США можно начать с малого и достичь невероятных высот. Еще мне нравится местное восприятие футбола как зрелища. Когда мне стало интересно, я пришел со своей идеей к Паоло Мальдини, который тоже живет в Майами. Он поддержал проект, и всего за несколько недель мы договорились об участии в новом сезоне NASL», – рассказывал Силва. Главным тренером клуба стал Алессандро Неста, а техническим директором – бывший куратор молодежной политики «Милана» Мауро Педерцоли.

Риккардо Силва и Паоло Мальдини.

Бизнесмен несколько раз подчеркивал, что его не интересовала команда уровня MLS – в первую очередь из-за стоимости франшизы и обязательств построить свой стадион. «Дэвид потерял два года только потому, что лига запретила ему арендовать любую из уже существующих в Майами арен. В итоге он строит стадион то ли на 20, то ли на 25 тысяч зрителей. Этого хватит сейчас, но что делать, когда его команда начнет собирать по 60 тысяч фанатов?» – критиковал правила MLS предприниматель.

В конце июля Силва предпринял первую попытку сломить традиции главной футбольной североамериканской лиги, задействовав для этого собственный бизнес. Через компанию MP & Silva он предложил руководству MLS 10-летний телевизионный контракт (с момента, как в 2023-м истечет нынешнее соглашение лиги с ESPN, Fox и Univision). За отчуждение прав Силва предлагал 4 миллиарда долларов, при этом сделка предполагала радикальное изменение правил – в частности, предлагалось отменить закрытый статус лиги и ввести возможность понижения команд в классе. Бизнесмену отказали, сославшись на то, что сейчас вести такие переговоры неуважительно по отношению к действующим партнерам.

Комиссар лиги Дон Гарбер много раз подчеркивал, что не заинтересован в системе вылета клубов из MLS. Организация как раз планирует увеличить стоимость франшизы до 150 миллионов долларов, а слухи о том, что даже после выплаты такой суммы новый клуб может вылететь в NASL или USL, снизят количество желающих заявляться в MLS.

рубрика
Кейсы