Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

В России моментально воспроизвели вирусную AR-фотозону из Далласа. В Питере и Перми сработали частные компании 

Талантливо повторили за «Ковбойз».

Осеннее видео из Далласа, где болельщики фотографируются с игроками «Даллас Ковбойз» благодаря технологии дополненной реальности, оказалось не просто виральным, а еще и вдохновляющим для российских разработчиков. 

В течение трех недель аналогичные фотозоны появились на двух российских аренах: футбольной в Петербурге и баскетбольной – в Перми. Причем ни там, ни там готовых решений не покупали, с проектами в очень короткие сроки справились российские компании.

Фотозона в Петербурге: разработка в четырех городах, адаптация под сборную России и «Зенит», 1500 кадров за четыре матча

В России формат дебютировал 16 ноября на матче Россия – Бельгия: в фойе «Газпром Арены» появилась видеостойка, брендированная «Газпромбанком». Она осталась на стадионе и после игры сборной – стала одним из постоянных элементов зенитовского «Фан-Променада» («Газпромбанк» сотрудничает и с РФС, и с «Зенитом»).

Технологию, выстрелившую в Далласе, воспроизвела для петербургского стадиона небольшая IT-компания «Пропеллер»: она стартовала в Кемерово, охватила всю Россию и вышла на международный уровень (открыла офис в Таллине), но в спорт окунулась только сейчас.

Sport Connect выяснил у руководителя технической части проекта Дмитрия Степанова, как его команда за пару недель подготовила AR-фотозону с нуля.

– Мы познакомились с «Зенитом» за год до старта этого проекта: я просто приехал в клуб, чтобы рассказать о возможностях нашей компании в области дополненной реальности. В конце октября 2019-го руководитель PR-отдела «Зенита» Никита Севостьянов обратился с вопросом, сможем ли мы сделать то же самое, что и «Даллас». У нас была задача реализовать все к 16 ноября.

Опыта именно такого проекта у нас не было, опираться мы могли разве что на похожую историю с чемпионата мира по футболу: на стадионе в Калининграде можно было сделать кадр с Бастой и талисманом турнира. Но там они не выходили к болельщику, не двигались – получалась просто фотография. А здесь мы вдобавок работали с командой: снимали всех игроков и тренера. Уже эти исходники адаптировали программисты.

Параллельно проектом занимались в четырех городах: программисты нашей компании находились в Кемерово и Калининграде, в Москве было все оборудование, в Петербурге проходили съемки (к тому же игроков сборной мы перед матчем с бельгийцами дополнительно снимали на сборе в Сочи).

Видео было готово во вторник, матч – в воскресенье, на склейку и адаптацию под приложение оставалось всего несколько дней. Уже к четвергу мы подготовили прототипы, в Москве провели тесты, а в субботу привезли видеостойку в Петербург. После игры сборной перерабатывали этот продукт под «Зенит», зона действовала следом на матчах с «Лионом», «Спартаком» и «Динамо».

Игроки «Зенита» и сборной пересекаются, но мы всех зенитовцев снимали заново. Да, сейчас можно изменить форму игроков наложением, однако в этом не было смысла: вышло бы и дорого, и не очень качественно. Дешевле и рациональнее организовать еще два съемочных дня. В итоге мы отсняли 15 футболистов «Зенита» плюс Сергея Семака. В среднем каждый проводил перед камерой не более десяти минут.

Мы предлагаем болельщикам пять пятерок игроков на выбор, но менять их состав пока нельзя – эту функцию добавим позже. Отснято все уже сейчас. У нас шесть вариантов видео со всеми футболистами: каждый игрок на каждой из пяти позиций в пятерке (справа и слева, сверху и снизу, в центре), также есть соло-проход для фотографии с одним игроком.

Причем многие игроки в процессе сами начинали предлагать забавные действия. Например, Олег Шатов предложил изобразить, будто он выходит, кладет руку на руку и засыпает – это дополнительные фишки, которые родились уже благодаря интересу самих игроков. Мы снимали все в 4K, но отображается пока только HD-вариант – еще есть возможность повысить качество, понадобится просто обновить оборудование.

В целом по видео с арены «Далласа» было понятно, как все устроено. Мы разработали софт на Windows, который связывает камеру, экраны и компьютерный блок. Использовали два экрана: первый – с сюжетом, второй – маленький, куда люди вводят почту, чтобы получить фотографию. Если добавим еще один маленький экран, ускорим процесс, так как иногда очередь на ввод почты не меньше, чем на само фото. Чтобы съемка шла быстрее, сотрудник зоны сам взаимодействует с панелью (человек только называет, с кем хочет сделать фото). Если бы это приходилось делать болельщику, уходило бы гораздо больше времени.

Среди будущих улучшений – анимированная заставка, для нее кадры тоже уже отсняты. Сейчас на экране статичный Артем Дзюба, а мы планируем заменить фотографию на видео. Например, Сергей Семак зазывает болельщиков: смотрит по сторонам, рукой просит подойти, приглашает сделать фото.

Возможно, будет полезно добавить к действующим футболистам ветеранов, легенд клуба. Уже сейчас мы заметили интерес: некоторые болельщики постарше спрашивают, можно ли сделать фото с Данни, Радимовым или Аршавиным.

Зона точно улучшится, когда мы с коллегами из «Зенита» добавим фон – чтобы болельщики фотографировались не на фоне толпы, а, например, на фоне поля или стадиона. Еще поможет ускорить процесс обратная сторона пресс-вола, если мы разместим уже там информацию о том, с кем именно можно сфотографироваться – тогда больше болельщиков будут подходить к видеостойке уже с готовым решением.

За четыре матча на «Газпром Арене» сделано около 1500 фотографий, болельщики чаще выбирают фото с пятерками. А для индивидуальных кадров чаще всего предпочитают Сергея Семака – примерно треть фото сделаны с ним. Спросом пользовались Иванович и Дриусси, еще добавим Дзюбу, Жиркова – их многие просят. Наверняка они тоже будут среди лидеров.

Фотозона в Перми: полторы недели на решение, готовятся к 5G в России, будут продавать разработку за 600 тысяч

Параллельно схожий проект, тоже вдохновленный опытом «Далласа», реализовали в Перми на матче местного БК «Парма» с ЦСКА. К играм с чемпионом там традиционно готовят сюрпризы (например, робота, который потом станет тренером, презентовали именно на матче с москвичами). Релиз AR-фотозоны состоялся 8 декабря.

Пермская компания Digital Events тоже ввязалась в эту историю без готового решения, быстро разобралась, а теперь готова тиражировать разработку. Аппарат назвали «Селфи стар». Детали проекта в интервью Sport Connect раскрыл технический директор Digital Events Андрей Чорный.

– На самом деле все началось с поста на Sport Connect: коллега Евгений Категов скинул мне этот материал и спросил, можем ли мы сделать такую же фотозону. Я пообещал, что сможем, а затем задумался, как именно это сделать. Когда собрались с командой программистов, нашли решение и буквально через полторы-две недели показали механику программы.

Я бы не назвал технологию космической. Мы в Digital Events концентрируемся на диджитализации ивентов и на пермских мероприятиях стараемся показать людям, что развлечения могут быть цифровыми. Честно говоря, не знаю, как именно все реализовано в Далласе, мы просто постарались по образцу воспроизвести тот же результат. Думаю, там все устроено примерно так же, как у нас.

Кстати, технология ведь не новая: я видел такое, например, в привязке к Олимпиаде в Сочи – там можно было сфотографироваться с талисманами Игр. Еще тогда идея запомнилась, я думал ее использовать для фото со звездами. А «Даллас» открыл другое направление.

Сама видеостойка – стандартная, это просто вертикальная мультитач-панель. Внутри – компьютер, который мы дооснастили камерой. Единственное, что мы адаптировали – расстояние от камеры до человека. Ему ведь нужно пять секунд: отойти, чтобы на фотографии все выглядело органично.


С Евгением мы планируем использовать разработку на его турнирах по прыжкам с трамплина, но еще до этого мы решили провести тест в боевом режиме. Наша компания обслуживает дворец спорта «Молот» и взаимодействует с БК «Парма», мы занимаемся видеооборудованием, светом, звуком и так далее. С коммерческим директором клуба Михаилом Дмитриевым мы договорились, что вместе сделаем пилотный образец – бесплатно для «Пармы». Затраты клуба – только время пиар-службы на съемку игроков.

Мы дали клубу четкое техническое задание: как игроки должны выходить, через сколько времени садиться, каким именно образом. Болельщик может выбрать от 1 до 4 игроков (наша логика: на площадке – пятеро баскетболистов, на фото – четверо и болельщик как пятый игрок команды). В разных вариантах расположение должно быть разным: если выбираешь двоих – они должны стоять по бокам, а не сидеть, если троих – два баскетболиста стоят, третий садится рядом.

Пока мы сделали под «Селфи стар» одну видеостойку, но вообще у нас десять таких медиапилонов. Если, например, «Парма» захочет расширить проект – мы без проблем дооснастим хоть все девять (добавим камеру) и выставим на арене. У аппарата постоянно была очередь, за один матчдей мы разослали почти 200 фотографий. Теоретически клубы, которые играют на одной арене, могут приобрести себе одну такую стойку на двоих, ее без проблем получится переключать – достаточно будет запускать нужный софт, причем это можно делать и дистанционно. 

В Пермском крае наша компания «Реактор-Видео» занимается техническим обеспечением мероприятий. Например, выполняем все работы для турниров по прыжкам с трамплина: борты, трансляция, графика и так далее. Digital Events – дочка, которую мы создали год назад, чтобы сосредоточиться на диджитал-развлечениях для мероприятий. Мы предоставляем интерактивные фотозоны, пишем игры, основанные на голосе (причем все всегда делаем своими силами – и разработку, и дизайн). Пока работаем только в Пермском крае, ближайшая цель – выйти за рамки региона.

В целом мы сейчас готовимся ко внедрению 5G: когда технология станет доступной, мы будем одними из первых предлагать дополненную реальность в развлекательной индустрии. Пока мы ограничены скоростью интернета.

«Селфи стар» уже вызывает интерес у других клубов, причем такой проект не будет дорогим – в среднем понадобится вложить около 600 тысяч рублей. Точная цена зависит от размера видеопанели, а наш программный код универсален. Если клуб захочет изображение в 4K ­– понадобится просто более мощный компьютер и камера.

Автор: Андрей Васильев