Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Интернет вещей и блокчейн – уже не чудо. IT-провайдер Олимпиад видит будущее в других технологиях

Компания Atos уже перевела Олимпийские игры в облако и не собирается тормозить.

Облачные сервисы – это недорого и удобно

Статус партнера Международного олимпийского комитета большинство компаний использует для продвижения продукта на сверхширокую аудиторию Олимпийских игр. Однако среди спонсоров есть принципиально другой пример: IT-компании Atos не нужно продавать свои продукты миллиарду болельщиков, это классический представитель b2b-сектора. Он использует Олимпиады как витрину для своих достижений.

Atos начал работать с МОК еще в 1989-м, а официальным партнером стал между Сиднеем и Солт-Лейк-Сити, в 2001-м. Максимально мощным взаимодействие стало к Олимпиадам в Лондоне и Сочи, именно их компания выделяет как прорывные с точки зрения собственных технологий. Atos – гигант отрасли, у которого есть проекты в разных сферах – от космонавтики и химической промышленности до банковских услуг и ритейла. В компании около 100 000 работников из 72 стран мира. Олимпийские игры для нее – способ единовременно продемонстрировать наработки из несмежных областей.

Например, уже перед Олимпиадой в Рио компания уделяла особое внимание кибербезопасности: система, которую в Atos создали для всесторонней защиты Игр, совершала в среднем по 400 действий в секунду (570 миллионов за время Олимпиады) – это бесконечные проверки лог-файлов, контролирующих все действия посетителей сайтов, связанных с Рио-2016. В итоге МОК и Atos отчитались о 100-процентной эффективности и полной защите внутренней и внешней систем Игр. (На старте Олимпиады в Пхенчхане неприятный эпизод все-таки был: предполагалось, что хакеры проникли во внутреннюю систему Atos за несколько месяцев до Игр, что помогло им организовать кибератаку – однако продолжения эта история не получила).

На мощностях Atos работает почти вся техника, задействованная в проведении Олимпиады: от базы данных с результатами и справочных систем до олимпийской вещательной службы и других технологических партнеров.

Начиная с Пхенчхана-2018 МОК активно внедряет принцип «Один раз создал – много раз использовал». Это в первую очередь не про инфраструктурное наследие олимпийских столиц, а про сервисы, которые можно использовать неоднократно. Один из главных шагов, которым гордятся и в Atos, и в МОК: во время Игр-2018 удалось максимально задействовать облачный сервис Canopy Cloud.

Организаторы не стали создавать IT-инфраструктуру на месте, которая будет использоваться всего две недели, а воспользовались облаком Atos. Серверы находятся в Голландии, операционный центр – в Барселоне, лаборатория, которая интегрирует новые разработки, – в Мадриде, а службы техподдержки (от Dell EMC) – в Индии, Ирландии и США. Оказалось, что все нужды Олимпиады можно удовлетворить и удаленно: оставили всего 100 физических серверов при 1500 виртуальных. Это были первые полностью облачные Игры, хотя частично решение использовали уже в Рио.

С поправкой на больший объем событий те же мощности можно будет использовать через два года на летней Олимпиаде в Токио. К тому же Atos анонсирует, что Canopy Cloud легко можно совмещать со сторонними системами. МОК с 2028-го передает информационно-техническое обеспечение Олимпиад новому партнеру – Alibaba Group, однако ожидается, что Atos останется в проекте как поставщик IT-решений и будет сотрудничать с китайской компанией.

По данным аналитиков IDC, внедрение облачных сервисов типа Canopy Cloud делает IT-операции на 66% эффективнее и на 61% снижает затраты. Вложения в проекты оправдываются в среднем за восемь месяцев, а доходность инвестиций за пять лет составляет космические 640%.

Atos хочет устраивать соревнования голограмм

Планы, которые озвучивает Atos, периодически выглядят крайне футуристично.

– Помню, как на Олимпиаде в Лондоне зрители на трибунах доставали планшеты, чтобы параллельно следить за вторым событием, и в это же время твитили о чем-то третьем. Тогда я понял, насколько вездесущими нам нужно быть, – делился впечатлениями Патрик Адиба, шеф Atos по ключевым событиям и сотрудничеству с Олимпиадами. – В идеале мы планируем использовать голограммы, которые можно ретранслировать одновременно на многие стадионы. Например, чтобы зрители приходили на стадион в Барселоне и в лайв-режиме видели то же самое, что происходит на арене в Пхенчхане.

Цитате полтора года, голограммы в спорте пока не перестали удивлять, но уже проникли, например, на телевидение: во время чемпионата мира Эден Азар, находясь в Казани, в то же время сидел на стуле в бельгийской студии и разговаривал с журналистами. Учитывая, что финансовые возможности организаторов Олимпиады обширнее, чем у телекомпаний, фантазии Atos не кажутся такими уж оторванными от земли.

Слова одного из боссов – не громкая необдуманная мелочь, произнесенная ради шума. Подбираться к голограммам в Atos начали еще в 2012-м. Компания публикует брошюры, в которых ее сотрудники и партнеры декларируют цели на несколько лет вперед. Тогда ориентиром был 2020-й, а приглашенный редактор номера Саймон Купер (автор известной «Футболономики» и других книг о спорте) всерьез рассуждал о том, насколько крутым может быть олимпийский финал на 100-метровке, в котором все спортсмены физически находятся в разных местах, а на картинке для болельщиков бегут одновременно как голограммы.

В свежем журнале из этой серии (кстати, Atos разумно отказался формулировать ключевые прогнозы на восемь лет вперед и теперь осторожно называет стратегию «2020+») компания открыто жалуется на низкий темп внедрения онлайн-технологий в спорте. Тот же Патрик Адиба формулирует жестко: «Заинтересованным ответственным лицам нужно ускорять диджитал-трансформацию, иначе они просто потеряют внимание аудитории».

В доказательство Atos приводит выводы и цифры:

а) геймификация внутри арен дает 25% прироста посещаемости и плюс 45% времени в точках, где можно приобрести лицензионные товары;
б) использование облачных сервисов снижает смету мероприятия на 30-35%;
в) грамотное сотрудничество при использовании больших данных, которые можно собрать на каждом ивенте, приносит пользу не только организаторам и площадке, но и экономике всего города или района мегаполиса;
г) современные превентивные меры безопасности, в том числе в киберпространстве, во-первых, помогают выявить потенциальных нарушителей задолго до их онлайн-действий или прихода на стадион, а во-вторых, снимают с бюджета лишнюю нагрузку на квалифицированных сотрудников охраны.

Всем пора экспериментировать с 5G-интернетом. Atos утверждает, что это главный драйвер роста

В топ-10 прорывных технологий, которые определят будущее спорта и индустрии развлечений в ближайшие пять лет, платформы для сбора данных Atos относит к мейнстриму, дополненную реальность, виртуальных помощников, геймификацию и интернет вещей считает базовым уровнем, а продвинутую аналитику на основе машинного обучения и блокчейн классифицирует всего лишь как этап взросления и созревания.

Вот три главных направления развития (в порядке возрастания по значимости для бизнес-показателей) по мнению Atos:

3) Объектно-ориентированные медиа – термин не придуман, а позаимствован из программирования. Там объектно-ориентированным называют подход, где в основе любой структуры не что-то абстрактное, а конкретный пользователь и способы решения его задач.

– Сейчас все больше сайтов используют адаптивный дизайн: тексты, изображения, звук распространяются по отдельности и объединяются только на устройстве пользователя – медиа приобретает уникальный вид для каждого, – поясняет Пол Мур, директор по новым медиа и технологиям будущего, который отвечает за взаимодействие Atos и BBC. – Представьте, что сюжет фильма, его продолжительность, настроение прямо по ходу просмотра меняются в зависимости от вашего поведения, ваших реакций или вашего желания. Пока еще мы до такого не дошли, но это ближайшее будущее.

2) Облачные комплексы – собственно, то, что Atos успешно и масштабно протестировал во время Олимпиады-2018. В списке довольных клиентов у Atos уже два крупных спортивных мероприятия, летом гибридное облако использовали во время объединенного чемпионата Европы по летним видам спорта. По формату – ключевые турниры по разным видам спорта в одном городе – это действительно была мини-копия Олимпийских игр, облачный сервис от Atos очень пригодился.

1) 5G-интернет – Atos советует уже сейчас (опять же по примеру Игр-2018) договариваться о партнерстве с телекоммуникационными компаниями, внедрять на аренах 5G-интернет и использовать максимально широкую на сегодняшний день пропускную способность сети. По мнению IT-гиганта, это лучший способ сразу же получить основу для будущих сервисов, выстроенных вокруг собранных больших данных. 5G – это действительно прорыв с точки зрения скорости, по сравнению с LTE информация должна передаваться быстрее в 30-40 раз. В массовом использовании сети пока нет, но отдельные b2b-проекты уже реализуются.

Топ-менеджеры Atos осознают, что одна из основных задач при подготовке к Играм в Токио и Пекине – грамотно определить, какие из технологий нового уровня достаточно проверенные и зрелые, чтобы опираться на них глобально, а какие разумнее ограничить демонстрационным использованием.

– Один из вызовов Олимпиады в Токио – то, что нам предстоит с первой попытки внедрить все инновации в пять новых для олимпийской программы видов спорта: карате, серфинг, бейсбол, скалолазание и скейтбординг, – уточняет Марта Санфелиу, операционный шеф по внедрению решений Atos на Олимпиадах и других крупнейших мероприятиях. – Что касается общих технологий: например, видеоплеер, в котором можно будет смотреть всю Олимпиаду-2020, мы разрабатываем уже сейчас, и его работа будет основана именно на сетях 5G.

На курс Atos точно стоит ориентироваться.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Кейсы